Консультация для родителей на тему: «Колыбельная песня нужна современному ребенку».
консультация (младшая группа) на тему

Соболева Анастасия Владимировна

Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня – удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени, ведь древние не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Времена меняются, но не меняются дети, поэтому колыбельная песня актуальна во все времена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                      

             детский сад комбинированного вида №11 «Теремок»

                Муниципальное образование Мостовский район

                            Консультация для родителей

                                              на тему:

  «Колыбельная песня нужна современному ребенку».

                                 Составила: Соболева Анастасия Владимировна,

                                                                   музыкальный руководитель.

                                  П.г.т.Псебай 2014г

Каждый праздник на Руси

Песнею венчался:

Хоровод ли кто водил,

Плакал ли смеялся…

Звонка, радостна, грустна,

Быстра иль протяжна

Песня русская прошла

Сквозь века отважно.

Ну а первою была

«Песня колыбели»,

Помним нет ли те слова,

Но нам всем их пели…

Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня – удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени, ведь древние не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен.

История  изучения и публикаций русской фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора веков. Несмотря на то, что в сборниках русского фольклора многие колыбельные печатаются как отдельные законченные произведения, в быту каждая из этих песен имеет множество вариаций, а самое главное – каждый исполнитель в зависимости от своей фантазии и умения владеть словом может продолжать её до бесконечности, придумывая всё новый и новый сюжет.

Современные дети требуют бережного отношения, ласки и любви, как во все времена. Между тем многие мамы, не отличаются эмоциональностью, не умеют, а иногда и не хотят проявлять свою любовь к ребенку, стесняются ласкать его, боясь показаться несовременными. Искусство пестования (воспитания) малыша, мало знакома. Этим искусством в совершенстве владели наши прабабушки. Оно не утрачено, потому что нашло отражение в фольклоре для маленьких, русском поэтическом слове. Впервые соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни, дитя начинает приобщаться к миру прекрасного, реагируя всем своим существом на ласку, любовь, доброту и нежность матери. И в этом смысле можно сказать, что поэтический фольклор для маленьких - школа материнства, неисчерпаемый источник эмоционального и художественного воздействия на ребенка.

 

 Для колыбельных песен характерна персонификация предметов и явлений окружающего мира, наделение животных чертами и качествами людей. Главным персонажем славянских колыбельных песен является кот. Он становится первым объектом наблюдения для ребенка - живет в избе, привлекает внимание своими движениями, игривостью, мягкой шерсткой. Кот изображается весьма подробно, с присущими ему внешними признаками, повадками и привычками:

Котик, коток,

Серый хвосток,

Шейка твоя белогорлистая.

Воспринимая кота как помощника матери, его зовут ночевать, ребенка качать и обещают всякие награды: «кувшин молока, конец пирога», «тапы в лапы», «склянку вина», «редьки хвост и великий пост»,  «хвостик вызолочу, лапки высеребрю» и т.д.

Кота уговаривают не ходить к чужим детям:

Не качай ты, коток,

Чужих деточек

Малолеточек.

Поди к нам ночевать

Да Ванюшу качать.

Иногда кот ведет себя как воришка, слизывает сметану, творог. Описания проказ кота, напоминающие типичные детские шалости, часто заканчиваются нравоучениями:

Не лизь на колодку,

Бо разобьешь головку.

Кот не послушался,

Пошел по водицу,

Тай упал в крыницю.

Другие животные упоминаются реже, иногда на месте кота оказывается зайчик, а в колыбельных северных губерний можно найти соболей, куниц, лисиц.

У народов, живущих в тайге, зафиксированы колыбельные песни, содержащие обращения к медведю и волку – важнейшим тотемным животным. С первых дней жизни ребенка мать просила их оказать покровительство.

Персонажами колыбельных песен могут становиться и птицы. Чаще всего в колыбельных появляются голуби, или, как их называют на детском языке, гуленьки. В песнях рассказывается, как голуби прилетают на колыбель ребенка и думают о том, чем бы его накормить, напоить, утешить и порадовать. Образ кроткого, нежно воркующего голубя олицетворяет нежность и заботу. Обилие уменьшительных префиксов, повторение буквы «л» в словах передают их воркование:

Люли, люли, люлиньки,

Сели гули налюлиньку,

Стали гули ворковать,

Чем Ванюшу нам питать?

Чайком, молочком, сахарком,

Залетели в уголок,

Зажигали огонек,

Стали кашку варить,

Стали Ваню кормить.

Реже в колыбельных упоминаются другие птицы - куры, вороны, грачи:

Ай качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи.

Они сели на ворота

Ворота-то - скрып, скрып,

А Коленька спит-спит.

В колыбельных песнях также встречается персонаж, которым пугают ребенка. В русском крестьянском быту им может стать и медведь, и «серый волк», и «бука», и другие страшные для ребенка существа:

Придет серенький волчок,

Схватит Катю за бочок,

Утащит ее в лесок,

Закопает во песок.

Станут Катеньку искать

По болотам, по мохам...

К животным, птицам, мифологическим персонажам обращаются с просьбой не пугать ребенка и помочь ему заснуть. Поэтому часто встречаются императивные формы: «Поди, муха, под сарай, / Нашу Маню не пугай. / Бай-бай-бай».

Часто в колыбельных используются слова “лю-ли”, “люшеньки-люли”, колыбельку до сих пор называют “люлькой”, ребенка - “лялей”, “лялечкой”, детей “лелеют”. Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Рожаница–Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах.
Заметим, что во всех народных колыбельных песнях ребенка называют по имени. Поэтому любая народная колыбельная песня – это обращение мамы, бабушки к заботливой, оберегающей ребеночка богини Лели.
Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.

Птицы в древнеславянском мировозрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.
После принятия христианства в колыбельных песнях появляются образы традиционных защитников - ангелов, святых, господа Бога, которых призывают для помощи и благословения. Чаще всего обращаются к Богородице с просьбой защитить младенца от нечистой силы, уберечь, усыпить:

Успения Мать,

Уложи младеня спать

На тесову на кровать.

В колыбельных песнях встречаются не только благопожелательные обращения. Известны тексты, в которых ребенку желают смерти.

Баю, дитятко,

Качаю тебя,

Чтоб ты спало,

Не плакало

И матушке

Покой дало.

Бросим тебя в пруд,

В Дунай реку,

Хватай его водяной.

Обращение к смерти является одной из традиционных форм охранительной магии. Желая смерти своему ребенку, матери стремились обмануть злые силы. Так и «смертная» колыбельная не призывает смерть, а обманывает ее. Колыбельная охраняет не только младенца; в первую очередь, пропевание этих жутких текстов утверждает в сознании матери мысль о том, что все магические ритуалы выполнены.

 Вся эта символика “прочитывалась” древними славянами так же легко, как мы читаем книгу. И так же легко эта символика, как и все, что ребенок слышит в самом раннем детстве от мамы, бабушки, откладывается где-то в нашем подсознаниии.

Удивительно поэтично описывается природа в народных колыбельных. Даже если зарисовка бесхитростна («солнце село, скрылось прочь, день угас, настала ночь»), то уточнение места, где это происходит – «во лазоревом краю» – создает лирический образ. А лазоревый край – это, между прочим, не что иное, как райское место, Ирий (Вырий).

Нередко отдыхающая природа описывается при помощи перечисления уснувших персонажей и мест их ночлега:

Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Белочки на ёлочках,
Медвежатки в норочках.

Птички спят на веточках,
Лисоньки на горочках.
Заиньки на травушке,
Утки на муравушке.

И это не простое перечисление зверей, птиц, рыб и растений «в привязке к конкретной местности». Здесь на самом деле доступным для ребенка образом сформулирована идея единства всех царств природы, присущая славянской традиции; мысль о том, что

синхронность поведения с их обитателями – основа гармоничного сосуществования и поддержания цельности мира.

С другой стороны, в колыбельных изображаются позитивно окрашенные картины будущего дня, в котором пробудившаяся природа добросердечно одарит:

Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

Нетрудно заметить, что в подобных словах передаются чувства безопасности и радости жизни. Символика использованных здесь образов включает силы небесного мира (солнце, роса, пташка) и земного (поле, цветы, сад), причем они рисуются в исключительно светлых и беспечальных тонах.

Часто сравнивались постельки детские с теми, что якобы имелись у котика. При этом оказывалось, что и колыбелька, и перинка, и одеяльце деточки лучше. Вот, например:

У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.

Это сравнение вовсе не случайно. В возрастном развитии имеется период, когда ребенку совершенно необходимо «иметь все самое лучшее», быть в выигрышном положении по сравнению с другими. Это связано с началом процесса социализации и осознанием собственной роли в семье как маленького, зависимого человека.

Очень тонкий психологический момент заключается в том, чтобы помочь детке пройти этот естественный период: не разочаровать и «не перегнуть палку». В колыбельных песенках реализуется некий «виртуальный» перевес в пользу малыша, прочувствование которого избавляет его от требования такового в реалиях жизни. Таким образом, речь идет не о возвеличивании самомнения ребенка, а о том, чтобы он не споткнулся о порожек самооценки.

  По славянскому мировоззрению, душа ребенка, недавно пришедшая в земной мир из Ирии – райского места, во сне путешествует туда же. В этом пути, чтобы не заблудиться (т.е. чтобы ребенок не умер во сне) и донести привет от предков до дома, ему нужны были проводники.

Вот почему не бычок и не барашек, а птицы (гуленьки, грачи, журавли), заюшки, котики и даже серенький волчок выбирались для колыбельных, – именно эти персонажи были связаны с переходом души в иной мир и могли сопровождать ее в походе туда и обратно, обеспечивая безопасность.

Не было случайного выбора у наших предков ни в чем, а уж в отношении детей – и подавно.

 

Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Интересно, что материнские колыбельные имеются у всех народов. Значит возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.  

Колыбельные песни - бесценный материал, который позволяет ребенку "почувствовать" язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом. Колыбельные обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и.т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематичесикй слух.

Например:

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели возле люленьки.

Стали люленьку качать.

Стали малышку усыплять.

Баю, баю, баиньки,

Прилетели галоньки.

Сели у качалоньки.

Стали галки напевать

И качалоньку качать.

Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дошкольники хорошо владеют его содержанием, можно предложить ответить на вопросы. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным

Колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, персонифицированных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни.

 Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п.
Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня.
Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.
В детском саду они могут звучать на занятиях, в повседневной жизни, на тематических концертах, развлечениях.

Некоторые колыбельные песни дети могут петь сами, использовать в своих играх. Иногда допускается облегчение мелодии, адаптации их для детей, придумывание собственных колыбельных. Всё это стимулирует самостоятельные творческие проявления детей, импровизацию своих собственных мелодий при убаюкивании куклы, мишки…


Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства».
Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.
Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.

-напевное выделение голосом гласных звуков,

-медленный темп ,

-наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

  КАК ЖЕ ПЕТЬ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ? Существует ли какая- либо методика их преподнесения ребенку?

Исследования последних лет открыли несколько интересных фактов. Прекрасно если колыбельная поется ребенку лежащему в кроватке. Но дитя может располагаться и на руки матери, чаще на левой (со стороны сердца), правой - мама обычно обнимает ребенка, придерживает его тельце. Прижатый к левой стороне груди, малыш улавливает стук сердца матери. Этот звук для ребенка не только знакомый но и самый родной. Еще бы! Находясь в утробе матери, первое, что он услышал, - это стук ее сердца. Стук менялся в зависимости от того, что испытывала мать _ радовалась ли, огорчалась; бодрствовала или спала. Когда она спала, отдыхала, отдыхал и "спал" и он. Поэтому ребенок хорошо знает стук ее спокойного, "спящего" сердца.

Известно что в спокойном состоянии сердце взрослого человека бьется с частотой 60 ударов в минуту. Именно с такой частотой покачиваний, как бы в такт стука спокойного сердца матери, дитя наиболее комфортно себя чувствует. Желательно в таком же темпе петь колыбельную, ритмично, плавно покачивая его. Оговоримся сразу: покачивание ребенка при пении колыбельной песни не имеет ничего общего с беспорядочной тряской, т.е. энергичным укачиванием его на руках или в коляске. Малыша насильно "забалтывают" чуть ли не потери сознания, желая усыпить. Это не допустимо, потому что вредно отражается на его нервной системе и состоянии вестибулярного аппарата.

При пении колыбельной мама может легонько , в такт мелодии, поглаживать малыша по спинке, как бы дополнительно подтверждая свое присутствие и защиту. В песнях как бы закладывается будущее ребенка. Думая о ребенке доброе, светлое, современная мама тоже прогнозирует, "материализует" будущее. Каждая мать может творить, как говорится от чистого сердца! Ведь колыбельные песни - материнские, которые можно складывать и самим. Какое это счастье подарить своему ребенку колыбельную!

  • Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают.
  • Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны.
  • Ребенок быстрее забывает свои беды, когда  его укладывают спать с лаской: именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы.
  • Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми.
  • От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.
  • Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости.

Поэтому для крохи колыбельная — не только способ успокоиться и крепко заснуть, но и показатель того, что все в порядке: мамочка рядом и очень любит его.

Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.

Со временем значение колыбельной меняется. Для годовалого ребеночка она становится важной частью вечернего ритуала. Ее черед наступает после купания и кормления. В этом возрасте нежная песня нужна малышу даже больше, чем сказка. Ему легче воспринимать мелодичные истории.

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа-матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова образы песни проникают в глубину души маленького существа.

Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска!).

Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша.

На Востоке, о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен.»

Во время исполнения колыбельной своему ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее…

Слушание колыбельных песен поможет детям, которые по разным причинам лишены живого материнского общения. Здесь уже речь идет не столько о музыкальном развитии, сколько о формировании психоэмоциональной сферы человека, развитии его душевных качеств.

Можно использовать аудиозаписи или петь вместе с исполнителем.

В  колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире — самое хорошее, его мама — самая лучшая, а дом — самый родной. Кроме осознания собственного «Я» колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира.

«Малыш заснул!» — сколько облегчения часто слышится в таких словах. Для домашних это время, когда появляется возможность заняться какими-то срочными и нужными делами, а для молодой мамы — немного отдохнуть.

Однако каждая мать по своему опыту знает, как порой бывает нелегко уложить ребенка спать. Что только не делается для этого! Какие только изощренные манипуляции не придумываются родителями для того, чтобы «усыпить» свое чадо.

А секрет достаточно прост: чтобы ваш ребенок заснул, создайте ему те условия, которые вы желали бы для себя — приглушенное освещение, тихая музыка…

Кроме того, испокон веков существовало универсальное «снотворное» средство для детей и взрослых — это колыбельные песни.

При помощи музыки мальчики и девочки познают глубину, тонкость, сердечность отношения человека к человеку. Нежность, ласковость, сердечность, задушевность — именно эти чувства я старался пробудить музыкой, которая, «чудесно прикасаясь к глубине души» (М. Горький), открывает самое дорогое, что есть в человеке,- любовь к людям, готовность творить и утверждать красоту.

Чувство сердечной нежности, утонченной ласковости пробуждает в юных сердцах музыка, которая раскрывает тонкую красоту природы, любви, восхищения, удивления, благоговения перед женщиной.»

Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания.

Как считает болгарский психотерапевт П.Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.

Какую же музыку слушать, чтобы изменить свое эмоциональное состояние? В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушивая элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение.

Недавно ученые провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.

Немецкие медики, изучавшие колыбельные со своих позиций, утверждают: если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии снижается вдвое.

Пение колыбельной песни матерью включает механизм успокоения, расслабления и засыпания у детей. Колыбельные песни — это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.

Подарите своим близким и любимым колыбельные.

                      Тексты колыбельных песен 

Колыбельная (Саша Черный) 

Баю-бай! Васик — бай! Ты, собачка, не лай!

Ты, бычок, не мычи! Ты, медведь, не рычи!

 Волк, миленький, не вой, Петушок, дружок, не пой!

Все должны теперь молчать: Васик хочет спать…

Баю-бай! Васик — бай! Hожками не болтай,глазками не моргай,

Смеятся не надо, Ладушко-ладо!

 Спи, толстый мой голыш… Мухи, кыш! Мухи, кыш!

Hе сметь его кусать - Васик хочет спать…

Баю-бай! Васик — бай! Жил в зверинце попугай,

 Зеленый и гладкий, Hа желтой подкладке.

Все кричал он и кричал, Все не спал он и не спал

. Прибежал вдруг котик, Прыгнул на животик,

 Баю-баю-баю - И съел попугая…

Раз-два-три-четыре-пять! Пузырей не пускать!

 Спать! А не то нашлепаю!

 


Баю - баю - баюшки

Баю - баю - баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли - люли - люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.

***

Гулененьки

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.

***

Колыбельные про котов

А котики серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали,
Сон да дрему сбирали,
Сон да дрему сбирали,
Приди котик ночевать,
Да приди дитятко качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу.
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога.
Ешь-то, котик, не кроши
Да больше у меня не проси.

***

Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

***

Котик серенький
Соломку сбирал,
Под головку складал,
Да и Ваню качал.

***

У кота ли

У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.

У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.

У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.

У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего
Есть получше его.
Да покраше его,
Да помягче его,
Да почище его.

***

Уж ты, котинька-коток

Уж ты, котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
Я тебе ли то, коту.
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.

***

Колыбельная песня
Аполлон Майков

Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!"

Ветер, солнце и орел
(народное переложение колыбельной Майкова)

Баю-баюшки, баю
Мою милую лю-лю
В няньки я к себе взяла
Ветра, солнце и орла.
Улетел орел домой
Солнце скрылось под горой,
После ветер трех ночей
Вернулся к матушке своей.
Ветра спрашивала мать
Где изволил пропадать?
Волны на море гонял,
Золоты звезды считал?
Я на море волн не гонял,
Золотых звезд не считал
Малых деточек улюлюкивал!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Колыбельная песня поможет уложить ребенка спать"

Потешка - жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человече...

"Значение колыбельной песни в жизни ребенка"

Многие из нас на протяжении всей жизни помнят песни, которые напевала нам мамочка у колыбели. Создайте «традицию» пения ребенку перед сном, ведь сам процесс пения – это неоценимые мгновения...

Влияние колыбельной песни на развитие ребенка

Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня - удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени…Древние ведь...

"Колыбельная нужна современному ребенку"

Консультация для родителей малышей о пользе колыбельной песни даже в современном мире....

Статья на тему "Колыбельные песни в жизни ребенка"

Детский фольклор черпает материал для детей из разных источников. Прежде всего - это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей....

Консультация для родителей «Значение колыбельной песни в жизни ребенка»

Главное предназначение колыбельной песни в том, чтобы успокоить, убаюкать и создать атмосферу тепла и уюта для здорового сна малыша....

Консультация для родителей «Колыбельные песни в жизни ребенка»

1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов / В. П. Аникин. — 2-е изд. — М.: Высш. шк., 2004.— 736 с.2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь для детей младшег...