ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Что значит эстетический человек? Это человек, который умеет воспринимать красоту окружающей природы, который способен с радостью и нежностью смотреть на маленькие, легкие грациозные существа, на детей, животных, птичек; человек, которого волнуют славные дела и благородные поступки людей, который любит искусство и умеет видеть вокруг себя много красивого, может быть, для других и не заметного в повседневной жизни. Такой человек несравненно богаче, полнее, радостнее воспринимает жизнь, чем другой, который равнодушно проходит мимо всего этого.
Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка.
И это вполне доступная задача. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к яркой нарядной игрушке, он ощущает удовольствие, слушая веселую песенку. Горящая разноцветными огнями, украшенная блестящими яркими игрушками новогодняя елка всегда воспринимается ребенком эмоционально-эстетически. Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: «посмотри, какой красивый цветок!», «смотри, какая бабочка!» Но мы не всегда обращаем на это должное внимание.
Как и способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Как же можно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье?
Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчет в виденном. Запас зрительных представлений способствует развитию образного мышления ребенка, его воображения, что имеет большое значение в любой творческой деятельности. Поэтому одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании — систематическое поощрение ребенка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.
Надо обращать внимание ребенка на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия. На яркость и красочность праздничного оформления города. Пусть он видит и наблюдает вид и окраску неба в различные часы, в разные времена года, при различном состоянии погоды. Надо, чтобы он увидел, что, хотя растения и деревья все зеленые, они имеют массу оттенков — тополь серебристый, береза весной нежно-зеленая, а летом ярко-зеленая, али, по сравнению с ней темные, зеленовато-синие и красиво выделяются на фоне других деревьев. Пусть ребенок рассматривает форму листьев разных растений во всем их разнообразии, узор и окраску крыльев разных видов бабочек. Пусть он заметит: снег хотя и белый, но при заходе солнца кажется розоватым, тени в солнечный день на снегу голубые, иногда
почти синие и т.д. Такие наблюдения способствуют развитию у ребенка более точного и тонкого различения цвета и формы, что играет большую роль в воспитании вкуса.
Большие возможности для развития эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию, в самой основе которых должно лежать систематическое развитие у ребенка способности активно, целенаправленно рассматривать предметы и явления, его окружающие, и посильно передавать увиденное в рисунке.
Не следует преувеличивать художественные способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но нельзя и относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству: «А ну-ка, покажи свою мазню!» Нельзя даже шутя, высмеивать результаты этого творчества, отмечая неправдоподобие и наивность графических образов ребенка.
В своем рисунке, даже самом наивном и беспомощном, ребенок воспроизводит свои представления, свои знания о предметах, явлениях и событиях, свои наблюдения над окружающим. Чтобы нарисовать тот или другой предмет, ребенок должен припомнить и зрительно представить себе его характерные особенности. Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.
Каким же образом и как могут помочь рисующему ребенку родители, которые в большинстве случаев сами абсолютно не подготовлены к рисованию?
Много значат для поощрения ребенка к рисованию хорошие материалы. Для рисования ребенку необходимо иметь средней мягкости, хорошо очинённый карандаш, бумагу для рисования (плотную, без клеток), которую следует разрезать на листы разной величины (от размера странички школьной тетради до размера А 4). Желательно, чтобы ребенок время от времени мог рисовать и на цветной плотной бумаге с матовой поверхностью - серой, синей, голубой, желтой. С самого начала надо предоставить ребенку возможность работать красками. Цвет, его сочетания являются наиболее доступными для него средствами художественного выражения творческих замыслов. Даже самый маленький ребенок эстетически воспринимает цвет. Он любит играть пестрыми тряпочками, перышками, цветными стеклышками, любуется яркой окраской цветка, бабочки. Недаром ребенок часто говорит не «раскрасить» рисунок, а «разукрасить». Раскрашенный рисунок - это красивый, украшенный рисунок по сравнению с нераскрашенным.
Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством - все это доступно семье. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка.
Материал подготовила Женухова Светлана Анатольевна,
воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-эстетическое воспитание детей в семье.
В программе воспитания и обучения детей в детском саду: предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства; воспитание любви у детей к прекрасному, обогащение...
Художественное воспитание детей в семье
Рисование развивает творческую фантазию человека, образность мышления, без которой невозможно творческая и полноценная личность....
Консультация для родителей на тему:« ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»
Консультация для родителей ....
Консультация для родителей: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей в семье"
Скоро лето. А ведь и на отдыхе на природе мы всегда остаёмся родителями как первыми педагогами своих детей!...
Художественно-эстетическое воспитание детей в семье.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»
Знакомство с искуством...
Художественное воспитание детей в семье.
Консультация для родителей с рекмендациями по художественному воспитанию детей в семье, их художественно-эстетическому развитию...