Комплекс основных упражнений артикуляционной гимнастики.
консультация на тему

Трушникова Алла Геннадьевна

Уважаемые папы и мамы , бабушки и дедушки , вы сможете помочь вашему ребенку в преодолении речевого дефекта если каждый день или через день будете выполнять артикуляционную гимнастику по 5 -7 минут. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом в спокойной обстановке. Ребенок выполняет сначала комплекс основных упражнений и лишь затем переходит к выполнению упражнений, направленных на формирование правильного произношения отдельных звуков ( с, з, ш,ж, л, р ). Упражнения выполняются под счет , сначала от 1-5 , затем 1-7и т.д. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые папы и мамы , бабушки и дедушки , вы сможете помочь вашему ребенку в преодолении речевого дефекта если каждый день или через день будете выполнять артикуляционную гимнастику по 5 -7 минут. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом в спокойной обстановке. Ребенок выполняет сначала комплекс основных упражнений и лишь затем переходит к выполнению упражнений, направленных на формирование правильного произношения отдельных звуков ( с, з, ш,ж, л, р ). Упражнения выполняются под счет , сначала от 1-5 , затем 1-7и т.д.                 

Комплекс  основных  упражнений  артикуляционной  гимнастики.

1     Удерживание  губ  в  улыбке ,  зубы  обнажены.

2     Вытягивание  губ  вперед  трубочкой.

3     Чередование  положений  губ :  в  улыбке  трубочкой.

4     Спокойное  открывание  и  закрывание  рта,  губы  в  положении  улыбки.

5     Язык   широкий  -  « лопаточкой  »

6     Язык   узкий   -    « иголочкой  »

7     Чередование   положений   языка  -  широкий  -  узкий.

8     Подъем   языка  за  верхние   зубы   ( под   счет   от   1 -  7 )

9     Чередование   положений   языка   верх  -  вниз.

10   « Катушка »  -  отодвигать   язык   в  глубь  рта  -  приближать          передним   нижним   резцам.

11   « Часики »   Рот   приоткрыт.  Губы растянуты  в  улыбку.  Кончикам  узкого   языка   попеременно  тянуться  под  счет  к  уголкам   рта.

12   « Качели »   Рот  открыт.  Языком  тянуться  к  носу  и  подбородку,  либо     к  верхним   и   нижним   резцам.

Упражнения  для  правильного  произношения  звуков

[ с ],   [ з ].

1  Сделать  язык  широким  ( 1 – 5 -10 )

2  « Чистим  зубы »  Круговыми  движениями  языка  проводить  между  зубами  и  губами.

3  « Загнать  мяч  в  ворота »  Растянуть  губы  вперед  трубочкой  и  длительно  дуть  на  ватный  шарик,  загоняя  его  между  кубиками.

4  « Кто  дальше  загонит  мяч »  Улыбнуться,  положить  широкий  передний  край  языка  на  нижнюю  губу.  И, как  бы  произнося  длительно  звук  ( ф )  сдуть  ватку  на  противоположный  край  стола.

5  « Фокус »  Рот  приоткрыть,  язык  чашечкой,  выдвинуть  плавно  выдохнуть на ватку,   лежащую  на  кончике  носа  или  челочку.

Упражнения  для  формирования  правильного  произношения  звуков  [ ш ],    [ ж ].

1  « Наказать  непослушный  язычок »  Приоткрыть  рот,  положить  язык  на  нижнюю  губу  и,  пошлепывая  его  губами,  произносить  пя – пя – пя….

2  « Приклей  конфетку »  На  кончик  языка  положить  кусочек  ириски,  приклеить  его  к  небу  за  вержними  резцами.

3  « Грибок »  Рот  открыт.  Язык  присосать  к  небу.

4  « Вкусное  варенье »  Рот  открыт.  Широким  языком  облизать  вержнюю  губу  и  убрать  язык  в  глубь  рта.

5  « Бублик »  или  « Рупор »  Зубы  сомкнуты.  Губы  округлены  и  чуть  вытянуты  вперед.  Верхние и  нижние  резцы  видны.

Упражнения  для  формирования  правильного  произношения  звука  [л ]  

1  « Индюк »  Приоткрыть  рот,  производить  движения  широким  передним  краем  языка  по  верхней  губе  вперед  и  назад  стараясь  не отрывать  языка  от  губы,  добавить  голос  пока  не  послышится  « бл – бл – бл  »

2  « Пароход  гудит »  Приоткрыть  рот  и  длительно  произносить  звук  [ы ]

3  « Самолет  гудит »  Рот  приоткрыт.  Губы  растянуты,  при  длительном  произнесении  звука  [ ы ]   проталкиваем  кончик  языка  между  верхними  и  нижними  резцами,  удерживаем  его  в  этом  положении.  Слышится [ л ]  

 Описание  следующих  упражнений  смотрите  выше.

                         « Вкусное    варенье »

                         « Приклей   конфетку »

Упражнения  для  формирования  правильного  произношения  звука  [ Р ].

1  « Маляр »  Рот  открыт.  Широким  кончиком  языка,  как  кисточкой  ведем  от  верхних  резцов  до  мягкого  неба.

2  « Лошадка »  Присосать  язык  к  небу,  щелкнуть  языком.  Цокать  медленно  и  сильно,  тянуть  подъязычную  связку.

3  « Барабанщики »  Частое  проговаривание  звука  [ д ]  с  силой.

4  « Останови  лошадку »  Выдыхать  с  силой  воздух  из  рта  так,  чтобы  сомкнутые  губы  задрожали.

Помимо  этого  выполняются  следующие  упражнения,  описанные  выше:

  « Индюк »,  « Кто дальше  загонит  мяч »,  « Накажем  непослушный  язычок »,  « Вкусное   варенье ».