Комплексы артикуляционных гимнастик
методическая разработка на тему
Комплексы артикуляционных гимнастик, подобранные по группам звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_artik_gimnast.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС (для свистящих звуков)
Загнать мяч в ворота
Ц е л ь. Вырабатывать длительную , направленную воздушную струю .
К р а т к о е о п и с а н и е . Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик ( лежит на столе перед ребёнком ) , загоняя его между двумя кубиками .
М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я . 1. Следить чтобы не надувались щёки , для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе , не допуская , чтобы воздушная струя была прерывистой.
Наказать непослушный язык
Ц е л ь . Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным О п и с а н и е. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.
М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким , края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить , чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка , если тот делает упражнение правильно , она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Сделать язык широким
Ц е л ь. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном , расслабленном положении.
О п и с а н и е. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти.
У к а з а н и я. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению “наказать непослушный язык”.
Кто дальше загонит мяч ?
Ц е л ь. Вырабатывать плавную , длительную , непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
О п и с а н и е. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф , сдуть ватку на противоположный край стола.
У к а з а н и я. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить за тем, чтобы дети произносили звук Ф а не Х ,т.е. чтобы воздушная струя была узкая ,а не рассеянная.
Почистим зубы
Ц е л ь. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
О п и с а н и е. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
У к а з а н и я. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.
3. Двигая языком снизу вверх , следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
ВТОРОЙ КОМПЛЕКС (для шипящих звуков)
Наказать непослушный язык
Ц е л ь . Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным
О п и с а н и е. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.
У к а з а н и я. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким , края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка , если тот делает упражнение правильно , она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Сделать язык широким
Ц е л ь. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном , расслабленном положении.
О п и с а н и е. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти.
У к а з а н и я. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению “наказать непослушный язык”.
Приклей конфетку
Ц е л ь. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.
О п и с а н и е. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
У к а з а н и я. 1. Следить , чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот) 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Грибок
Ц е л ь. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку ( уздечку ).
О п и с а н и е. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и , прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка , а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
У к а з а н и я. 1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Кто дальше загонит мяч ?
Ц е л ь. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
О п и с а н и е. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф , сдуть ватку на противоположный край стола.
У к а з а н и я. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить за тем, чтобы дети произносили звук Ф а не Х ,т.е. чтобы воздушная струя была узкая ,а не рассеянная
Вкусное варенье
Ц е л ь. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
О п и с а н и е. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язык”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Гармошка
Ц е л ь. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
О п и с а н и е. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала ни одна из сторон языка.
Фокус
Ц е л ь. Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
О п и с а н и е. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС (для [Л])
Наказать непослушный язык
Ц е л ь . Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным
О п и с а н и е. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.
М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким , края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Вкусное варенье
Ц е л ь. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
О п и с а н и е. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язык”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Пароход гудит
Ц е л ь. Выработать подъём спинки языка вверх.
О п и с а н и е. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
У к а з а н и я. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
Индюк
Ц е л ь. Выработать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
О п и с а н и е. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен “облизывать” верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
Качели
Ц е л ь. Вырабатывание умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными а, ы, о, у.
О п и с а н и е. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
У к а з а н и я. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Пощелкать кончиком языка
Ц е л ь. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
О п и с а н и е. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
У к а з а н и я. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение “приклей конфетку”, а потом вернуть к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал
Беззвучно пощёлкивать кончиком языка
Ц е л ь. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребёнку определить место языка при произнесении звука Л.
О п и с а н и е. Ребёнок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
ЧЕТВЕРТЫЙ КОМПЛЕКС (для [Р])
Чьи зубы чище?
Ц е л ь. Выработать подъём языка вверх и умение владеть языком.
О п и с а н и е. Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
У к а з а н и я. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Маляр
Ц е л ь. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
О п и с а н и е. Улыбнуться, открыть рот и “погладить” кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.
У к а з а н и я. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.
Кто дальше загонит мяч ?
Ц е л ь. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
О п и с а н и е. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф , сдуть ватку на противоположный край стола.
У к а з а н и я. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить за тем, чтобы дети произносили звук Ф а не Х ,т.е. чтобы воздушная струя была узкая ,а не рассеянная
Пощелкать кончиком языка
Ц е л ь. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
О п и с а н и е. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
У к а з а н и я. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение “приклей конфетку”, а потом вернуть к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал
Вкусное варенье
Ц е л ь. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
О п и с а н и е. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх - она должна быть неподвижной ( можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язык”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Индюк
Ц е л ь. Выработать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
О п и с а н и е. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен “облизывать” верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд
Барабанщики
Ц е л ь. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
О п и с а н и е. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами , многократно и отчётливо произнося звук д : д-д-д. Сначала звук д произносить медленно.
Постепенно убыстрять темп.
У к а з а н и я. 1. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлопающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги.
При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"
Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...
"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.
Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...
Комплекс артикуляционной гимнастики
Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....
СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии
Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...
Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...