Клуб для родителей
методическая разработка на тему
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский общеразвивающего вида № 7 «Ивушка» г.Белореченска МО Белореченский район
Тема: «Работа с родителями через организацию и функционирование детско-родительского клуба»
Срок реализации: январь 2013 – декабрь 2015г.
Руководители: Любимова Нина Николаевна, заведующая
Алексеева Наталья Валентиновна, старший воспитатель
«Где нет воодушевления, там нет и воспитания»
Актуальность
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Для многих коллективов дошкольных учреждений актуальным стал поиск таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.
Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Организация и функционирование такого структурного объединения педагогов, детей и их родителей раскрывает качественно новые возможности, как для семьи, так и для детского сада. Семья дошкольника остро нуждается в компетентной помощи, а клубная работа – оптимальный вариант дифференцированного сопровождения и просвещения родителей.
Наряду с этим, клубная работа раскрывает перед детским садом широчайшие возможности для организации совместной работы, поскольку позволяет:
- отказаться (в некоторой степени) от практики массовой просветительской деятельности и организовать совместное детско-родительское взаимодействие в сопровождении специалистов;
- вместо ориентировки на общий контингент, организовать дифференцированные группы, в зависимости от особенностей и потребностей семей;
- отказаться от столь распространенной «добровольно-принудительной» основы и руководствоваться принципом добровольного участия родителей в мероприятиях;
- сменить роль родителей: вместо «пассивного слушателя» - «активный участник»;
- от разовых бессистемных мероприятий перейти к планомерной, систематической, последовательной работе.
Цель деятельности детско-родительского клуба – комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ), гармонизация детско-родительских отношений.
Основные задачи работы клуба
- Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей.
- Создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника.
- Построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях ДОУ и семьи.
- Подключение «родительского ресурса» к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию.
- Создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию; знакомство с оптимальными способами общения; сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей.
Технология организации и функционирования детско-родительского клуба имеет четкую структуру, включающую все необходимые компоненты. Методологический компонент включает актуальность, целеполагание, новизну, планирование и критерии оценки эффективности работы.
Ведущими принципами организации детско-родительского клуба являются:
- добровольность участия членов в его работе;
- свобода выбора деятельности;
- возможность реализации своих интересов и способностей в творчестве и общении.
Главными функциями детско-родительского клуба являются:
- коммуникативная – формирование условий для общения, проведения досуга;
- предметно-деятельностная – непосредственное решение задач развития личности;
- социально-воспитательная – реализация интересов индивида и группы путем развития разнообразных способностей;
- социально-культурная – решение личных и семейных проблем, формирование собственной социокультурной среды
Специфика детско-родительских клубов:
- Это разновозрастные клубы, включающие два-три поколения (дети, родители, бабушки и дедушки).
- Их членами являются лица обоих полов, что дает возможность ребенку восполнять дефицит общения при отсутствии значимых членов семьи (мальчики и девочки, мужчины и женщины).
- По видам деятельности клубы полифункциональны (многообразие видов деятельности определяется интересами семей – членов клуба).
- В них предусматриваются как очные, так и заочные формы общения.
- Могут быть организуемыми и самоорганизующимися.
- Существенной характеристикой клубов является их педагогическая и досуговая направленность.
На основе методологического компонента определены составляющие процессуального компонента технологии: этапы, а также задачи, содержание, формы и методы работы на каждом из них.
1 этап - Подготовительный (январь – май 2013г.)
Данный этап реализуется в инвариантном блоке (взаимодействии со всем контингентом родителей).
Инвариантный блок - это фундамент их дальнейшего дифференцированного психолого-педагогического просвещения и сопровождения. В процессе взаимодействия необходимо помочь родителям овладеть системой психолого-педагогических знаний об особенностях и закономерностях формирования личности ребенка дошкольного возраста, а также обогатить палитру содержательного взаимодействия с ребенком для его разностороннего развития; приобрести умение применять психолого-педагогические знания в практике повседневного взаимодействия со своим ребенком, справляться с собственными личностными проблемами без вреда для эмоционального самочувствия ребенка; согласовывать свои действия с действиями других взрослых членов семьи.
Задачи:
- создать условия для организации клуба;
- разработать нормативно-правовую базу;
- информировать родителей о работе клуба;
- изучение особенностей, потребностей семей;
- выявить социально-психолого-педагогические проблемы современной семьи.
Содержание:
- взаимодействие с родителями на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка, путем организации единого образовательного пространства ДОУ и семьи;
- изучение семейной среды, условий воспитания и развития ребенка;
- взаимодействие с родителями через «Академию для родителей» на сайте ДОУ.
- Определение дифференцированных групп родителей.
Формы и методы:
Наблюдение, анкетирование, беседы, изучение продуктов деятельности, обмен опытом, наглядно-информационные, познавательные.
2 этап – Основной (июнь 2013 – август 2015 гг.)
На основе полученных в результате изучения семей данных, формируется вариативный блок, подразумевающий работу с дифференцированными группами родителей. Содержание, формы и методы отбираются в зависимости от выявленных особенностей, трудностей и потребностей семей. Основой организации любой формы взаимодействия является принцип добровольности.
Задачи:
- объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития дошкольников;
- оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;
- повышение педагогической компетентности родителей через организацию различных форм общения;
- пропагандировать опыт семейного воспитания;
- укреплять детско-родительские отношения;
- предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми;
-популяризация деятельности ДОУ в образовательном пространстве города и района.
3 этап – Контрольно-результативный (сентябрь-декабрь 2015 г.)
На этом этапе происходит оценка эффективности проделанной работы. Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.
Показателями эффективности работы детско-родительского клуба также являются:
- снижение конфликтности в работе педагогов и родителей;
- повышение посещаемости мероприятий;
- более высокая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе;
- увеличение количества индивидуальных консультаций педагога-психолога и других специалистов;
- изменение характера запросов при консультировании.
Предполагаемый результат:
- созданы условий для гармонизации детско-родительских отношений;
- обогатились формы игрового взаимодействия в семье дошкольника;
- повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей.
ПЛАН РАБОТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
Месяц | Мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | Семинар с элементами тренинга «Привыкаем к дет скому саду: проблемы адаптации» (для родителей детей групп кратковременного пребывания и младших групп) | Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель |
Октябрь | Семинар с элементами тренинга «Кризис трех лет или Как устанавливать запреты» (для родителей детей групп кратковременного пребывания и младших групп) | Старший воспитатель, педагог-психолог |
Ноябрь | Семинар с элементами тренинга «Роль игры в семейном воспитании дошкольника» (для родителей детей средних и старших групп) | Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель |
Консультация «Второй ребенок в семье: возможные проблемы и пути их решения» (для семей, воспитывающих второго ребенка или готовящихся к его появлению) | Старший воспитатель, педагог-психолог | |
Декабрь | Семинар с элементами деловой игры «Физическая активность и здоровье. Психогимнастика в детском саду» (для родителей детей старших и подготовительных групп) | Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель по физкультуре |
Январь | Семинар с элементами игры «Ум на кончиках пальцев: развитие мелкой моторики» (для родителей детей групп кратковременного пребывания, младших и средних групп) | Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед |
Февраль | Консультация «Мама вышла замуж» (проводится по необходимости) | Старший воспитатель, педагог-психолог |
Семинар «Как помочь эмоциональному ребенку: о средствах арт-терапии» | Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель | |
Март | Семинар «Роль бабушки в жизни ребенка» (проводится по желанию родителей) | Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель |
Консультация «Изящные выражения в детском лексиконе: роль книги в воспитании культуры речи» (для родителей детей старших и подготовительных групп) | Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель | |
Апрель | Семинар «Права ребенка: бить или не бить» (проводится по желанию родителей) | Старший воспитатель, педагог-психолог |
Май | Консультация «Детские страхи, мамины страхи» (проводится по желанию родителей) | Старший воспитатель, педагог-психолог |
Содержание и форма работы детско-родительского клуба «Наш малыш»
В младшей группе
Группы семей | Задачи | Форма работы | Примерное содержание | Примечание |
Наглядная пропаганда | ||||
«Наш малыш» (младший возраст) | Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей. Создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника. | Выставки |
| Оформляются 1 раз в квартал в общих помещениях |
Тематические стенды, ширмы |
| Оформляются в фойе групповых комнат | ||
Папки-передвижки |
| Материалы предлагаются родителям | ||
Буклеты, листовки | 1. «Основные принципы семейного воспитания». 2. «Несколько полезных советов в воспитании детей» 3. «Мой ребенок пошел в детский сад». 4. «Влияние родительских установок на развитие детей» | Располагаются в доступном месте, предлагаются нуждающимся в дополнительной информации родителям | ||
Методические мероприятия | ||||
Консультативный пункт | 1.Мамин дневник «Мой малыш день за днем» 2.Спешите делать добро. 3.Осанка хорошая и плохая. 4.Основы правильного питания. 5.Я леплю из пластилина. 6.Так давай устроим праздник. 7.Вся правда о Мишкиной каше. 8.Что новенького? 9.Летний променад | 1 раз в м-ц | ||
Досуги | 1.«Поиграй со мною папа» 2. «Наш кукольный театр» | Ноябрь, Март | ||
Встречи-семинары | 1.Семинар с элементами тренинга «Кризис трех лет или как устанавливать запреты»» 2. «Роль игры в семейном воспитании дошкольника» | Декабрь, апрель | ||
Тренинги, деловые игры | 1. "Сделай комплимент" 2. «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок" 3. Игра "Войди в круг" 4. Упражнение "Мне кажется, в детстве ты был(а)…" | Проводятся по мере формирования подгрупп родителей |
Содержание и форма работы детско-родительского клуба «Быть здоровыми хотим»
в средней группе
Группы семей | Задачи | Форма работы | Примерное содержание | Примечание |
Наглядная пропаганда | ||||
«Быть здоровыми хотим» | -Создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к своему здоровью; - выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. - ориентация семьи на воспитание здорового ребенка. | Выставки |
| Сентябрь Декабрь Февраль Февраль |
Информационно-тематические стенды |
| Октябрь Январь Апрель | ||
Папки-передвижки | Гигиена питания Все о здоровье | Ноябрь март | ||
Буклеты, листовки памятки | 1. Листовки «Витаминные рецепты». 2.Памятки «Здоровые родители – здоровые дети» 3. Памятки «Режим дня». 4. Буклеты «Движение - жизнь» | Декабрь Февраль Апрель Май | ||
Анкетирование | 1.«Какое место занимает физкультура в вашей семье?» 2. «Здоровье в семье» | Декабрь Март | ||
Методические мероприятия | ||||
Консультативный пункт (сайт ДОУ) | 1. «Современные виды спорта» 2. «Здоровое питание» 3. «Сохрани здоровье сам» 4. « История развития спорта» 5. « Береги себя» 6. «Сочи 2014». 7. «Мы едем, едем, едем….» 8. «Для чего соблюдать режим» 9. «Летний променад» | 1 раз в м-ц | ||
Досуги | 1. Спортивный огород 2. КВН «И в шутку и всерьез» | Ноябрь Апрель | ||
Встречи-семинары | 1.Круглый стол «О здоровье - всерьез!» 2. Семинар с элементами тренинга «Здоровые родители – здоровые дети» 3. Семинар «ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ» | Декабрь Март Май |
Содержание и формы работы детско-родительского клуба «Моя семья»
в старшей группе
Название клуба | Задачи | Форма работы | Примерное содержание | Примечание |
«Моя семья» | Наглядная пропаганда | |||
-Расширение возможностей понимания своего ребенка. -Выработка новых взаимодействий с ребенком. -Активизация коммуникаций в семье. -Создание условий для укрепления доверительных детско-родительских отношений. | Выставки | Фотовыставка «Мамины помощники», «Мамочка любимая моя».
Фотовыставка поделок «Подарок для папы». | Ноябрь Февраль | |
Папка - передвижка | Играем вместе с детьми | Декабрь | ||
Памятки | «Мама и папа» «Роль игры в семейном воспитании» | Октябрь Март | ||
Методические мероприятия | ||||
Досуги | Конкурсно-игровая программа посвященная «Дню матери» | Ноябрь Февраль | ||
Развлечение с элементами сказкотерапии для родителей и детей «Внимание! Внимание!» | ||||
Встречи-семинары | Семейная гостиная «Во что играют наши дети» Мастер- класс «Подарок для папы» | Апрель Февраль | ||
Тренинг | Игровой тренинг с приглашением психолога «Поделись улыбкою своей» | Апрель | ||
Консультативный пункт (сайт ДОУ) | Вопрос-ответ «Играйте всегда – играйте везде» Консультация «Любимые увлечения вашего ребенка» | Март Май | ||
Анкетирование | «Какой темперамент у вашего ребенка?» | Октябрь | ||
Уголок клуба | Страничка психолога: «Какие игрушки нужны детям?» Встречаем олимпиаду Памятки Рекомендации | Октябрь-Май |
Содержание и формы работы детско-родительского клуба
«Будущий первоклассник» в подготовительной группе
Группы семей | Задачи | Формы работы | Примерное содержание | Примечание |
Наглядная пропаганда | ||||
«Будущий первоклассник» | 1.Формирование представлений о видах готовности старшего дошкольника к обучению в школе и их роли в успешности обучения. 2.Расширение представлений о возможных путях формирования готовности к школе. 3.Обеспечение готовности к школьному обучению выпускников детского сада усилиями ДОУ и семьи | Выставки | 1.Выставка дидактических игр по подготовке детей к школе «Учусь играя» 2.Выставка творческих работ детей «Зимняя сказка» 3. Выставка рисунков «Здравствуй школа!» | сентябрь январь апрель |
Папки-передвижки | 1. «Готовность к школе» 2. «Психологическая готовность ребенка к школе» 3. «Я иду в школу» | ноябрь февраль май | ||
Буклеты, листовки | 1. Буклет «Будущие ученики» 2. Образ будущего первоклассника 3. Буклеты «Чему учат в школе?» (игровые приёмы с детьми) | ноябрь декабрь март | ||
Методические мероприятия | ||||
Консультативный пункт (сайт ДОУ) | 1. Консультация «Готовность ребенка к школе» 2. Консультация «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику» 3. Консультация «Кризис 6-7 лет» 5. Консультация «Сохранение зрения ребенка» 6. Консультация « Как выбрать школу?» 7. Консультация « Шпаргалки родителям будущих первоклассников» 8. Консультация «Готова ли семья к поступлению ребенка в школу? 9. Консультация «Полезные советы к первому сентября» | 1раз в месяц | ||
Досуги | «Для тебя любимая» | ноябрь | ||
Встречи-семинары | Встреча «Кризис 6-7 лет» Встреча «Как помочь учиться ребенку? Развитие логического мышления» Круглый стол «В школу с радостью!» | декабрь февраль апрель | ||
Тренинги, деловые игры | 1.Интеллектуальная игра «Выпускник со всех сторон» 2.Тренинг «Эффективное общение учитель- родитель- ученик» | январь март |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический клуб для родителей "Компетентные родители"
Основная цель программы — гармонизация детско-родительских отношений в семье и профилактика семейного неблагополучия. Программа рассчитана на 8 занятий. Общее чи...

Программа клуба для родителей и детей "Заинтересованный родитель"
В программе описана цель, структура и конспекты занятий клуба....
Занятие с родителями в "Клубе первоклассных родителей"
Представлен конспект занятия с родителями будущих первоклассников по формированию мотивационной готовности к обучению в школе...
Занятие с родителями в "Клубе первоклассных родителей"
Представлен конспект занятия с родителями по формированию мотивационной готовности к обучению в школе....

КЛУБ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ «Клуб заботливых родителей» (организация семейного досуга ЗОЖ)
Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребё...
Интеллектуальный клуб для родителей на тему: «Инновационные формы работы с родителями по педагогическому просвещению родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников»
игровые задания для родителей по ФЭМП...

Клуб для родителей "Речецветик". План работы клуба.
Создание единого пространства развития ребёнка и родителей в области речевой активности....