Играем вместе с детьми
консультация на тему
Наблюдая за тем, как играют дети мы задумываемся о том, почему ребенок так увлечен игрой, почему через игру и игровые взаимоотношения он воспринимает и познает все вокруг с такой быстротой и естественностью. В игре все понарошку, в ней не вырабатывается полезный продукт, не используются настоящие взрослые предметы, результат игрового действия не приводит к реальным событиям. Но воображаемая игровая ситуация для малыша является наилучшей и, пожалуй, единственной возможностью преодолеть свою ограниченность, конечность и несовершенство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_-_igra_.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение
«Краснянский детский сад»
«Играют дети – играем вместе»
(Родительское собрание)
Заведующий – Н.М. Шилова
с. Красное – 2014г.
Наблюдая за тем, как играют дети мы задумываемся о том, почему ребенок так увлечен игрой, почему через игру и игровые взаимоотношения он воспринимает и познает все вокруг с такой быстротой и естественностью. В игре все понарошку, в ней не вырабатывается полезный продукт, не используются настоящие взрослые предметы, результат игрового действия не приводит к реальным событиям. Но воображаемая игровая ситуация для малыша является наилучшей и, пожалуй, единственной возможностью преодолеть свою ограниченность, конечность и несовершенство.
Именно в игре разрешается противоречие между потребностью ребенка войти в мир взрослых, действовать, как они, и невозможностью реального осуществления этой потребности. В игре ребенок чувственно приобщается к бесконечности, путешествует на ковре самолете, ракете, созидает и побеждает все. Он не подвластен времени и пространству. Он ощущает себя воплощением творчества и свободы, проживает в игре то, что реально предстоит ему через много лет. При этом ребенок не осознает этого и не ставит именно таких целей.
С раннего возраста дети нуждаются в овладении различными предметами, а по мере взросления в познании человеческих отношений и социальных функций человека. Дети разного возраста играют по-разному. Но везде, на каждом этапе становления и развития игры, очень важно влияние и участие в игре взрослого, как помощника, доброго наставника, вдохновителя игрового действия. В раннем детстве игровая деятельность только зарождается и важна тем, что помогает ребенку осваивать мир многообразных предметов.
Роль взрослого особенно значима именно на начальном этапе становления игры, когда и само действие ребенка с предметом-игрушкой, и его повторение, а главное осмысление зависит от общения со взрослым. Малыши действуют с игрушкой подражательно, повторяя не только сами движения, но и речевые высказывания мамы, папы или бабушки. Ребенок получает огромную радость, что с помощью взрослого открыл способ, как действовать с игрушкой. Часто родители полагают, что игра так естественна для ребенка, что нет необходимости обучать ей детей, она возникает и развивается сама, нужно только обеспечить ребенка достаточным количеством необходимых ему игрушек. Тогда откуда берутся дети, играющие в одни и те же примитивные скучные игры, хотя при этом их детская напоминает игрушечный отдел "Детского мира". Ответ прост и лежит на поверхности. Все, что вдыхает в детскую игру жизнь, дает ему общение с взрослым. Если мама не будет играть вместе с малышом с раннего детства, он не только не научится самостоятельно придумывать и воплощать игру в дошкольном возрасте, он не научиться быть активным и творческим исследователем мира и членом общества.
Ребенок овладел предметами, научился применять их в игре. Теперь игра становиться основной деятельностью, в которой ребенок многократно отражает и переживает все свои отношения с миром и свои знания о нем. И здесь опять незаменим взрослый, который передает ребенку знания о событиях и явлениях окружающего, о человеческих взаимоотношениях, нравственных нормах семейной и общественной жизни. Узнав и осмыслив определенную область взрослой жизни, дети начинают играть в это. Чтобы игра была насыщенной и динамичной ребенку необходимы новые знания и впечатления, которые дает общение с взрослыми.
Таким образом, игра - активизирует познавательную активность ребенка, развивает его мышление и интеллект. Но чем старше ребенок, тем обширнее его собственный жизненный опыт, творческие способности, самостоятельность. Ребенок старшего возраста использует роли и образы, чтобы очень точно копировать отношения, возникающие в семье, на улице, в детском саду, на работе. Теперь игра несет серьезную нравственную нагрузку, она помогает ребенку созревать, как личности, члену общества, гражданину. И связанно это не только с содержанием детских игр, но еще и с коллективными отношениями. Только в игре с партнерами (взрослыми и детьми) ребенок может научиться сотрудничеству, взаимопомощи, сострадательности. Согласитесь, на эти качества теперь дефицит, но они не утратили своей ценности в обществе. Что, как не особое внимание взрослых к проявлению гуманных, а не эгоистичных отношений ребенка в игре, может помочь воспитанию высоко духовной личности уже с дошкольной поры.
В игре есть и некий дисциплинирующий, организующий момент - это ее правила. Любая игра существует с помощью них, развивается и поддерживается ими. Есть игры, в которых правила заранее известны и неизменны, игры, где правила придумываются игроками. Есть также игры, где правила связаны с ролевым поведением. Так в играх в "семью" мама будет воспитывать заботиться, а дети слушаться или не слушаться, принимать заботы или помогать. Нарушение правил ведет к распаду игры, к конфликтам между партнерами. Понимать и выполнять правила может научить ребенка только взрослый. Именно наличие в игре правил помогает воспитывать и развивать у ребенка сдержанность, ответственность, последовательность в поступках.
Современный ребенок страдает от недостатка игровой деятельности, прежде всего потому, что изменилось общественное родительское отношение к игре. Стремление родителей к раннему обучению, ограниченность общения с ребенком в повседневной жизни, отсутствие навыков игрового общения с ребенком на разных этапах его развития приводит к тому, что прекрасный и удивительный мир игры становиться неким волшебным островом, куда в бушующем океане современности удается попасть немногим большим и маленьким счастливцам. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению. Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.
В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать». Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Игры для детей значат намного больше, нежели для нас взрослых. Они не только увлекают ребятню, но и помогают им познавать мир, учиться рассуждать, брать на себя ответственность, развиваться физически и духовно. Играя вместе с детьми, Вы станете ближе к ним, сможете показать на собственном примере то, что хотите донести до своего чада. Не думайте, что игра для ребенка - это всего лишь пустая трата времени. Игра – это самое полезное занятие, которое не смогут заменить ни книги, ни фильмы, ни занятия в школе. К тому же, играючи, ребенок может быстрее научиться общаться, выражать свои чувства, управлять ими, развить речь, воображение и творчество. А подвижные игры помогают усовершенствовать движения и координацию.
А что может быть полезнее игры? Только когда родители играют вместе с ребенком! Для того, чтобы совместные игры приносили удовольствие и взрослым, и детям, следует выбрать тот вариант, который будет нравиться обоим возрастам. Не бойтесь полностью отдать себе игре, дети это оценят, ведь они очень тонко улавливают наши эмоции, мгновенно чувствуя фальшь. Не бойтесь показаться смешным и забавным. Разве дедушка не может поиграть с внуком в футбол? Совместная игра сплотит Вашу семью, делая атмосферу в доме более дружелюбной.
- Играем вместе с детьми в художника. Для рисования может подойти все: разноцветный мел, большой лист ватмана с цветным карандашами, краски и даже песок на пляже. Расположитесь поудобнее и начните рисовать себя, свою квартиру, животных или пейзажи. Вы можете играть в отгадывание, кто нарисован, а можете вместе с ребенком создать сказку в картинках. Словом все зависит от Вашей фантазии. Такие игры любят даже самые маленькие дети. Конечно, редко когда у двулетнего малыша может получиться понятный рисунок, но всмотритесь, и среди палочек и заковулек Вы найдете много знакомых вещей.
- Занимаемся спортом, играючи. Дети с удовольствием будут делать утреннюю зарядку вместе с родителями. С песней получится еще веселей. Попробуйте им самим предложить упражнения или полностью провести утреннюю спортивную 15-минутку. Каждый ребенок в такой момент осознает свою важность, взрослость, а главное ответственность.
- Создаем новые праздники. Подмечаю у своего малыша, что, не смотря на очень малый возраст (всего два годика), он обожает, когда к нам приходят гости. Но не стоит ограничиваться днем рожденья и Новым Годом. Попробуйте отпраздновать День принцессы или День пирата. Придумайте сценарий праздника, например, Вы можете поехать на выходных на природу, и спрятать среди кустов и деревьев "клад", который потом вместе будет искать по карте. Уверяю Вас, такие моменты дети запоминают надолго.
- Играем вместе с детьми в дождливый день. Сидя дома многие дети скучают, родители в свою очередь, пробуют откупится, позволяя ребенку без ограничений смотреть телевизор или играть в компьютер. Вспомните, во что играли Вы, когда были детьми? В наше время имеется много разнообразных настольных игр, на любой вкус и возраст. А как интересно было играть в города, отгадывания загадок, пантомим или песен? Так почему же не попробовать вспомнить это вместе с детьми? Расскажите им правила, позвольте проявить инициативу, а главное хвалите, когда ребенок выиграет, но в тоже время приучайте детей к тому, что в жизни бывают также поражения и трудности. Играйте вместе с детьми вне зависимости от их возраста, ведь игра - это самый лучший и действенный инструмент воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с родителями и детьми «Играем вместе с детьми» (вторая младшая группа)
Мастер – класс с родителями и детьми. Тема: «Играем вместе с детьми».Цель: Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной двигательной,игровой деятельности...
Игровая гостиная с родителями и детьми старшей группы. «Играйте вместе с детьми».(ПБП, ПДД)
Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую, наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача ...
Играйте вместе с детьми консультация для родителей с детьми раннего возраста
Играйте вместе с детьми консультация для родителей с детьми раннего возраста...
Призентация: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)
Цель родительского тренинга:Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....
Конспект: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)
Цель родительского тренинга: Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....
Презентация: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)
Цель родительского тренинга:Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....
Конспект родительского собрания с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)
Дети с аутизмом тоже хотят играть! Просто они не умеют играть в наши игры. Им надо помочь!...