Консультация для родителей
консультация на тему

Николинко  Галина Петровна

Как воспитать в ребенке культуру поведения, какие использовать методы и приемы рассказывается в данной консультации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_znakomit_detey_s_normami_povedeniya.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 на тему:

« Как знакомить детей с нормами поведения»

Подготовила

воспитатель высшей категории

 Евсеева Галина Петровна

За короткий период дошкольного детства ребенок усваивает многие способы поведения и общения. Он чутко присматривается к поведению взрослых и сверстников, подражает их  речевым особенностям, манерам, жестам, у него появляются довольно устойчивые привычки. Он интенсивно развивается физически, интеллектуально, нравственно. Ярко проявляется его стремление к общению со взрослыми и сверстниками.

Обучение как один из ведущих методов воспитания помогает усвоить определенный объем конкретных навыков и умений, от которых зависит поведение ребенка, его организованность, самостоятельность, упорядоченность и осмысленность действий.

Усваивая необходимые навыки, ребенок знакомиться с правилами поведения. Благодаря правилам ребенок должен усвоить, осмыслить, как надо вести себя со сверстниками и взрослыми дома и в детском саду, на улице и в общественных местах.

С этой целью ребенка обучают правилам, связанным с соблюдением чистоты и опрятности, общения и речевого этикета, правилам вежливости, поведения за столом.

Необходимо учитывать, что у детей дошкольного возраста может наблюдаться разрыв между знанием и опытом в силу возрастных и психологических особенностей. На это указывал А.С.Макаренко, говоря, что между пониманием ребенка, как нужно поступать и привычным способом « есть какая – то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом». «Заполнить опытом» - это значит постоянно упражнять ребенка в выполнении правил поведения. Если в семье от ребенка требуют благодарить за услугу, вежливо обращаться с просьбой, убирать за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе. Полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных и в специально создаваемых ситуациях, использовать для этого различные поручения, задания, игры.  Например, предложите вашему ребенку сходить  к соседу и попросить что-нибудь. При этом необходимо напомнить ему, как обратиться с просьбой, выразить признательность за услугу:

- Прежде чем войти, не забудь спросить разрешение об этом. Поздоровайся со всеми, а потом вежливо скажи: «Дайте мне, пожалуйста…». Не забудь о слове « пожалуйста», затем скажи « спасибо». Говори четко и ясно, чтобы тебя услышали и поняли.

Когда ребенок выполнил  поручение, можно спросить его: « Расскажи, как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?». Это побуждает его проанализировать собственное поведение. Вводя любое правило, надо разъяснить его смысл. Если ребенок понимает, почему оно необходимо и знает, как его выполнить, то он быстрее овладевает нужными способами поведения. Убедившись в том, что он знает и понимает правила, можно требовать от него соответствующих форм поведения. Но некоторые родители поступают так: « Как ты ведешь себя! Разве не знаешь, что в вагоне нельзя шуметь и бегать, что в чужое купе без разрешения нельзя входить?!»

Замечания правильные, но малыш еще не знает, как полагается вести себя в общественных местах, поэтому даже не понял, почему недовольны его поведением.

Маленьким детям необходимо разъяснять то, что взрослому вполне понятно.

Взрослые обычно обосновывают свои требования: не сложил свои вещи аккуратно – и теперь они будут мятыми, а ты будешь выглядеть не опрятно; если игрушки и книги кладут на место, то их не приходится искать,  и они выглядят, как новые; не убрал после себя постель – это придется сделать за тебя маме.

 Ребенка недостаточно лишь познакомить с правилами, полезно еще и показать способы его выполнения. Например, как сидеть за столом, пользоваться вилкой, ножом и ложкой, содержать в порядке свои вещи и т.д. показ в сочетании со словом помагает ребенку понять, что от него хотят.

Требование выполнять то или иное правило должно вызывать положительную реакцию у ребенка.

Руководя поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Как делать замечание, чтобы оно не вызывало в ребенке внутреннего  сопротивления? Здесь важны такт и доброжелательность взрослого, стремление помочь маленькому человеку безболезненно воспринять замечание. Например, замечание, основанное на конкретных понятиях « хорошо» или « плохо», оказывает положительное воздействие на детей:

- Удивляюсь, как ты такая хорошая хозяюшка поступила так плохо: бросила все дела, не закончив их. Разве ты не помнишь правило : после себя все убирать на место?

 Выбирая способы влияния на детей взрослый учитывает возраст, индивидуальные особенности, конкретную ситуацию, настроение ребенка. В одном случае можно мягко, но требовательно, тоном, не допускающим возражений.

Руководство поведением детей должно сочетаться с предоставлением им разумной самостоятельности.

Культура поведения ребенка проявляется не только в умении здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, обратиться с просьбой, посторониться, пропустить вперед себя, но и в способности быть доброжелательным, с уважением относиться к окружающим. Мы с вами должны добиваться этого, внимательно следя за соблюдением правил поведения детьми, не допуская отклонений от них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...