Родительское собрание: "Проблема взаимодействия детей с современными гаджетами"
методическая разработка на тему
Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. Новые технологии активно вторгаются не только нашу жизнь, но и жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, планшеты, гаджеты прочно вошли в жизнь многих малышей, начиная с первых месяцев жизни.
В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
Актуальность темы
В обществе все больше распространяется мнение о том, что гаджеты опасны для психики ребенка: развивают в нем агрессивность, сужают круг его интересов, обедняют эмоциональную сферу. Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. Новые технологии активно вторгаются не только нашу жизнь, но и жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, планшеты, гаджеты прочно вошли в жизнь многих малышей, начиная с первых месяцев жизни.
В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
Актуальность темы
В обществе все больше распространяется мнение о том, что гаджеты опасны для психики ребенка: развивают в нем агрессивность, сужают круг его интересов, обедняют эмоциональную сферу. Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера?
Цель: выяснить соотношение пользы и вреда компьютера.
Задачи:
- Выяснить в какие гаджеты играют дети?
- Проанкетировать родителей.
- Проанализировать результаты анкетирования.
- На основе литературы выявить, чем полезны компьютеры и чем вредны?
- Дать рекомендации, что необходимо соблюдать при игре в компьютер.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ответы на эти вопросы помогут вам определить, не развивается ли у вашего ребенка зависимость от разнообразных электронных девайсов.
1. Ваш малыш проводит за компьютером (с телефоном или планшетом) больше одного часа в день.
а) Нет.
б) Да.
2. Без компьютера и телевизора ребенок скучает и мается от безделья.
а) Нет.
б) Да.
3. Увлекшись электронной игрой, малыш часто отказывается идти есть или гулять.
а) Нет.
б) Да.
4. Карапуз рисует только на компьютере и отказывается делать то же самое на бумаге, а чтению вслух он предпочитает просмотр мультиков.
а) Нет.
б) Да.
5. Ребенок не может обходиться без электронных «друзей» и использует их ежедневно.
а) Нет.
б) Да.
Расшифровка
Если на четыре вопроса из пяти вы ответили утвердительно, значит, вам стоит серьезно задуматься над тем, как ограничить общение малыша с электроникой. Действуйте мягко, но уверенно, в противном случае ребенок действительно рискует заработать серьезную зависимость от гаджетов. Если большинство ответов отрицательные, беспокоиться не о чем, но терять бдительность все-таки не стоит.
Важно! Лучше проходить этот тест раз в полтора месяца: в таком случае вы сможете оперативно подкорректировать ситуацию.
В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации». Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. По данным исследования Института педагогики и экологии медиа средств (Штутгарт, Германия) – это непосредственно связано с экранным воздействием. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Собственная самостоятельная, содержательная активность не только блокируется, но (!) не развивается, и даже не возникает, не появляется.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьёт лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий.
Конечно, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача – не напугать в очередной раз ужасающей картиной падения нравов современной молодёжи, а понять истоки этих тревожных явлений.
Но неужели всему виной экран и компьютер? Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает силы и внимание малыша, когда планшет подменяет для маленького ребёнка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.
Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения своей личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) – период зарождения и формирования наиболее общих фундаментальных способностей человека. Термин «фундаментальных» здесь употреблён в самом прямом смысле – это то, на чём будет строиться и держаться всё здание личности человека.
В истории педагогики и психологии был пройден большой путь до того момента, когда были замечены и признаны своеобразие и особенности первых лет жизни человека, когда было показано, что дети - это не маленькие взрослые. Но сейчас это своеобразие детства опять оттесняется на задний план. Это происходит под предлогом «требований современности» и «защиты прав ребёнка». Полагается, что с маленьким ребёнком можно обращаться так же, как со взрослым: его можно учить чему угодно (а он может и должен усваивать нужные знания). Сажая малыша перед телевизором или компьютером, родители полагают, что он, так же как и взрослый, понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так. Вспоминается эпизод, в котором молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома неумело хлопочет по хозяйству, а ребёнок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг «кино» кончается, и ребёнок начинает орать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед окном стиральной машины, в котором крутится и мелькает цветное бельё. Ребёнок резко замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор.
Этот пример наглядно иллюстрирует своеобразие восприятия экранного изображения маленьким ребёнком: он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнитом притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребёнок начинает испытывать потребность в ней, ищет её повсюду. Примитивная потребность в сенсорных ощущениях может закрывать ребенку всё богатство мира. Ему уже всё равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно также он начинает воспринимать и окружающую действительность…
Как можно видеть, «равноправие» детей в использовании СМИ не только не подготавливает их к будущей самостоятельной жизни, но крадёт у них детство, мешает сделать важнейшие шаги в развитии личности.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность.
Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать детям осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма.
Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.)
Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем
Родителями заполняется таблица: что хорошего, негативного в компьютере и что показалось интересным.
Плюсы | Минусы | Интересно |
Техника безопасности
Некоторые родители испытывают тревогу из-за того, что могут навредить интеллектуальному развитию ребенка, ограничивая его доступ к компьютеру или телефону. Подобные страхи абсолютно беспочвенны, а вот зависимость от гаджетов у ребенка действительно может сформироваться. Так что в первую очередь стоит подумать о том, как грамотно ограничить увлечение малыша информационными технологиями.
• С самого раннего возраста не оставляйте телефон, планшет или пульт от телевизора в открытом доступе. Малыш должен спрашивать разрешения каждый раз, когда захочет воспользоваться ими.
• Поставьте ребенка перед фактом, что он может проводить за компьютером или телевизором не больше определенного количества времени в день, и договоритесь о двух обязательных пятиминутных перерывах.
• Не забывайте о том, что маленькие дети понятия не имеют о компьютерной или интернет - зависимости. Расскажите малышу о том, что некоторые люди настолько привязываются к своему телефону или ноутбуку, что во время игр забывают есть, пить, мыться и спать, – и в результате просто заболевают.
• Уделите больше внимания общению ребенка со сверстниками. Если вы приглашаете в дом маленьких гостей, развлечения имеет смысл планировать заранее: готовьте викторины, конкурсы, и, разумеется, призы. Чем теснее связь малыша с друзьями, тем меньше будет у него поводов для заведения виртуальных знакомств и электронных игр в одиночестве.
• Постоянно предлагайте ребенку разные варианты совместного времяпрепровождения: будет полезно, если занятия с вами войдут в привычку. Рано или поздно малыш и сам начнет проявлять интерес к тому или иному виду деятельности и обзаведется своими собственными увлечениями, не связанными с гаджетами.
Чем вредны «голубые экраны»?
1. Исследования показали, что, увлекшись игрой или просмотром передачи, ребенок моргает в 3 раза реже, чем обычно. Это приводит к утомлению глазных мышц и негативно сказывается на сетчатке и сосудах. Испытывая эмоциональный подъем, малыш не замечает наступившего утомления: он не пытается поморгать, чтобы сбросить напряжение, или перевести взгляд на другие объекты, и в результате появившиеся симптомы только усугубляются.
2. Если ребенок пользуется телевизором или компьютером с экранами старого поколения (не жидкокристаллическими), то он постоянно находится в зоне действия электростатического поля высокой напряженности. Электростатика разгоняет осевшие на экранах пылинки до высоких скоростей и отрицательно влияет на кожу лица и глаза маленького зрителя.
3. Во время компьютерных игр ребенок испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Исследования российских физиологов показали, что даже ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников: это в свою очередь способствует формированию у малыша повышенной возбудимости.
4. Из-за длительного пребывания за компьютером в неподвижной позе у ребенка возникает значительное напряжение в теле (особенно в руках). Это приводит к утомлению мышц, ухудшению нервной проводимости и провоцирует нарушения координации движений пальцев, судороги кисти и предплечья. В перспективе постоянное перенапряжение может обернуться неврологическим расстройством под названием «туннельный синдром» (нарушение работы нервов запястья).
5. Длительное напряжение мышц шеи во время работы за компьютером или просмотра телепередач (следите, чтобы ребенок сидел правильно!) приводит к ухудшению кровоснабжения и может обернуться кислородным голоданием мозга. Первые симптомы этого состояния – стойкие головные боли и необъяснимая на первый взгляд вялость.
6. Сохранение неподвижной позы в течение долгого времени затрудняет дыхание и может привести к приступам кашля
Рефлексия
-Мы затронули сложную тему. Хотелось бы услышать ваше мнение!
Я понял, что ….
Меня удивило, что …
Меня заинтересовало, что …
Мораль сей басни такова, …
(Высказывания родителей)
Приложение 2
Плюсы | Минусы | Интересно |
Приложение 3
РОДИТЕЛИ, ВНИМАНИЕ!
Возможно, кого-то из родителей шокируют наши рекомендации - ведь для многих из них э:о попросту сильно меняет устоявшиеся домашние правила. Но мы шокируем их еще больше -15 минут не ежедневно, а лишь три раза в неделю, через день! Таковы данные исследований. Доподлинно известно, что сегодня в домах, где родители не особенно осведомлены, дети просиживают за экраном не 15 минут три раза в неделю, а ежедневно - и по много часов!
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8' минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза! Есть, конечно, и другие нехитрые правила. Обучите им своего ребенка на выбор. Пусть выполняет их самостоятельно. Польза от этого будет не малая.
1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его. на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
- Не поворачивая головы, закрытыми глазами
Без ущерба для здоровья ребенок может непрерывно работать за компьютером всего 15 минут, а дети близоруких родителей только 10 минут.
РАБОЧЕЕ МЕСТО
Кроме всего, важно знать, как правильно организовать рабочее место. Сделать это нетрудно, а сохранению здоровья ребенка помочь может. Так, мебель должна соответствовать его росту. Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3-3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке. Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной группе «Современные гаджеты для детей - «за» и «против»
Родительское собрание для подготовительной группы детского сада «Современные гаджеты для детей - «за» и «против»Цель: создание условий для расширения и углубле...
Интерактивная гостиная на тему «Проблема взаимодействия детей с современными гаджетами»
Краткая аннотация к сценарию.Многие родители, замечая тот факт, что ребенок все больше и больше интересуется гаджетами, начинают волноваться, что у их чада зависимость. А когда нуж...
Какой вред здоровью детей наносят современные гаджеты?
Какой вред здоровью детей наносят современные гаджеты?...
Какой вред здоровью детей наносят современные гаджеты?
Какой вред здоровью детей наносят современные гаджеты?Подготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна Современная жизнь уже попросту немыслима без разнообразных гаджетов. Мы засыпаем с тел...
Консультация "Дети и современные гаджеты"
Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Телевизор, компьютер, телефон прочно...
Какой вред здоровью детей наносят современные гаджеты?
Современная жизнь уже попросту немыслима без разнообразных гаджетов. Мы засыпаем с телефоном у кровати и просыпаясь, первым же делом проверяем социальные сети. Но если взрослые люди способны на самоко...
Польза и вред для детей от современных гаджетов
Современные дети чуть ли не с пеленок знают, что такое гаджет. Телефон для ребенка давно превратился в необходимое средство, которое позволяет слушать музыку, смотреть мультфильмы или читать книги. Мн...