"Домашняя игротека"
материал на тему
Предварительный просмотр:
«Домашняя игротека»
Играем со звуками и буквами
«Мама, почитай! Папа, почитай! Почитай, поиграй, бабушка!» - упрашивает шестилетний малыш домочадцев. А почему он не читает сам?
Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Идея успешного обучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой.
Но где же взять время? Оказывается, играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приема у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.
Вот самые простые игры со звуками.
«Назови первый звук»
Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?». Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А есть ли звук «а» в словах «арбуз», «жук», «лук»? В каких еще словах есть звук «а»?». Подбирайте слова вместе с ребенком.
Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку – отдает фант.
А вот игра чуть сложнее: «Цепочка слов».
Вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч» - «чемодан» - «нос» - «санки» - «игла» и т.д.
А как любят дети играть со Звукоедиком!
Познакомьте малыша с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к) ран, (ш) каф, (с) тул и т.д.».
В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: сто (л), сту (л), тарелк (а) и т.д.
Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку. Например, расскажите, что Звукоедик попал в сад и теперь «отгрызает» первый (или последний) звук в названиях фруктов: (г) руша, (а) брикос, яблок(о), слив(а). Или озаботьтесь тем, что в лесу исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев.
Играйте так со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков.
Поможет вам игра «Домик звуков».
Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки спят отдельно. Давай уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?». Дайте ребенку фишку синего цвета (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к», - и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй фишкой ловит звук «т», удивитесь: «Разве здесь живет «кт»? Я думала, что здесь живет ко-о-от».
Все эти игры настольные.
Если же ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно поиграть в «Звуковую эстафету».
Расположите три игрушечных машины на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машину и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по-своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?». Ребенок угадает: «Сыр».
Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребенка с буквами.
Показывая начертание буквы, произносите не ее название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например, покажите букву и скажите: «Маша, твое имя начинается вот с этой буквы – «М»». Спойте: «М-м-м, м-м-м, Маша», но не говорите «эм». И еще – знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если вы будете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.
Игра «Щи из алфавита» поможет запомнить алфавит.
Можно готовить из алфавита суп или другое блюдо
Приготовьте кастрюлю, можно игрушечную, и варите щи из печенья «алфавит» или магнитной азбуки. На каждую букву ребенок должен вспомнить какой-нибудь овощ. Какие-то буквы могут и не попасть в щи.
К — капуста, картошка,
М — морковь,
П — помидоры, петрушка,
Л — лук...
Когда щи будут готовы, можно «разлить» их по тарелкам, при этом приговаривая, какие овощи кому достались.
Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Домик звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова «кот». Развозя в машинах слова (игра «Звуковая эстафета»), он может грузить в них уже не невидимые звуки, а буквы из разрезной азбуки или кубики с изображенными на них буквами.
Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это еще не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. У некоторых детей слияние звуков возникает спонтанно, само собой, но не у всех. Многих надо слегка подтолкнуть к этому открытию главного принципа русской письменности.
Здесь поможет игра «Домик букв».
Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребенку читать слоги: ла, ло, лу, лы.
Итак, вы научили ребенка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составить предложение с данным словом.
С такими играми ребенок не будет думать, что учиться — это скучно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашняя игротека: логоритмические и пальчиковые игры
Материал для родителей и воспитателей...
"Домашняя игротека"
В этом конспекте предложены советы для родителей по использованию игровых заданий дома....
Домашняя игротека
Игры на кухне....
консультация для родителей " Домашняя игротека"
рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук....
Домашняя игротека
Данное пособие рекомендовано для заботливых родителей по развитию у детей старшего дошкольного возраста фонематического слуха, лексико-грамматических категорий, устного связного высказывания, мелкой м...
Домашняя игротека по теме "Овощи"
Рекомендации для совместных игр родителей и детей дома по теме "Овощи". Данные рекомендации можно вывешивать в приемной в разделе "Логопед советует..."...
Домашняя игротека
Консультация для родителей...