"Этот звонкий ручеёк"
статья (младшая группа) на тему

Сухорукова Татьяна Юрьевна

Дошкольникам очень часто не даются свистящие звуки. Малыши искажают их или заменяют другими. Данная статья поможет родителям научить своих детей в игровой форме правильно произносить свистящие звуки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_zvonkiy_rucheyok.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Этот звонкий ручеёк!»

Дошкольникам очень часто не даются свистящие звуки. Малыш искажает их, или вовсе заменяет другими, что очень портит речь.

Вот несколько игровых моментов, которые помогут вам справиться с неправильным произношением звука «С».

        Для свистящих звуков очень важна форма языка, а также его положение в ротовой полости. В норме, когда малыш произносит «С» или «З», широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается горочка, как  в аквапарке. Однако у ребёнка «сосочка» язык плоский, ложбинка посередине очень невыразительна. А ведь именно этот желобок направляет струю выдыхаемого воздуха в нужную сторону. Нет его – и ручеёк беспорядочно растекается во все стороны. Кроме того, такой  язык не способен упереться кончиком в основание нижних резцов: потеряна его чувствительность. Язычок постоянно соскальзывает, не находя точку опоры.

«Умелый строитель и отважный альпинист».

Попробуйте, сидя с малышом перед зеркалом, «сконструировать» во рту горку. Хорошо, если удастся, а нет – придётся призвать на помощь артикуляционную гимнастику и сказочные истории.

Вспомним одну из них – о гномике Язычке. На этот раз гномик будет исполнять роль альпиниста. Нижние зубы – уступ скалы, на котором надо непременно удержаться. Ведь даже страшно подумать, что произойдёт, если альпинист потеряет опору под ногами! Конечно контролировать точность движений придётся с помощью зеркала. Малыш будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы! А чтобы язычок не пытался выскочить за зубки, научим ребёнка их плотно сжимать. Расскажите крохе вот такую историю. «Жил-был ручеёк. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только вот беда, звуки эти получались не совсем правильные, а какие-то шепелявые и разбрызгивались во все стороны. Окружающие не могли понять, о чём же говорит ручеёк. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Для этого сожмём зубки. Вот так, замечательно! Улыбнёмся! Ручейку   оставим маленькую щёлочку между передними зубами, чтобы он стекал холодной ровной струйкой. А теперь длительно произнесите звук «С», демонстрируя ребёнку безукоризненно правильную артикуляцию. Пусть ребёнок подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. Затем попросите кроху организовать «свой ручеёк». Это получится не сразу. Главное,  чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука «С». Малыш пробует который раз и всё безрезультатно? В таком случае поможет палочка (счётная и чистая) и продолжение истории о говорливом ручейке.

«Однажды путь ручейку загородило бревно.(Поместите палочку одним концом между зубами ребёнка и попросите удержать в таком положении. Язык находится в низу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень сильно постараться, чтобы убрать преграду! Пусть ребёнок с напором произнесёт звук «Ссссс», направляя струйку воздуха точно на палочку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Описанное упражнение надо делать под строгим контролем взрослого, чтобы палочка не оказалась в дыхательных путях крохи!

        Эти упражнения надо выполнять в течении месяца. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения стать точными, уверенными. Теперь пусть малыш вместе с Вами исполнит песенку водички (звук «ссссссс»), слушая вот такое стихотворение:

В море плещется волна

Слышишь, как поёт она?

С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с

Эту песенку водички

Капли, дружные сестрички

Напевают в тишине

Ветру, рыбкам и луне.

С-с-с-с шуршат они песком

Камешкам на дне морском,

С-с-с-с дробятся о скалу,

С-с-с-с стекают по стеклу,

С-с-с-с и спрятались в ракушку,

Мы её приложим к ушку….

И услышишь снова ты

Шум прибоя, плеск волны…

С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с…

Надеемся , вы не забыли, что язычок малыша на свистящих звуках не должен высовываться между зубами!

Какое неожиданное коварство!

        Иногда проблема бывает не в языке, а в нижней губе: на свистящих звуках она норовит соединиться с верхними зубами. В таком случае «собака» превращается в интерпретации малыша в «фабака», (суп-фуп, зайка-файка, сумка-фумка). Однако с этой бедой можно справиться! Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите в руки зеркало и продемонстрируйте голливудскую улыбку. Затем, придерживая нижнюю губу малыша пальцем, попросите кроху со столь же ослепительной улыбкой произнести и задержать как можно дольше звуки «с-с-с-с-с» и «з-з-з-з». Получилось! А теперь уберите подпорку, и пусть ребёнок скажет эти звуки снова. Что-то не так? Придётся проделать всё с самого начала…Раз за разом, пока не получится. Если и это не помогает, нужно какое-то время учить малыша произвольно опускать нижнюю губку. Он должен легко управлять ею. Выполняйте те же артикуляционные упражнения, описанные выше. Наконец всё в порядке. Чтобы закрепить правильное произношение, повторяйте слоги: са-со-су-сы-сэ; за-зо-зу-зы-зэ. Затем переходите к более трудным со-су-зо-зу. При этом нижняя губа может вновь играть не по правила! Ничего страшного, придётся ещё какое-то время попридержать её. От слогов переходите к словам: сам, сын, замок, зуб, коса, коза, ваза, лес, нос и т.д. Отработав слова, смело можно переходить к предложениям и стихам, где очень много звуков «С» и «З». Например, вот такие чистоговорки:

Са-са-са,са-са-са

На столк у нас оса!

Сы-сы-сы,сы-сы-сы

Не боимся мы осы!

Су-су-су,су-су-су

Гнать не будем мы осу!

Се-се-се,се-се-се

Мы сироп дадим осе.

За-за-за,за-за-за

За Зиной гонится коза

Зу-зу-зу,зу-зу-зу

Поместим в загон козу.

        Напоследок, хотелось бы пожелать Вам успеха и напомнить: не торопитесь исправить у малыша сразу всё одновременно. Действуйте планомерно, без суеты и давления на кроху. Старайтесь просто увлечь его игрой, которая в результате окажется интересной и полезной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ручеёк с платочком"-танец

Схема танца для детей 6-8 лет....

Пройди через ручеёк

                      ПРОЙДИ ЧЕРЕЗ РУЧЕЁК.           Задачи. Развивать у детей чув...

Сказка "Ручеёк"

В дошкольном возрасте, как правило, происходит изучение природы по книгам, редкое общение детей, особенно горожан, с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное у...

Сценарий танцевального вечера "Мой кружок - РУЧЕЁК"

Праздник танца "Посвящение в кружковцы"...

Организованная образовательная деятельность "Мой весёлый звонкий мяч "Мой весёлый звонкий мяч"

Воспитывать дружеские взаимоотношения, ловкость, самостоятельность, взаимопомощь....

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...