РЕБЕНОК У ГОЛУБОГО ЭКРАНА
консультация (старшая группа) на тему
Какие опасности для ребенка таит в себе злоупотребление просмотром телепередачь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_u_ekrana.docx | 56.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, ТВ приставки прочно вошли в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребенка. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это безобидное занятие устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые диски, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это безобидное и безопасное занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много) но и для его психологического развития. В настоящее время, когда подрастает поколение «экранных детей» эти последствия становятся всё более очевидными.
Одно из них — отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить , мало и плохо разговаривают , их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.
Однако, при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог.
Для того , чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими людьми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, и изъясняются криками и жестами.
Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой срывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения. Но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний и себя в целом.
Появилось новое заболевание дефицит концентрации. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция.
Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.
Еще один факт, который отмечают педагоги и психологи - это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Их ничего не интересует и не увлекает. Дети теряют способность и желание чем-то себя занять Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых, готовых развлечений.
Конечно, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном объеме. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу.
Но неужели всему виной телевизор или компьютер? Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда голубой экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького ребенка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, а вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.
Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Наверстать упущенное в этом возрасте практически не возможно. 6-7 лет - зарождение фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент, когда здание построено уже нельзя. Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным — он определяет дальнейшее развитие человека.
Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.
Передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на ребенка , как и полное его игнорирование.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет в себе серьёзную опасность. Компьютерные игры можно водить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) Просмотр мультфильмов для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.
Анкета для родителей «Ребенок у экрана»
Уважаемые родители!
Вашему вниманию предлагаем анкету, при ее заполнении большая просьба отвечать по возможности подробно.
1. Какие чаще программы по телевизору смотрит Ваш ребенок?
2.Есть программы, которые смотрит ребенок без вашего согласия, или вы не совсем одобряете его выбор?
3.Какие программы вы бы хотели, чтоб смотрел ваш ребенок?
4.Вы смотрите телевизор:
- чаще всей семьей
- чаще ребенок один
- в зависимости от ситуации
5.Вы считает телевидение:
- это полезное время провождения;
- средство чем-то занять ребенка;
- избыточное средство информации;
- фактор повышенного стресса;
6.Сколько времени смотрит телевизор ваш ребенок в течение дня:
- до 30 мин в день
- до 1.5 часов в день
- в выходные дни до 3 часов
- в выходные дни более 5 часов
Благодарим за сотрудничество!
Словесные игры – огромная находка для родителей. В них можно играть всегда и везде: на прогулке, во время уборки, когда мама моет посуду или готовит кушать. Словесными играми можно занять ребенка в дороге, или в длинной очереди в поликлинику.
Это универсальные и быстрые игры, не требующие подготовки. При этом игры со словами несут в себе огромный потенциал – они помогают развивать связную речь у ребенка и пополнят словарный запас, тренируют память, внимание, быстроту реакции.
Дети очень любят играть словами. Просто обратите внимание на то, что ваш ребенок любит больше всего, и вовлекайте его в игру.
«Я ЗНАЮ ПЯТЬ НАЗВАНИЙ… (овощей, фруктов, мебели, обуви, одежды и пр.)» Один игрок называет, другой считает до 5ти, потом меняются;
«СКАЖИ НАОБОРОТ» (подбор антонимов: горячий-холодны, маленький-большой и т.д.);
«КАКОГО ЦВЕТА?» 1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета.
Например: красный – помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т. д.
2 вариант: Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др.
«ЧТО ЛИШНЕЕ?» :Взрослый произносит три слова, а ребенок называет лишнее и объясняет почему.Например: стул, стол, шапка (шапка не мебель) ; треугольник, круг, квадрат (круг не имеет углов).
«ПОДБЕРИ РИФМУ» Берем слово и подбираем к нему рифмы. Как можно больше рифм: Мишка-Книжка-Мартышка-Иришка и т.д.
«СМЕШИНКА» Эта очень забавная и веселая игра подойдет, когда нужно развлечь ребенка или группу детей. Однако замечу, что кроме веселья игра приносит и пользу. Дети учатся склонять слова. У 4-6 леток эта игра пользуется особой популярностью. Каждому участнику игры загадайте слово: кочерыжка, поварешка, матрешка, ложка. И на все вопросы, который задает ведущий, игрок должен отвечать только этим словом.
(при подготовке консультации использованы материалы из интернета)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника, посвященный дню 8 марта "У голубого экрана"
Этот сценарий расчитан для детей старшего дошкольного возраста, который посвящён празднику 8 Марта....
У голубого экрана. (утренник посвященный дню 8 марта для детей старшей группы)
Сценарий "У голубого экрана". Праздник посвященный Международному женскому дню.Для детей сраршей группы. Под музыку дети заходят в зал. Песня «Наши мамы» выполняют движения. И выстраиваются на полукр...
Утренник ко дню 8марта в подготовительной группе «У голубого экрана».
Сценарий этого праздника задуман, как телевещание различных программ. Таких как: "Новости на первом", "Первая передача", "Квартирный вопрос, ну и конечно, не без рекламы....
"У голубого экрана" Праздник 8 марта в старшей группе ДОУ
Предлагаю Вашему вниманию сценарий утренника 8 марта в старшей группе ДОУ. Я очень люблю организовывать трогательные, щемящие душу праздники . Люблю дарить радость детям и родителям....
Наглядно-просветительский материал для родителей "Постараемся не вырастить жертв «голубого экрана»!"
Материал о вреде телевизоров и компьютеров призывает родителей больше уделять время детям....
« Ребенок у телевизора: есть ли польза от голубого экрана».
польза и вред от просмотра телевизора...
Ребенок у голубого экрана
Телевизор удовлетворяет универсальную потребность детей в информации. И разговор, наверное, нужно вести не о том, как исключить его из жизни, а о том, как избежать его вредного воздействия. Главное — ...