Для чего нужна артикуляционная гимнастика
консультация на тему

Шептунова Ольга Витальевна

 

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом.

 Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_chego_nuzhna_artikulyatsionnaya_gimnastika.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРАЕМ ДОМА_________________________________________

Артикуляционная гимнастика

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

      Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых -       будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь, как детей, так и взрослых.

      Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы, и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

      Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

      Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

      Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, поэтому ваши занятия артикуляционной гимнастикой дома будут большим подспорьем в коррекционной  работе, особенно на этапе постановки и исправления того или иного звука.

      Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык. У нас артикуляция -автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

      Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

      Ваши занятия артикуляционной гимнастикой станут особенно интересными, если вы их разнообразите стихотворными текстами, загадками и сказками. Включите своё воображение и фантазию, и ваши занятия превратятся в увлекательную и волшебную игру для вашего малыша.      

                                  Язык широкий положи

                                  И спокойно удержи.

                                                       (упр. «Блинчик»)

                                  Приоткрыл Язык окно,

                                  А на улице тепло.

                                  Язычок наш потянулся,

                                  Широко нам улыбнулся,

                                                        (упр. «Иголочка - Лопаточка»)

                                  А потом пошел гулять,

                                  По ступенечкам шагать.

                                                        (упр. «Язычок шагает»)

                                  Поспешил к себе во двор,

                                  Чтобы починить забор.

                                  Быстро взялся он за дело,

                                  И работа закипела.

                                                        (упр. «Заборчик»)

                                  Язык широкий положи,

                                  А края приподними.

                                  Получилась чашка,

                                  Кругленькая чашка.

                                  Чашку в рот мы занесем,

                                  Её бока к зубам прижмем.

                                                        (упр. «Чашечка»)

                                  Ну и лошадка!

                                  Шерстка гладка,

                                  Чисто умыта

                                  С головы до копыта.

                                  Овса поела -

                                  И снова за дело.

                                                        (упр. «Лошадка»)

                                  На скамейке у окошка

                                  Улеглась и дремлет кошка.

                                  Кошка глазки открывает,

                                  Кошка спинку выгибает.

                                                        (упр. «Киска сердится»)

                                  Я стою на ножке тонкой,

                                  Я стою на ножке гладкой,

                                  Под коричневою шапкой

                                  С бархатной подкладкой.

                                                        (упр. «Грибок»)

                                  Гвозди, молоток и клещи -

                                  Нужные в работе вещи.

                                  Молоток стучит: «Тук-тук!

                                  Язычку я лучший друг».

                                                        (упр. «Молоток»)

                                  На качелях я качаюсь,

                                  Вверх – вниз, вверх – вниз.

                                  Я всех выше поднимаюсь,

                                  А потом – вниз.

                                                        (упр. «Качели»)

                                                               

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками - символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

Рекомендации к проведению упражнений:

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

«Лопаточка»

Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко.

«Иголочка»

Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

«Часики»

Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Футбол», «Орешки»

Рот открыт. Напряженным языком упереться сначала в одну, затем в другую щеку.

«Качели»

Рот открыт, губы в улыбке. 1.Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. 2. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.

«Худышка-толстячок»

Сначала втянуть щеки в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах, затем надуть обе щеки одновременно.

«Улыбка»

Зубы сомкнуты, губами имитируется произнесение звука [и].

«Горка», «Киска сердится»

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка оставался за зубами, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Чашечка»

Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Буклет

Буклет предназначен для родителей детей, посещающих логопедическую группу...

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Помощь родителям, которые хотят помочь своему ребёнку исправить звукопроизношение....

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Это статья для тех родителей, кто хочет помочь своим деткам....

Консультация для родителей и воспитателей "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Для чего нужна артикуляционная гимнастика.Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность осво...

09.09.22 Консультация "Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика."

Консультация"Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"....