ПОЧЕМУ МЕНЯ НЕ ПРИНИМАЮТ.
консультация (старшая группа) на тему
Как часто можно увидеть такую картину: группа оживлено играющих детей – кто-то руководит игрой, указывая, что кому делать; кто-то сам вносит в сюжет игры новый поворот; кто-то ждет распоряжений «игрового лидера» - организатора и покорно их выполняет; кто-то просто подает нужную игрушку. А один ребенок стоит невдалеке, так, чтобы было видно и слышно играющих, но в, то, же время не привлекать их внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_menya_ne_prinimayut.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЧЕМУ МЕНЯ НЕ ПРИНИМАЮТ.
Как часто можно увидеть такую картину: группа оживлено играющих детей – кто-то руководит игрой, указывая, что кому делать; кто-то сам вносит в сюжет игры новый поворот; кто-то ждет распоряжений «игрового лидера» - организатора и покорно их выполняет; кто-то просто подает нужную игрушку. А один ребенок стоит невдалеке, так, чтобы было видно и слышно играющих, но в, то, же время не привлекать их внимания.
Он боится, потому что не умеет играть. И если в три года еще все дети плохо умеют играть вместе, то в шесть, а тем более в семь лет и старше – это уже проблема, причем очень большая.
Почему так происходит? Почему одни легко и непринужденно входят в любую компанию, а другие вечно в стороне? Причем особенно таким детям в детском саду, где состав детей постоянен и почти нет надежды, что придет кто-то новенький и будет играть не со всеми, а именно с тобой, «отверженным».
Такая ситуация отражается не только на сиюминутном настроении ребенка, не только на становление его характера, но может определить в дальнейшем его жизненную позицию, а в конечном счете – судьбу.
Причин несколько. Однако более частой и распространенной причиной является незнание ребенком стереотипов и негласных правил специфически детского общения, принятых в данном обществе.
Дети, выросшие среди взрослых и проводящие среди них фактически всю жизнь, незнакомы иногда даже со словарем и терминологией, используемыми сверстниками, и буквально не могут найти с ними общий язык. А их «взрослая» речь, которая так умиляет родителей, - с большим запасов слов, сложными оборотами и разнообразием тем, вызывает у сверстников в лучшем случае насмешки.
Еще более важной причиной является дезориентация ребенка в социальных взаимоотношениях окружающих его детей. Он не понимает соотношения социальных ролей в коллективе, ему не ясно, почему не всегда можно высказывать свое мнение, он не видит причин выполнять распоряжение «лидера» и, главное, не представляет, чем это ему грозит. И когда на него обрушиваются насмешки или агрессия, он не улавливает связи между своими действиями и реакцией окружающих его детей. Это просто недостаток социального опыта: ведь ваш ребенок, даже если и умеет договариваться со взрослыми, совершенно лишен такой возможности в обществе детей.
Недостаток социального опыта в сочетании с такими качествами характера, которые препятствуют его накоплению (застенчивость или агрессивность), ведет к возникновению дефицита специфически игрового опыта.
В этом случае ребенку трудно:
- выделить роли и принять какую-то на себя;
- оставаться в рамках этой роли в течение всей игры;
- соблюдать соподчинение ролей по сюжету;
- понять собеседника-партнера с учетом, как его роли, так и его личностных качеств, желаний, недовольств и т.д. и суметь договориться с ним в рамках роли и сюжета, не обидев при этом «по жизни», как личность.
Вот и получается, что ребенок играть не умеет, не понимает партнера, все время «вылезает» из своей роли, чтобы дать кому-нибудь полезный, с его точки зрения, совет, путает ролевые и реальные отношения и высказывания, обижается на них. Понятие «понарошку», которым он худо-бедно владеет в индивидуальной игре, вдруг забывается, и он всерьез воспринимает, например, гнев и наказание со стороны мальчика, исполняющего в игре роль злого папы, может испугаться и выйти из игры, заявив: «Петя меня ругает, не хочу с ним играть». Налицо игровая и социальная незрелость, неготовность к совместной игре. А ведь остальные его учить не будут, здесь закон простой: не умеешь - иди отсюда.
Чем можно помочь такому ребенку?
Во-первых, играть вместе с ним с самых ранних лет, учить принимать на себя определенную роль, действовать в ее рамках.
Во-вторых, если дети не принимают его в свой коллектив – придумать какую-то другую игру, где он будет более успешен, и пригласить остальных играть вместе. При этом важно не вломиться в уже развернутую игру, где ваш ребенок не пришелся ко двору, а именно организовать новую (спортивную, соревновательную, народную), главное – требующую соблюдения четких правил, уже знакомых вашему ребенку. Как ни странно, четкая и конкретная организация игр с правилами помогает ребенку, не владеющему сюжетно-ролевой игрой, но часто оказывается сложной для «игровых» детей, привыкших именно к ней.
Разный принцип: опора на фантазию, сюжет, социальные и игровые взаимоотношения или на строго утвержденный «свод законов» и правил – лежит в основе притягательности и успешности у разных типов детей. А поскольку игры с правилами появляются в детском сообществе позже, и играют в них соответственно более старшие дети, то и большим уважением, авторитетом пользуются те, кто ими уже овладел.
Кроме спортивных игр, это могут быть любые виды детской деятельности, в которых ваш «неудачник» компетентен и успешен. Может он прекрасно рисует? Дайте ему эту возможность: дома организуйте выставку, а на улице снабдите мелками, и вскоре вся компания будет зачарованно следить за его занятием и униженно просить разрешения «чуть-чуть покрасить»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Почему ребенка не принимают в игру".
Консультация подготовлена с использованием статьи Елены Волковой-Гаспаровой....
Проектная деятельность "Почему меня так зовут?"
Кратковременный проект, посвященный Дню Конвенции о правах ребенка (Право на имя)...
Исследовательский проект Тема: «Почему меняется цвет снега и что загрязняет воздух в моем городе?»
проект...
Презентация проекта "Почему меня так зовут?"
Краткосрочный проект...
Детский проект "Почему меня так назвали?"
Проект, в котором ребенок изучает историю своего необычного имени - Бенгард....
Занятие для подготовительной группы "Почему меня дразнят - очкарик?"
Беседа с детьми. Как научить детей защищать себя от обидных дразнилок....
Исследовательская работа «Почему менялся танк Т-34?»
Данная работа посвящена исследованию истории создания и изменений танка Т-34 времен Великой Отечественной войны. Дошкольник выдвигает предположение, что разновидности танка Т-34 – это разные тан...