Умственное воспитание детей на музыкальных занятиях.
консультация (средняя группа) на тему

Горина Галина Геннадьевна

       Умственное  воспитание  детей  на  музыкальных  занятиях.

                                  (консультация для педагогов и родителей)

В. А. Сухомлинский писал: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек. Его духовный мир, мышление и речь. Внимание ребёнка как бы сосредоточивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картину; эта картина просится в слово».

          Меня как музыкального руководителя заинтересовала возможность умственного развития детей средствами музыки. Прежде всего, уточним задачи:

1.    Знакомить детей с фактами и явлениями окружающей жизни средствами музыки, расширять кругозор;

2.     Формировать речь детей в процессе обучения их слушанию музыки и пению;

3.    Развивать умственные способности детей, направленные на усвоение знаний, навыков в музыкальной деятельности;

4.     Формировать их самостоятельность, умение творчески применять знания в разнообразной деятельности на занятиях и вне их;

5.    Развивать любознательность, познавательные интересы детей посредством музыки, разнообразной по настроению, жанрам, средствам выразительности.

Поставленные задачи решаются во всех формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, праздничных утренниках, развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной музыкальной деятельности, причем с воспитателями. В календарном планировании музыкальных занятий предусматриваю, как обеспечить решение всех задач умственного воспитания в сочетании с другими задачами. Наиболее трудные задания, требующие большого умственного напряжения, чередую с более простыми и знакомыми, тщательно слежу за активностью ребят. В конце учебного года с целью анализа музыкального развития каждого ребёнка планирую итоговое занятие и индивидуальное прослушивание. Диагностические данные сравниваются.

     Слушание музыки я рассматриваю как одно из действенных средств умственного развития детей. Для этого использую музыкальные произведения, разнообразные по тематике, настроению, жанрам, средствами выразительности, осуществляя тем самым первый этап в умственном развитии – организацию познавательного опыта, накопление общих и специальных знаний из области музыкального искусства, упорядочение и приведение их в систему.

     Составной частью умственного воспитания является развитие и совершенствование у детей мыслительных процессов, элементов логического мышления. С младшего возраста стараюсь учить детей узнавать, сравнивать, обобщать, высказываться о музыке. В средней группе практикую такие задания: узнай, правильно назови, сравни два различных по настроению произведения, связанные одним музыкальным образом. Цель заданий – учить сравнивать на основе самостоятельного анализа, делать вывод, при этом обосновывая его. В старшей и подготовительной группе ставлю более сложные задачи: научить детей дифференцированно воспринимать характер музыки в пределах одного жанра, уметь точно выразить мысль словами, обосновать ответ, находить образные выражения.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >