Консультации для родителей
консультация (старшая группа) на тему

Ширахалова Ольга Александровна

Консультации для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультации для родителей53.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребенка – дошкольника

Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребенка – дошкольника
Зачем, спросят многие? В наш-то век информационных технологий, тотального наступления Интернет и т.п. И, тем не менее, самые развитые страны все больше и больше обращают внимание на то, чтобы вырастить читающее поколение, воспитать в детях любовь к книге и чтению. Ведь только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т.д.

Необходимо возрождать традиции семейного чтения. 
Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей. 

Все родители  мечтают: 
• Мы хотим видеть своих детей здоровыми 
• Мы хотим, чтобы они были счастливы. 
И все, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как он может добиться успеха. Для этого, прежде всего, он должен научиться читать. 
Мы говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это абсолютно «семейное» дело. Все начинается с раннего детства. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные «почему?»

 Зачем нужны книги в   дошкольном возрасте? 
• они помогают развивать особую связь между ребенком и родителями 
• помогают познавать искусство слова и живописи, благодаря иллюстрациям 
• прививают навыки слушания 
• помогают подготовить ребенка к процессу обучения чтению 
• развивают кругозор и эмоциональную сферу 
• помогают развивать воображение 
• доставляют ребенку удовольствие. 
Когда читать? 
• как только ребенок родится 
• выделять несколько минут, но каждый день 
• выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа 
• приучать ребенка «ждать» время для чтения 
• читать в любом месте 
• утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает. 

Как читать? 
• выбирать удобное место 
• читать наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства 
• находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках 
• рассматривать книжки-картинки 
• читать с « выражением» 
• давать возможность ребенку самому «выбрать» книгу 
• перечитывать любимые книги. 

Несколько полезных и интересных идей

Рассказывайте, пойте и играйте с ребенком. 

 Выделяйте время для чтения каждый день. 

Начинать читать надо с первых же месяцев жизни. Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева – направо, запоминает слова, которые видит и слышит. Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться – перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. 
Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Все время обращайтесь к книге и чтению.

Окружите ребенка материалами для чтения. 
У ребенка должны быть обязательно свои собственные книги. Какие? Прежде всего, те, которые он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. 

Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему ребенку склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками, фотографиями и многим другим вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чте-ние его «собственных» книг всем членам семьи.

Медленно и с удовольствием.

Не так важно, что вы читаете, но как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актерами, (вспомните о нереализованных мечтах стать « Звездой экра-на»!) Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему ребенку это понравится! Читайте, перебивая чтение разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст ребенку время вдуматься в то, что он слышит, « переварить» прочитанное, понять события, место и героев.

Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у ребенка, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного. Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием! Помните, чтение книг – это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.

Читайте снова... и снова.

Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на ваше предложение, почитать или рассказать что-нибудь новенькое, отвечают отказом. Что делать в таком случае? Посмотрите в заголовок этого совета! Да-да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги. Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать «Машеньку и медведя»? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку « читает». Так что, если книга вызывает удовольствие ребенка и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется. 

Читайте везде и всегда.

Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке обязательно лежит книга. 
Если ваш ребенок знает буквы и читает по слогам, поощряйте чтение вывесок, названий взрослых книг, ваших рабочих документов — все пойдет на пользу делу.

Не заставляйте ребенка читать.

Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если ребенок этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет — оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки –путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания – воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.

Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении.
Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок. Просите вашего ребенка почитать вам, когда он уже научится читать пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста – не перебивайте его сразу, не дайте ему потерять увлеченности историей, которую ОН читает ВАМ, преисполненный важности. Можно вернуться и прочитать слово правильно и позже. 
Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение. Поощряйте его чтение вслух: газеты, журнала, истории, сказки. Обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним. Все это не сложно. И если вы последуете нашим советам, то незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И все это обязательно приведет его к успеху!

Консультация для родителей.

Правила и кто их устанавливает?

  Кто обязан знакомить ребенка с правилами и устанавливать закон? Действительно, кто? Воспитатель, учитель, тренер, милиция или отец?   А ведь бывает и так, что отец и мать просто бояться своих детей, не являясь для последних авторитетом.

Встречаясь с такими папами и мамами,  стоит их спросить, а как они сами росли, на какие нормы ориентировались. И часто оказывается, что в их родительских семьях присутствовал закон, был строгий контроль со стороны отца или (при отсутствии отца) деда, или матери, и им, будучи детьми, приходилось подчиняться правилам. И эти мальчики и девочки, став родителями, хотят, чтобы их собственные дети росли в другой обстановке, они не желают быть такими родителями, какими были их собственные мать и отец. Замечу, что папы и мамы, о которых я говорю, весьма успешны в жизни, имеют хорошее образование, работу, круг друзей, многие продолжают развивать себя. Итак, эти родители разрешают детям делать все то, что им самим в детстве и юности делать было нельзя. 

Но есть еще категория мам и пап, которые напротив, не разрешают ничего, не позволяют детям проявлять собственную инициативу, считая, что сами лучше знают обо всех опасностях и уберегают запретами детей, защищают их от ошибок. Они часто просто говорят: "Нет. Нельзя. Прекрати. Не пойдешь", вызывая злость, ненависть к себе и желание мстить, сражаясь с непонятными правилами. Последствия такие же, как в первом случае. Рассказывая о семье, в которой росли, они говорят, что их не защищали родители, что отец не обращал внимания, что потеряли много времени, и со своими детьми они будут занимать противоположную позицию.

Вот мы и получили противоречие, и так плохо и по-другому не сладко. Но, на самом деле, никакого противоречия нет. В обоих случаях мамы и папы обижены на собственных родителей и сражаются с ними до сих пор. "Вы поступали так и хотели видеть меня таким, а я буду другим родителем, я создам мои правила и нормы и посмотрим, кто кого" - говорят они своим поведением. А где ребенок, ему-то что перепадает из-за конфликта папы и мамы с их родителями? А, собственно, ребенка-то и не заметили, как говорят французы, выплеснули дитя из таза вместе с водой.

Детям и подросткам обязательно нужны правила, и именно родители, прежде всего отец, должны их устанавливать. Ни один ребенок не отказывается выполнять правила и требования взрослого, если они имеют смысл, если ему объяснили, что значит "нет", что скрывается за родительским "нельзя". Больше того, именно родители несут ответственность за детей и обязаны о них заботиться. Поэтому не стоит бояться запрещать подростку идти в компанию более старших товарищей, если вы предполагаете, что возможны спиртные напитки и т.п.. Вы знаете, что таким запретом вы защищаете сына или дочь, так как они сами пока не имеют своего твердого мнения и легко поддадутся соблазну.

Один папа, который как раз обращался за консультацией по поводу того, что сын (15 лет) пьет, рассказал вот что. "Я, как мы с вами обсудили, запретил сыну идти в ночной клуб с ребятами старше его. Я чувствовал себя ужасно. Сын ругался, заперся в комнате, сказал, что не хочет видеть меня. Но через два дня сказал, что его одноклассник, который пошел, не смог отказаться от спиртного и плохо себя чувствовал, и дома влетело, и сказал: "хорошо, что ты меня не пустил". 

Сначала отец устанавливает закон и следит за его выполнением, находя те или иные компромиссы в отношениях со своим ребенком, которые основу закона не нарушают, а позже сын или дочь сами защищают себя и опираются на границы, которые взрослый создал для них. У каждого свои задачи: у детей нарушать правила, проверяя их на прочность; у отца стоять на страже, быть законом. Да, они сражаются с отцом - законом, но, как вы видели выше, благодарны ему. Ведь всем детям и подросткам гораздо спокойнее, когда они уверены в глубине мятежной души, что их родители знают пределы и смогут защитить своих чад даже от них самих.

Родительское собрание по правовому воспитанию    

Цель: знакомство родителей с законодательными актами, защищающими права и  достоинство детей в детском саду и дома; повышать уровень правовой культуры родителей.

Воспитатель: Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас на родительских  собраниях. Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Это означает, что вам не безразличны права ваших детей. А действительно ли данная тема заслуживает нашего внимания? Зависит ли благополучие наших детей от нас взрослых? Сегодня на нашем собрании мы будем говорить о правах. У нас у всех есть права. А есть ли они у ваших детей? Попробуем вместе разобраться.

Как хорошо, что есть права

Закон нас строго защищает

И в нем важны на все права

Они важной силой обладают

Важнейшее право, которое имеют все дети на планете, - право на жизнь. После рождения вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. Что записано в документе?(И.О.Ф.,гр.) .) Статья № 58 Семейного Кодекса РФ гарантирует ребенку право на имя. Друзья, а кто заботится о вас после рождения? Кто назвал вас вашими именами? (Родители.) Уважаемые родители, мы предлагаем вам рассказать о происхождении имени своего ребенка и о том, что оно означает.

    Родители по очереди рассказывают, почему они выбрали именно это имя для своего ребенка, о значении имен детей (Александр – мужественный защитник; Владимир – владеющий миром; Софья – премудрая и др.)

Воспитатель: Спасибо за то, что все родители ответственно подошли к вопросу выбора имени своему ребенку. Имя от рождения до самой смерти остается с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье. Всегда обращайтесь к ребенку по имени. Даже в ситуации, когда мы, взрослые, порицаем детей, должны звучать детские имена, а не обидные слова: «недотепа», «лодырь» и т.д. Каждому приятно, а особенно ребенку, услышать в свой адрес ласковое «Солнышко», «Зайка».

Игра с родителями «Назови ласково»

Воспитатель: Не забывайте пословицы и поговорки при выборе имени своему ребенку

 - Доброе имя лучше богатства

- с именем Иван, а без имени болван

- Хорошо и там и тут, где по имени зовут

Воспитатель:

Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале мы отражается в нем.

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

И снимки хранятся в альбоме.

Мы в этом альбоме гостей принимаем,

Цветы поливаем и в игры играем,

Мы спорим, гуляем, мы дом убираем,

Друзей вспоминаем и песни поем!

Уважаемые родители, почему этот альбом семейный, о каком праве идет речь в этом стихотворении? (О праве на семью.) Статья № 54 Семейного Кодекса РФ гарантирует ребенку право на семью.  Наши дошкольники уже знают, что семья для ребенка очень важна.

  Именно в семье ребенок получает первоначальные сведения о своих правах, затем к прававому воспитанию подключается государство (д\сад, школа,социальные объедениния)

Наши ребята знают, что  семьи бывают большие и маленькие, что семья - это родители, дети, бабушки и дедушки. Сейчас они расскажут о членах своих семей.

Дети рассказывают о членах своих семей и показывают рисунки.

1-й ребенок.

Много мам на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя!

В.Руссу

2-й ребенок.

Не терпит мой папа безделья и скуки,

У папы умелые, сильные руки!

И если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

Е.Серова

3-й ребенок.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно,

Она во всех затеях со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки, и все мне любо в ней.

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Ах, сколько эти руки чудесного творят!

Летают, вяжут, метят, все что-то мастерят.

Л.Квитко

4-й ребенок.

Хоть мой дедушка седой,

Но душой он молодой!

Замечательный мой дед!

Пусть живет еще сто лет!

Воспитатель: Знать все взрослые должны, что право на семью

Все вместе. Имеем мы!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю послушать пословицы

Боль врача ищет;

Болен - лечись, а здоров -  берегись

Верь не болезни, а врачу.

О каком праве говориться в этих пословицах. Право на медицинское обслуживание.

- при появлении ребенка на свет его сопровождают врачи, а значит, уже при рождении ребенок начинает пользоваться своим правом на медицинскую помощь и сопровождение.

Это право реализуется и детском саду.  Дети постоянно находится под наблюдением врача и старшей медицинской сестры.

Ребята знают, как важно знать свои права.А кто знает из вас родители в каком документе они записаны? (Конвенция о правах ребенка)

 

Уважаемые родители  сейчас поиграем в  викторину Права литературных героев

  • В какой сказке было нарушено право человека на жизнь? («Морозко», «Сказка о царе Салтане»)
  • В какой сказке было нарушено право героя жить со своими родителями? (Снежная королева)
  • Герои, какой сказки пользуются правом на получения бесплатной медицинской помощи? (Айболит)
  • В какой сказке у  известной героини нарушено право на отдых? («Золушка», «Морозко».)

Воспитатель: Наши ребята, также как герои сказок любят и должны отдыхать. Ведь они имеют на это право. Не забывайте об этом, уважаемые родители. Чаще играйте вместе с ними. В нашей большой семье и радость и песня на всех одна. Дети вместе с родителями играют с мячами под аудиозапись песни «Мы маленькие дети» из к/ф. «Приключения Электроника» (сл. Ю.Энтина,  муз. Е.Крылатова).

   Сегодня на родительском собрании мы рассмотрели лишь некоторые права наших детей. Как же можно знакомить детей с их правами. Маленький ребенок не в силах изучить взрослые документы. На помощь могут прийти детские сказки и рассказы.  

   Нашу сегодняшнюю встречу я хочу завершить прекрасным стихотворением.

Язык чужой обиды и печали

Волшебник изучает с детских лет.

Его вселять надежду обучали –

И это основной его предмет.

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!

Здесь хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!

Таким волшебником может стать каждый из вас. Главное – захотеть. Важно научить свое сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих детей, не нарушать их права. Мы благодарим всех родителей и детей, принявших участие в подготовке и проведении собрания.

Консультация для родителей

Вербальные и невербальные средства коммуникации.

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с ребёнком как можно больше и чаще", - такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного дела.

В каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.

В традиционной системе воспитания взрослые частенько забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугиванию детей. Не считаются антипедагогичными "ярлыки": неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец:

Один из современных педагогов сравнил ребёнка с многооконным домом: какое качество выкликаем, то и отзывается-открывается. Значит "ярлык" становится установкой, прогнозом на будущее.

Где бы табличку повесить: "Осторожно - слово. Словом можно покалечить душу"?

Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге "Когда одной любви недостаточно" просит взрослых, особенно тех, которые считают себя компетентными воспитателями, отказаться от таких фраз-заявлений детям:

"Если ты не будешь себя вести как следует, никто не будет любить тебя". (Ребёнок воспринимает это так: "Такой, какой я есть, я неприемлем").

"Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей." ("Я наверное плохой").

"Ну разве можно быть таким глупым?" ("Должно быть я не умён").

"Ты никогда ничего не понимаешь." ("Я тупой, неспособный!").

Мария Монтессори писала, что, требуя послушания, лишая ребёнка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а когда она разожмётся и как и кого ударит, не ведаем. А сколько тратим слов?! Сколько репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что воспитываем личность.

Американский психолог Арнольд Гезелл: "Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно вылепить что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не растёт, форма полностью придаётся извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри, благодаря собственным потенциям роста".

Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.

Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы.

Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает детей.

Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребёнком, считала М. Монтессори, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.

Эмпирические открытия, сделанные в начале века доктором медицины и педагогом Марией Монтессори, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами. Все они доказывают, как и создательница "молчаливой педагогики", что ребёнок - существо невербальное. Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова.

Словами мы загружаем левое полушарие. Оно отвечает за логику, за понимание речи. А ребёнок - правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы подтягиваем постепенно к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики.

Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что "личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма - это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации. Эмоционально-непосредственная - это её эмоциональное проживание.

Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста".

Доказано, что существуют два языка общения:

один язык - это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз;

второй язык - это язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача - язык эмоций, переживаний.

Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу "считывать" информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции.

Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт: каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Всё учтёт, впитает его разум.

Информация для размышления. Как ребёнок начинает учиться речевому общению?

Малыш сначала учится манипулировать, управлять поведением, и речевым в том числе, других людей (мамой, папой, близкими) с помощью невербальных средств и лишь значительно позже справляется со своим собственным поведением.

Опыт общения со сверстниками начинает формироваться на третьем году жизни, а интенсивно развивается на четвёртом. Контакты трёхлетних диктуются часто предметной средой.

Активные, содержательные и эмоциональные контакты зависят от многих причин и от внутренних возможностей ребёнка.

Находясь в детском коллективе, вдали от родителей, ребёнок хочет быть независимым и защищённым одновременно, он хочет от взрослого понимания.

И понимание тоже не обязательно выражать словесно. Несловесные методы и тут важнее: подбадривающий, тёплый взгляд, добрая улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание скажут больше слов.

Монтессори-педагоги очень хорошо понимают силу и воздействие взгляда. Прямым требовательным взглядом мы словно проникаем в душу без всякой просьбы того, на кого смотрим. А если взгляд ещё и не добрый?

Бессловесная коммуникация - самая честная. С детства мы всё определяем интуитивно, кто нас любит, а кто нет, и без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребёнок это чувствует гораздо тоньше, сильнее.

Переживания остаются в глубинах эмоциональной памяти и обнаруживаются через многие годы. Какими мы, взрослые, останемся в памяти ребёнка? Какими видит нас ребёнок? Как изображает в игре? Как рисует?

Итак, как обучать, не забывая завета монтессорианцев: "Не переводи в словесный ряд то, что можно не переводить. Отношения лучше не вербализовать, тем более всякие замечания словесно не оформлять".

Причину предпочтения невербального обучения в Монтессори-технологии можно сформулировать ещё и так: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я учусь".

Таким образом, невербальной коммуникацией является вся атмосфера в группе: и свободный доступ к любым пособиям, и сами эти пособия, и особый порядок, и отношения взрослых и детей, и их жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в группе, и семейная обстановка.

Заповеди для родителей и воспитателей.

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.

Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.

Если с ребёнком обычно честны - он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится верить.

Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Консультация для родителей

Как способствовать социальному развитию дошкольника?

Какие же приёмы и средства должен применять педагог, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребёнка? Одним из основных понятий, используемых педагогами в процессе воспитания, является дисциплина. Это слово в переводе с латыни означает обучение, воспитание. Таким образом, дисциплина это процесс научения, образования, т. е. Средства, с помощью которых и осуществляется социализация. Цель дисциплины гораздо в большей степени состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку. Главная цель дисциплины сформировать этические и моральные нормы и развить самоконтроль для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определённым стандартам, правилам, которые установились в нашем обществе.

Вначале контроль за поведением ребёнка устанавливается извне на основе авторитета взрослого; затем по мере взросления ребёнок вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по стандартам данного сообщества не потому, что он должен, а потому, что он хочет. Он принимает эти правила, ограничения и т. п., они становятся неотъемлемой частью его самосознания. Таким образом, рассматривая дисциплину как средство развития самоконтроля, можно выделить ряд принципов, следуя которым взрослый способен повлиять на этот процесс.

Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Дисциплина более эффективна, когда действие её постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

Обучение происходит легче, когда в процесс включены не только наказания, но и поощрения.

Дисциплинарные воздействия должны применяться сразу после нарушений.

Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребёнка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребёнка постоянно независимо от того, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нельзя угодить.

Внешний контроль за поведением необходим всем детям младшего и среднего дошкольного возраста. Для каждого возрастного периода и определения уровня развития существуют адекватные средства дисциплинарного воздействия. Однако и вседозволенность, и жёсткий авторитаризм оказываются непрдуктивными в любом возрасте. На ранних стадиях развития дисциплина может поддерживаться управлением деятельностью ребёнка, например, с помощью игрушек и интересных игр, оборудования игровых площадок на улице и в помещении. Иногда помогает изменение ситуации вокруг ребёнка. Например, можно переключить его внимание на другое действие предмет или вообще вывести из ситуации, провоцирующей негативное поведение. С детьми постарше можно обсудить их поведение и в доступной форме объяснить его положительные и отрицательные стороны.

Дисциплинированного поведения можно достичь, но успех во многом определяется возрастом ребёнка. Так, например, у детей в возрасте 2,5 3 лет, у которых слабо развиты функции самоконтроля, наблюдается больше проблем, связанных с плохим поведением, физической агрессией, чем у четырёхлетних.

Методы дисциплинарных воздействий не должны ущемлять достоинство ребёнка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества.

Чаще надо обсуждать последствия действия ребёнка или взрослого для чувств другого человека. Подчёркивайте сходство между разными людьми. Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые лучше играть нескольким детям и т. п.). Исключать надо нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом. Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребёнка, который ведёт себя хорошо.

Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказания. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения, как для самого ребёнка, так и для окружающих.

Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т.д. Поощряйте совместную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополнительный игровой материал или пространство в группе. Помните, что улыбка или доброе слово также является поощрением. Используйте, как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребёнку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные действия с ребёнком. Внешние проявления внимания и привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное чтобы они были разнообразны.

Консультация для родителей

Профилактика нарушений осанки

Осанка — это привычное положение тела, которое человек принимает стоя или сидя. Формируется осанка с самого раннего детства, в процессе воспитания и развития ребенка. Правильная осанка нужна каждому человеку, т. к. она делает фигуру красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма в целом.

При правильной осанке левая и правая стороны человеческого тела симметричны, физиологические прогибы позвоночника соответствуют норме и выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, а плечи находятся на одном уровне. Любые нарушения осанки обычно вызывают изменения всего скелета, расстройство двигательного аппарата, головные боли, снижение аппетита, расстройство работы дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем.

Самыми распространенными видами неправильной осанки являются сутулость, вялая осанка и искривления позвоночника. Опишем их.

Сутулость. При этом виде нарушения осанки грудной отдел позвоночника значительно и равномерно выступает назад, голова наклонена вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выдается вперед.

Вялая осанка проявляется опущением головы, уплощением грудной клетки, отставанием лопаток от спины, сведением плеч, согнутыми в коленях ногами.

Искривления позвоночника бывают трех видов: лордоз (искривление позвоночника выпуклостью кпереди), кифоз (искривление позвоночника назад), сколиоз (боковое искривление).

Причины неправильной осанки: слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела, некоторые виды профессиональной деятельности, врожденные или приобретенные недостатки опорно-двигательного аппарата, односторонние занятия некоторыми видами спорта. У детей к нарушению осанки могут вести некоторые заболевания, в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, плоскостопие, инфекционные болезни, а также нерациональный режим, неполноценное питание, неверно подобранная мебель дома и в школе, неправильное ношение портфеля и т. д. Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить ее в дальнейшем.

Основная часть процесса формирования правильной осанки приходится на младенческий, дошкольный и школьный периоды. Поэтому родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно следить за формированием осанки у детей, строго контролировать позу детей при сидении за столом, стоянии и ходьбе. Важное значение имеют своевременное полноценное питание, свежий воздух, массаж, гимнастика, закаливающие процедуры, подбор мебели в соответствии с ростом. Желательно, чтобы ребенок сам контролировал свою осанку. Не следует допускать, чтобы дети спали в мягкой постели и постоянно на одном и том же боку. В первые месяцы жизни нельзя подкладывать ребенку под голову подушку. До 6 месяцев не рекомендуется придавать ребенку специально сидячее положение, а до 9 месяцев — ставить на ножки. Обучая ребенка ходьбе, надо использовать специальные приспособления — вожжи. Когда малыш научится ходить, не надо совершать с ним далеких прогулок. Необходимо следить, чтобы дети не сидели подолгу на корточках, за столом, на коленях у родителей. Во время занятий и приема пищи следует обращать внимание на посадку ребенка. Она может быть правильной только в том случае, если мебель соответствует росту и пропорциям тела.

Для предупреждения неправильной осанки следует проводить профилактику плоскостопия, т. к. уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменениями костного скелета тела ребенка. Режим ребенка должен рационально сочетать подвижные и малоподвижные игры. Большое внимание следует уделять укреплению опорно-двигательного аппарата ребенка.  

Воспитание осанки у детей начинается с усвоения прямой стойки. Затем выполняются упражнения: у вертикальной плоскости (дверь, шкаф, стена) — отведение рук и ног в стороны, поднимание на носки, касание плоскости затылком, спиной, лопатками, ягодицами; с предметом на голове — на темени ближе ко лбу устанавливают деревянные кружки, кубики, подушечки, наполненные орехами, мелкой галькой, песком, и в заданном направлении проходят определенное расстояние, держа руки перед грудью или в стороны; в равновесии и для стопы — стойка на левой (правой) ноге, ходьба на носках по бревну, скамейке с предметом на голове, повороты, поднимание пальцами ног лежащей на полу скакалки, бечевки или шнура.

Все эти упражнения способствуют тому, чтобы правильно держать тело, развивать статическую выносливость мышц шеи, являются профилактикой плоскостопия.

Проводите также подвижные игры, в которых дети должны принять заранее установленное положение. Одежда во время подвижных игр должна быть свободной и не стеснять движений. Физическая нагрузка строго дозируется и сочетается с отдыхом.

Во время занятий с детьми надо обращать внимание на освещенность комнаты, т. к. при недостаточном освещении дети сутулятся, принимают неправильные позы.

Формированию правильной осанки способствуют закаливающие процедуры., укрепляющие здоровье ребенка, повышающие жизненный тонус. При сутулости полезно заниматься плаванием. Большое значение имеет достаточный сон, который дает отдых нервной системе, мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник и суставы ребенка.

Формирование осанки продолжается в течение всей жизни человека. 

Перед тем как перейти к упражнениям, помогающим выработать правильную осанку, нужно усвоить несколько положений тела, которые помогут вам в этом:

1. При ходьбе голову надо держать прямо и высоко, чтобы воображаемая линия соединяла мочку уха и плечо. Не следует задирать нос и сильно выставлять вперед подбородок. Смотреть нужно прямо перед собой, но не под ноги. Старайтесь не двигать головой при ходьбе. Пусть она будет постоянно в одном положении.

2. Положение плеч. Поднимите их как можно выше, отведите назад и опустите. Это положение плеч — правильное.

3. Грудь должна смотреть кверху, но не вперед. Если вы идете грудью вперед, то низ спины при ходьбе выглядит некрасиво. Чтобы определить правильное положение груди, сделайте следующее: встаньте прямо, глубоко вдохните, выдохните и расслабьтесь. Живот при этом должен быть умеренно втянут.

4. Не надо при ходьбе выставлять живот вперед. Не следует также отставлять назад таз.

КАК СТОЯТЬ

Встаньте спиной к стене, слегка расставив ноги и свободно опустив руки. Проследите за тем, чтобы затылок, плечи, ягодицы, икры и пятки касались стены. Теперь попробуйте найти такое положение, чтобы между поясницей и стеной едва-едва проходил палец. Кому-то придется для этого втянуть живот, кому-то — приподнять плечи или вытянуть шею, или развернуть грудную клетку, или еще чтонибудь. Но можно почти наверняка предположить, что вам будет поначалу неудобно так стоять, вы чуть ли не мгновенно почувствуете напряжение, утомление, а то и боль в разных частях тела (кто в каких). Ничего страшного; выполняйте это упражнение, как только у вас выдастся свободная минутка, как можно чаще. Когда вы обнаружите, что в течение этой самой минутки стоите без напряжения, не утомляясь, — сделайте шаг вперед — в прямом и переносном смысле.

КАК ХОДИТЬ

Когда мы ходим с Правильной осанкой, наш позвоночник работает, как хорошая рессора, и все сотрясения и колебания тела при ходьбе поглощаются хрящевыми дисками позвоночника и не могут повредить ни головному и спинному мозгу, ни другим органам. Ноги при ходьбе играют гораздо большую роль, чем кажется. Мы должны не только переставлять их, чтобы двигаться вперед, но и пружинить при каждом шаге. Это трудно делать в жесткой обуви на высоком каблуке и значительно легче — в туфлях на резиновой подошве. Во время ходьбы вы должны представлять, что ноги у вас начинаются где-то в середине торса, и именно они приводят в движение все мышцы вашего тела.

 КАК СИДЕТЬ

Сидеть тоже нужно прямо! Если у вас нет привычки к этому, забудьте на время о табуретках и мягких креслах, сидите только на стульях с жестким прямым сидением и спинкой, соответствующей по форме линии позвоночника. Сидите так, чтобы ваша спина прилегала к спинке стула, а ваше «седалище» — к сидению стула. Сидение должно быть короче ваших бедер, иначе край стула будет давить на кровеносные сосуды под коленями. Высота сидения от пола должна примерно равняться расстоянию от пола до ваших коленей. Вес тела должен приходиться только на сидение стула.
Избавьтесь от привычки сидеть нога на ногу! Трудно придумать что-либо более вредное, чем эта поза, и не только для циркуляции крови в ногах (под коленями проходят крупные кровеносные сосуды), но и для органов малого таза. Эта привычка, особенно если вы ведете сидячий образ жизни, может привести даже к заболеваниям половых органов из-за постоянного сдавливания сосудов и нервов.

Научитесь также правильно садиться и правильно вставать со стула. Не надо «плюхаться» на него с размаху — этим вы наносите резкий удар по позвонкам, отчего со временем повреждаются хрящевые диски. Опускайтесь на стул только за счет мышц ног, постепенно перенося вес тела со ступней на сидение. Ноги вполне способны к такой работе — это сильные, упругие рычаги. Ими же пользуйтесь и вставая со стула — мягко оттолкнитесь от сидения и перенесите вес тела на ноги. А руки в этом двигательном акте вообще не должны участвовать!

Поначалу правильное сидение на стуле будет для вас тяжелым — но эффективным — упражнением. Через несколько дней вы почувствуете, что действительно отдыхаете и расслабляетесь в сидячем положении, не принося вред своему здоровью.

КАК ЛЕЖАТЬ

Треть своей жизни мы спим, то есть лежим. Если мы делаем это неправильно, то мы медленно убиваем свой позвоночник, а значит, и здоровье вообще.

Во-первых, позаботьтесь о том, чтобы правильно выбрать матрас. Он не должен быть слишком мягким — иначе самая тяжелая часть тела, таз, не имея опоры, будет «провисать», в результате чего позвоночник в этом отделе искривится в ту или другую сторону, в зависимости от того, на каком боку вы спите. Матрас не должен быть и слишком твердым — иначе позвоночник будет искривляться в противоположную сторону. Как же быть? Очень просто: выбрать довольно жесткий, плоский, но эластичный матрас, желательно набитый ватой, волосом или губчатой резиной, такой, чтобы изгибы вашего тела — в плечевом и тазовом поясе — сохраняли свою естественную линию. Оптимальная постель получается, если положить широкую ровную доску между пружинами кровати и матрасом. А спать рекомендуется на боку или полубоку, но не на спине и не на животе, так как в этих положениях позвоночник не поддерживается в должной мере и неизбежно где-нибудь «првисает». Вообще, в какой бы позе вы ни спали, необходимо следить за тем, чтобы никакая часть тела не давила ни на какую другую.

Не менее важно правильно выбрать подушку. Она должна быть мягкой, но небольшой — чтобы голова и шея оставались в прямом положении относительно всего позвоночника, иначе мышцы не будут полностью расслаблены во время сна. И, наконец, еще одно: напряжение в шейном отделе позвоночника непроизвольно возникает при напряжении мышц лица. Между тем мимические мышцы расслабляются при одном-единственном выражении лица — улыбке! Поэтому старайтесь перед сном (а лучше постоянно!) думать о чем-нибудь.

Консультация для родителей

Рекомендации  родителям  медлительных  детей,  испытывающих трудности  в  обучении  письму  и  чтению

Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстрый темп дается медлительным детям большой ценой: это один из самых вредоносных факторов –  это путь к неврозам.

Но это не значит, что медлительные дети обречены быть отстающими. Во-первых, идет возрастная компенсация; во-вторых, в силах родителей облегчить ребенку обучение в  школе.

  • Характерная особенность медлительных детей, о которой следует помнить,  трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Поэтому между разными видами деятельности необходимо делать перерывы, паузы и предварительно готовить ребенка к следующему занятию: «Через 15 минут будем заниматься математикой», «Ты помнишь, что через 10 минут будем выполнять задание по математике?» и т.д.
  • В процессе занятия необходимо говорить медленно и спокойно, иногда, для того, что бы ребенок все усвоил, требуется многократное повторение. В конце занятия необходимо убедиться, что ребенок понял учебный материал.
  • Советуем родителям не только подробно разбирать все непонятное, не усвоенное на уроке, но даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Если не дать ребенку такого предварительного запаса, то очень быстро будут накапливаться пробелы; а ведь догонять таким детям особенно трудно.
  • Систематические занятия способствуют повышению скорости работы. Для того чтобы занятия были эффективными, следует так организовать жизнь ребенка, чтобы все нагрузки были тренирующими. Кроме того, необходима и специальная тренировка – ежедневные 10-15-минутные занятия. Создать такие условия совсем не сложно, но есть особая тактика, которую вы должны соблюдать: не спешите, не торопите ребенка, не нервничайте при этом сами, не дергайте и не подгоняйте его. Помните: любая спешка приведет к еще большему замедлению!
  • Ежедневно необходимо делать упражнения на движение. Можно использовать игры со сменой скорости движений: 1) ходьба – бег – ходьба медленная; 2) хлопки ладонями медленно – быстро – медленно и т.п. Проводить эти занятия можно в любое время дня, главное, чтобы они были систематичными и интересными, в форме веселой игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...