Развитие мелкой моторики рук
консультация на тему

Васильева Наталья Валерьевна

Консультация для родителей Развитие мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук

Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка. Упражнения для пальцевой моторики можно использовать в течении всего занятия:

  • Во время игр со словами и звуками для многократности их повторения;
  • В качестве дополнительной паузы, наряду с физкультурной минуткой, для снятия усталости и стабилизации внимания.

Каждое новое упражнение должно быть отработано, доведено до совершенства од контролем взрослого. Только тогда ребенок может играть самостоятельно, обнародовать свой успех и предложить кому-нибудь помощь для усвоения этого упражнения. В русском фольклоре немало образцов частушек, потешек, прибауток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков. Вспомните, мама делает "козу рогатую", поджимая все пальцы, кроме указательного и мизинца. Малыш также учится делать "козу" и "пугать" взрослых:
Идет коза рогатая за малыми ребятами.
Кто каши не ест, молока не пьет, того забодает.

Мама учит малыша осознанному движению руками, имитируя движения крыльев птиц:
Гуси летели, лебеди летели,
Аисты летели, журавли летели…
Лунь плывет, карп плывет,
Лещ плывет, сазан плывет…

Движения рук при этом напоминают плавательные. А вот как можно приговаривать, разводя руки ребенка в сторону:
Тятеньке - сажень, маменьке - сажень,
Брату - сажень, а Колюшке - такую,
Большую - пребольшую!!!

А вот всем известные "ладушки" следует предварять веселой потешкой:
Ой, ладушки, лады, не поливаны сады.
Недосуг поливать - надо в ладушки играть.

Непосредственно играть с пальчиками начинаем с потешки "Сорока-белобока":
Сорока-белобока
Кашу варила, деток кормила…

(далее следует перечисление заслуг пальцев и "наказывается" нерадивый, ленивый пальчик)
Сорока-белобока
Гостей собирала, всех угощала:
Одному - ложку,
Другом - ложечку,
Третьему - поварешечку…И т.д.

А вот целое семейство пальчиков. Где? А вот на листке бумаги обведена карандашом лапка вашего маленького. И каждому пальчику нарисованы забавные мордашки: глазки, ушки, улыбающиеся ротики, курносые носики, чубчики, и челочки. Получилось? А теперь потешки:

Вот Семен - большак,
Вот Васька - указка,
Вот Гришка - середка,
Вот палец безымянный,
Вот крошка Тимошка -
Вот моя ладошка.

Мальчик-пальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, 
С этим братцем песни пел!

Большаку - дрова рубить,
А тебе - воды носить,
А тебе - печь топить.
А малышке песни петь,
Песни петь и танцевать -
Родных братцев потешать!

Вот как пальчики шагают:
И мизинец, и большой, 
Указательный и средний,
Безымянный - вот какой!

О, баю, баю, баю, живет дядя на краю.
Он не беден, не богат, у него много ребят… 
(считаем пальцы, загибая их)
А можно представить, что пальчики - это семья ребенка:
Вот дедушка, вот бабушка, 
Вот папочка, вот мамочка,
Вот деточка моя - вот вся моя семья.

Сначала пальчики по очереди кланяются, представляясь. Затем по очереди укладываются спать и просыпаются:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Спит малыш наш до утра…
Утро! Всем вставать пора!

Вот дедушка проснулся - и сладко потянулся,
Вот бабушка проснулась - и всем нам улыбнулась,
Вот папочка проснулся…
И мамочка проснулась…
А деточка проснулся и заплакал:
Где игрушечки - погремушечки?

У дедушки юбилей. Пальчики по очереди поздравляют его. Две руки - две семьи. Одна семья идет в гости к другой. И, наконец, можно разыграть шутку, проверив тем самым усвоение ребенком счета:
ОДИН (загибается палец) ПАЛЕЦ (загибают другой), ДВА (третий) ПАЛЬЦА (загибают четвертый), ТРИ (пятый на очереди). Затем берут другую руку ребенка: С ЭТИМ (загибают пальчик) ПАЛЬЦЕМ (еще один) ЧЕТЫРЕ (загнул восьмой) ПАЛЬЦА (предпоследний загибается), ПЯТЬ. Так и получается на двух руках пять пальцев вместо десяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...