Детский онанизм
консультация по теме

Остапенко Мария Николаевна

Детский онанизм не так страшен, как о нем часто думают и родители и воспитатели. Сначала разберемся в причинах и попрубуем их устранить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon onanizm.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon игровые технологии с детьми с ЗПР39 КБ

Предварительный просмотр:

Онанизм в детском возрасте

Педагоги и психологи сходятся во мнении, что в первые 6-7 лет жизни ребенок проходит гораздо больший путь, чем за всю остальную жизнь. То, что будет сформировано в эти годы, будет базой для всей жизни. Половое самосознание является такой же стороной жизни ребенка, как и все остальные. Что же так пугает взрослых, когда ребенок начинает интересоваться вопросами пола?

Необходимо помнить, что смысл, вкладываемый взрослыми и детьми в понятие пола, абсолютно различен. Для ребенка это - осознание себя как личности, как человека, принадлежащего к тому или иному полу, отделение себя от окружающих. Как мы видим, детей интересует совсем другое и, самое главное, это абсолютно нормально.

Важным является тот факт, что половое воспитание неотъемлемо связано с нравственным. Т. е., объясняя ребенку отличия его пола от другого, необходимо мягко напоминать о том, что это очень лично и не выставляется на общее обозрение.

Обычно родители сводят половое воспитание до уровня развития гигиенических навыков, смущаясь от откровенных вопросов их детей. Дорогие родители! Для детей эта тема такая же, как и многие другие, поэтому спросить "Откуда берутся дети?" для ребенка так же естественно, как спросить "Почему дует ветер?".

Интересно и вот еще что. Пока ребенок изучает свои руки, ноги, лицо - родители спокойны. Но когда ребенок начинает интересоваться строением своих половых органов, многие родители приходят в растерянность и начинают подозревать в своем ребенке распущенность и извращенность. Родителей интересует: как относиться к сексуальным играм детей. Дети гораздо наблюдательнее, чем нам кажется. Они очень быстро составляют себе представление о роли каждого из родителей в семье, о лидере, о том, кого можно слушать, а кого и не обязательно. От них нельзя скрыть и еще одну сторону жизни - интимную. Тем более, что с развитием СМИ у ребенка расширяется возможность доступа к такого рода информации. Но в сознании ребенка эта информация обычно не приобретает эротического характера.

Итак, по мере поступления информации начинаются сексуальные игры детей, чаще всего - фрагменты игры в семью. Иногда дети могут имитировать действия взрослых, изображая любую форму половой активности. Обнаружив такие игры, взрослые приходят в смятение. Но это не повод ни для шуток, ни для возмущения. Сексуальные игры у здорового ребенка (подчеркиваем - у здорового!) не вызывают полового возбуждения, и пока нет некорректного вмешательства взрослого, он играет неосознанно, воспринимая эту сторону жизни как вполне естественную и неотъемлемую (каковой она, в принципе, и является).

Однако стоит взрослому начать расспрашивать, как все было, выпытывать детали, стыдить - и восприятие ребенка тут же меняется, он начинает понимать, что вступил в какую-то особую область, жгуче интересную и очень запретную. Помните, уважаемые родители: детские сексуальные игры не приносят такого вреда, как наказание за них!

Ребенку часто непонятен смысл наказания, но всегда остается ощущение, что если его поступок плох, то, значит, и близкие ему взрослые, которых он копировал, делают что-то недозволенное, грязное и непристойное. Это создает психологический барьер между ребенком и родителями, может явиться основой для развития комплексов, стать источником тайных переживаний и всяческих догадок.

Если не фиксировать внимание ребенка на сексуальных играх, отвлечь его, чем-то заинтересовать, игры эти обычно проходят как краткий эпизод и к периоду полового созревания остаются лишь смутными воспоминаниями. Внимание родителей должно привлечь другое: очень важно, чтобы мальчик имел мальчишеские интересы и увлечения, а девочке не было чуждо ничто девичье. Но все должно иметь свою "золотую середину".

Особое место в психологии половой идентификации занимает формирование образа тела, который возникает в связи с общими познавательными интересами ребенка, когда он начинает активно интересоваться телесной организацией людей в общем и своей в частности. Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа своего "Я". Маленький ребенок непосредственен в своем любопытстве к своему телу и половым органам. По мере взросления ребенок начинает испытывать неловкость, когда приходится обнажаться перед представителями другого пола. Стыдливость - естественный результат воспитательного воздействия цивилизации. Как таковое, сексуальнее развитие ребенка взаимосвязано с развитием телесного образа или чувства тела.

Главное, сразу понять, что детский онанизм и взрослый - явления абсолютно разного характера. Практически все дети так или иначе проходят через это. Первые проявления начинаются в 5-6 месяцев, когда ребенок неожиданно напрягается, краснеет, а потом обмякает и расслабляется. В более старшем возрасте такие проблемы бывают у детей, страдающих запорами, когда напряжение передается половым органам, дальше следует естественная разрядка и ребенок начинает искать способ достижения приятных ощущений. Само по себе такое обследование тела не является патологичным. Чаще проблема во взрослом, в его отношении к этому. Проявляя испуг при виде занятий онанизмом, взрослый тем самым дает понять ребенку, что он занимается чем-то плохим, следовательно, он сам плохой.

Если онанизм носит скрытый и несистематический характер, скорее всего - это игры, изучение своего тела. Другое дело, если ребенок мастурбирует систематически, в присутствии окружающих. Здесь причины более глубинные. По мнению А. И. Захарова такой вид онанизма можно отнести к патологическим привычкам наравне с сосанием пальца и навязчивым грызением ногтей. Их патологичность и определяется непроизвольным, навязчиво-болезненным характером. Основной психологической причиной, стимулирующей развитие патологического онанизма, является эмоциональная холодность родителей, ощущение ребенком своей ненужности. В этом случае он начинает искать источник положительных эмоций, а наиболее доступный - его собственное тело, будь то онанизм, сосание пальца и т. д. Опасна также и другая крайность, когда родители, не чувствуя границы, излишне ласковы с ребенком.

В специальной литературе среди

причин появления детского онанизма выделяют следующие:

- экссудативный диатез;
- опрелости;
- глисты;
- тесная одежда;
- пренебрежение или, наоборот, слишком тщательное соблюдение гигиенических норм;
- шлепки и порка (прилив крови к генитальной области стимулирует возбуждение);
- насильное кормление (генитальная область рефлекторно связана со слизистой рта и губ; насильное кормление "гасит" активность второй зоны, непроизвольно стимулируя первую);
- эмоциональная холодность родителей;
- подражание старшим детям.
Устранение вышеперечисленных причин - одно из главнейших условий предупреждения онанизма как патологической привычки. Кроме того, родителям нужно помнить о следующих аспектах полового воспитания:- помогать ребенку в осознании его истинного полового "Я";- подчеркивать в нужных ситуациях естественность физических отличий;- ни под каким предлогом не журить своего ребенка его телесными отличиями от ребенка другого пола;- не проповедовать бесполое воспитание и не перегибать палку;- не акцентировать внимание ребенка на непристойности этой темы.
Авторы: Г.А. Широкова и Е.Г. Жадько


Онанизм у детей (Взгляд сексопатолога и невропатолога)

По мнению научного руководителя Московского центра сексопатологии, кандидата медицинских наук, врача-психиатра-сексопатолога Ростислава Васильевича БЕЛЕДЫ, понятие «детский онанизм» несколько условно, так как здесь задействован совершенно иной, отличный от «подросткового» и «взрослого» онанизма механизм. В нем нет ничего общего с половым влечением или желанием получить оргазм — дети раннего и дошкольного возраста на это просто не способны. «Детский» онанизм — это всего-навсего вредная привычка, от которой кроху нужно отучать.

Чаще всего дети начинают заниматься «этим» от нечего делать. Получив однажды приятные ощущения, ребенок хочет повторить их вновь. Достаточно большой контингент детей поражен глистами-аскаридами. Ночью, когда малыш согреется, аскариды выходят из прямой кишки и откладывают в промежности яйца — что вызывает зуд и раздражение. Из-за этого ребенок начинает интенсивно чесать промежность, излишне соприкасается с половыми органами. Поэтому, если вы видите, что каждую ночь кроха держит свою ручку в трусиках, он беспокоен и ворочается (за ночь ребенок может «в норме» поменять позу 10–15 раз), обязательно покажите его врачу: вероятно, придется сдать анализ на яйца аскарид. После проведенного лечения привычка трогать свои половые органы обычно пропадает. Если онанизм протекает на фоне психического отклонения у ребенка, то такой малыш нуждается в помощи психиатра и детского психолога. Еще одна причина онанизма у детей — преждевременное половое созревание. Скажем, у 7-летнего мальчика половой член, как у мужчины, обволосение на лобке, грубые гормональные нарушения. Эта патология требует серьезного лечения, так как грозит тяжелыми последствиями. Мальчики мастурбируют в 3 раза чаще, чем девочки. Они могут это делать на виду или тайком, не осознавая в полной мере того, что они делают. Просто им приятно. Родителям не следует пугаться детского онанизма — ведь, по сути, это предусмотрено самой природой. Однако всегда нужно попытаться выяснить причину рукоблудия. Научный сотрудник Института сердечно-сосудистой хирургии РАН невропатолог Елена Анатольевна ЖИДКОВА считает, что онанизм у детей — это составная часть познания мира. Если малыш занимается «этим» время от времени, то есть редко, — это не является патологией, скорее это норма полового развития ребенка. Если же манипуляции с половыми органами приобретают навязчивый характер, то это часто служит проявлением нарушения психического развития, неустойчивости нервной системы. Онанизм может появляться у ребенка как вредная привычка на фоне синдрома ранней детской нервности. Ведь маленькие дети очень чувствительны к окружающему миру: ссоры родителей, появление в семье братишки или сестренки могут вызвать у ребенка такую своеобразную реакцию утешения самого себя («удовольствие в собственном райском саду»). Онанизм у детей — это такая же вредная привычка, как сосание пальца или кусание воротничка. От этого необходимо отучать. В некоторых случаях может потребоваться седативная терапия. Одним объяснением ребенку, что «этого» делать нельзя, мы ничего не добьемся — должен быть комплексный подход. Во-первых, не нужно говорить, что это нехорошо: лучше действовать моментами переключения внимания ребенка, отвлечь его игрой, чтением интересной книжки и т. д. Во-вторых, дорогие родители, задумайтесь: хватает ли ребенку вашей ласки, внимания? Поинтересуйтесь: нет ли у него трудностей во взаимоотношениях со сверстниками? Чувство одиночества в этом мире подталкивает ребенка к занятию онанизмом, замыкает его в собственном мире. Чаще дети занимаются онанизмом при засыпании, поэтому не нужно укладывать ребенка спать за два часа до того, как он должен уснуть. Иногда кроха начинает себя трогать при пробуждении — не давайте ему залеживаться в кровати, а сразу поднимайте, и пусть он вместе с вами сделает зарядку. Двигательная активность отвлекает ребенка от прицельных стереотипов, улучшает отток крови. Засыпать ребенок должен на спине или на боку, но никак не на животе. Не стоит укутывать его в три одеяла. Ни в коем случае малыш не должен спать в общей кровати со взрослыми. Лаская своего малыша, все так называемые эрогенные зоны надо оставить в покое: не целуйте ребенка в ухо, за ушком, не поглаживайте ему низ живота и т. д. Одежда у ребенка должна быть свободная: ничего стягивающего (сжимающие трусики и даже носочки с резинкой могут побудить кроху себя потрогать и погладить там, где не нужно). Мастурбация может проявляться даже у грудничков: они напрягаются, кряхтят, принимают различные позы. При этом их дыхание учащается, увеличивается потоотделение. Пользуйтесь памперсами только при необходимости. Если у крохи стойкий энурез — чувство дискомфорта от мокрого состояния может явиться вторичной причиной для появления онанизма. Соблюдайте все санитарно-гигиенические требования: подмывайте, следите за стулом, особенно — за мочеиспусканием, так как дискомфорт от полного мочевого пузыря ребенок порой пытается снять именно прикосновениями к половым органам. В дальнейшем при любом дискомфорте — например, неудобно лежит, что-то мешает или просто чешется ушко — малыш, на несознательном уровне, за счет сигнала из подкорки, вспоминает, что когда-то от дискомфорта он освободился именно этим движением. Это приводит к навязчивым движениям и онанизму. Родители должны одеваться соответствующим образом: все должно быть прикрыто, чтобы ничего не выделялось. Следите за той информацией, которую малыш может получить и неправильно истолковать (порножурналы и порнокассеты лучше убрать подальше). Даже «сцена у животных» или увиденное на короткое время по телевизору обнаженное тело могут побудить ребенка к занятию онанизмом. Не делайте так, чтобы ребенок вас боялся. Пугливые дети часто сжимаются, а эмоциональная и мышечная напряженность почти всегда приводит к неординарным разрядкам. Следите за пищей: чтобы не было ничего раздражающего — острого, копченого, соленого. Детский организм еще слишком нежен, и неизвестно, как он может отреагировать даже на кусочек селедки или бутерброд с красной икрой. Многие родители говорят ребенку: «Если ты будешь себя там трогать, то «там» будет красный, он не будет расти, будет болеть». Эту неправду малыш не должен слышать. Она не приносит пользы и лишь провоцирует кроху на учащение игр с половыми органами. Более того, подобные запугивания могут отрицательным образом сказаться на его будущих сексуальных отношениях.


Советы сексопатолога

  • Нужно пеленать кроху так, чтобы его ручки оставались свободными, а не прижатыми к телу.
  • Во время принятия ванны нужно избегать касания половых органов руками: мыть их нужно нежной и мягкой губкой.
  • Запрещайте детям заниматься онанизмом. Увидев, что кроха занимается «этим», пожурите его, объясните, что этого делать нельзя.
  • Помните, что чем меньше ребенок будет предоставлен сам себе, чем больше он будет увлечен другими делами (играми, спортом, домашними обязанностями и т. п.), тем меньше шансов, что он будет заниматься онанизмом.
  • Не скрывайте от ребенка правды о его происхождении. В доступной для него форме объясните, откуда берутся дети и чем отличается мужчина от женщины.



Предварительный просмотр:

Опыт работы по организации подвижных игр с детьми, имеющими задержку психического развития

Я представляю Детский сад  2281, который  является детским садом комбинированного вида. В структуре нашего учреждения имеются группы общеразвивающего вида (2 группы), 7 групп для детей с задержкой психического развития и 2 группы кратковременного пребывания "Особый ребенок" для детей со сложными структурами дефекта.

В нашем  саду  работа организована в двух приоритетных направлениях: коррекционно- развивающем: целью данного направления является оказание помощи детям, имеющим нарушения в психическом развитии. И физкультурно - оздоровительном, цель которого, создание условий и организация форм двигательной активности   направленных на сохранения и укрепления здоровья детей.

Так на примере анализа состава детей в группе коррекции  № 4:В 2000г. число детей с задержкой психического развития, органического и соматического генезов составляла 70% (49 и 21% соответственно);в 2004 - таких детей пришло 72 % (56 и 16% соответственно);2006г. - 86 % (46 и40% соответственно).На лицо рост соматически ослабленных детей,  для которых характерно:истощаемость психических процессов, неспособность к длительной концентрации внимания, замедление темпов мыслительной деятельности, повышенная ранимость, вспыльчивость. Как следствие - у детей пониженная работоспособность, пассивность, сонливость.

Проблема создания здоровье - сберегающих условий для детей ЗПР для нас ЯВЛЯЕТСЯ  очевидной.
В рамках физического воспитания в нашем учреждении на сегодняшний день реализуются различные физкультурно- оздоровительные и фитнес - программы, организованы дополнительные занятия ЛФК, занятия в бассейне, занятия в тренажерном зале, школа "Мяча". Решаются задачи развития и коррекции детей ЗПР в организации социального партнерства со спортивно-игровым Центром Рональда Макдональда для детей с различными отклонениями в развитии.

Таким образом, в дошкольном учреждении создаются оптимальные условия помощи детям, имеющим нарушения в развитии.

 Вместе с тем, проблема здоровья, остается насущной. Поэтому коллектив ДОУ работает в режиме поиска и экспериментирования педагогических технологий для решения рассматриваемой нами проблемы здоровья.

В 2005-2006 уч.г. в образовательном процессе детского сада приоритетной задачей была тема игровая деятельность детей с ЗПР. 

В результате анализа режима, содержания занятий, типов деятельности детей нами выявлено, что  у детей с ЗПР оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны.

И хотя основными формами и способами организации занятий, режима, свободной деятельности детей является игра, нами было отмечено, что педагоги недостаточно уделяют ей внимания, особенно подвижной игре. Занятия со специалистами зачастую проходят в форме уроков, что в дошкольном учреждении недопустимо.

Сегодня доказано, что игра-это не только ведущая форма деятельности ребенка дошкольного возраста. Но это способ, метод, форма, условие воздействия на ребенка, в процессе которой можно диагностировать и скорректировать различные поведенческие нарушения,психики.

 Целью практической психологической работы с детьми ЗПР ставлю психологическое здоровье детей, которое является необходимым условием  полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологическое здоровье тесным образом взаимосвязано с физическим здоровьем. Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость и того, и другого для полноценного функционирования. Кроме того, проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной, поэтому возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней достаточно очевидна. 

В своей работе с детьми с ЗПР мы сочли необходимым вкючение в коррекционную работу релаксационных упражнений,направленных на снятие усталости после занятий с дефектологами,логопедами.

 Учитывая, что у детей с ЗПР отмечается психологическая и эмоционально-волевая незрелость, которая зачастую ведет к отказу выполнять инструкции взрослого, мы решили, что коррекционные игры следует подбирать таким образом, чтобы они отвечали потребностям непосредственно  поведенческой и эмоциональной проблеме ребенка, и чтобы их содержание было знакомо детям, вызывало у них интерес.

Зная, что в коррекционных группах дети много времени проводят на заниятиях со специалистами, мы стали использовать в своей работе подвижные игры, разделяя их в процессе работы на группы по эмоциональным проблемам детей и продолжаем накапливать материал. Ведь развивая двигательную сферу  ребенка, мы идем по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов. Кроме того, подвижная игра - источник радостных эмоций, одно из лучших средств научить ребенка общаться со взрослыми и другими детьми.

Из нашего опыта народные игры выступают одним из наиболее эффективных средств коррекции и развития. В них много юмора. Движения точны и образны. Народные игры дают ребенку возможность ощутить радость телесного контакта, что предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем. Кроме того, эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание игр, учат улавливать ритм речи.

        Например, игра "Страшный зверь" решает сразу несколько задач. Изображая страшного зверя, ребенок учится внимательно слушать ведущего и вовремя имитировать то, что говорится о звере, имитируя, изображая то или иное состояние зверя, происходит развитие эмоционально-выразительных движений, отсюда снятие психоэмоционального напряжения, дети же, идущие к страшному зверю, учатся вести себя согласованно, т.е. обучаются умению сотрудничать. Не все сразу готовы близко подойти к зверю и убежать именно после пятого звонка, здесь мы решаем и задачу формирование произвольности и диагностируем устойчивые страхи, помогая таким детям в игре, взяв их за руку, стараясь каждый раз, проигрывая эту игру, подойти ближе и ближе к зверю, тем самым освобождаясь от собственного страха.

 
Коррекционная работа в детском саду результативна только при тесном сотрудничестве с родителями ребенка. Важно, чтобы родители были не только союзниками, но и грамотными помощниками. С этой целью должно быть организовано взаимодействие детского сада и родителей. Такой формой в нашем учреждении стала "Школа для родителей". На одном из тренингов по «Эффективному взаимодействию с агрессивным ребенком» играя с родителями мы увидели, что сами родители нуждаются в помощи психолога,им трудно расслабиться, трудно выразить свои эмоции. И только после того, как они сами проиграли в несколько подвижных игр, они позволили себе посмеяться, расслабиться. Другими словами, играя и двигаясь, снялось мышечное напряжение, что в свою очередь помогло расслабиться и внутренне. На что нами психологами было обращено внимание родителей и прочувствовав на себе этот эффект мы можем надеяться, что родители уделят больше внимания подвижной игре со своими детьми, отрывая их от телевизоров и компьютеров.

 Вместе с тем, среда образовательного учреждения может быть здоровьесберегающей только при условии активного взаимодействия  специалистов любых направлений. Нацеленная на создание условий для развития ребенка, коррекционная  работа может принести позитивный результат в здоровье, если  методы, приемы и средства используются в единой системе, представляют комплекс мероприятий. Таким комплексом может быть система использования подвижных игр и игровых упражнений в режиме всего образовательного процесса.
В перспективе взят курс на систематизацию и внедрение во всех направлениях игр и игровых упражнений с целью сохранения и развития здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский онанизм

Как надо и не надо вести себя родителям с ребёнком, занимающимся онанизмом...

Детский онанизм: норма или патология?

Вы застали своего ребенка за игрой с половыми органами? Вы были настолько шокированы и потрясены, что не знали, как реагировать? Что это: забава, распущенность или болезнь?   ...

Детский онанизм - что это такое?

В данном материале описывается: что такое онанизм и каковы причины его появления. Говорится о том,  как вести себя взрослым, если у ребенка проявляется детский онанизм. Также в прилагаемом матери...

Детский онанизм!

Детский онанизм!...

Детский онанизм

Как правило, родители в большинстве случаев живут в счастливом неведении и даже не подозревают, что их ребенок занимается онанизмом, хотя бы потому, что он делает это в одиночестве, когда никого дома ...

Детский онанизм

В консультации рассказано о причинах детского онанизма и как вести себя родителям, которые столкнулись с данной проблемой....

Консультация для родителей ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ – ДЕТСКИЙ ОНАНИЗМ

Наиболее распространенными патологическими привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание предметов, сосание пальца, грызение ногтей, но все чаще родители сталкиваются им...