Темперамент ребёнка и его эмоциональность
консультация на тему
Материал для родителей направленный на повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах взаимодействия с ребёнком с учетом его индивидуально-психологических особенностей - типа темперамента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley_tipy_temperamenta.docx | 109.11 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Каковы же, дети — флегматики?
Но сначала вот о чем. Часто встречается предубеждение против флегматичного темперамента. Родители зачастую бывают оскорблены, когда врач или педагог говорит, что их ребенок — флегматик. Это предрассудок! Конечно, как у каждого темперамента, здесь есть свои опасности. Например, ребенок — меланхолик часто рассматривается как вундеркинд. Но его склонность к унынию, его эготизм и робость должны рассматриваться примерно так же, как равнодушие и сонливость флегматика. В воспитании флегматика нужна разумность: его не надо слишком рано отправлять спать, не давать долго спать днем. Для него хорошо, когда он не слишком тепло одет и укрыт. Не нужно разрешать ему долго сидеть за завтраком. Надо время от времени вместе играть с флегматиком. Не только для ребенка-флегматика, но и для взрослого — флегматика альфой и омегой воспитания и самовоспитания является следующее: пробуждать интересы и распространять их на все области жизни.
Знание темперамента своего ребенка — условие необходимое, но, к сожалению, недостаточное для того, чтобы со всей ответственностью сказать: “Теперь я точно понимаю свое чадо правильно!” Кроме того, необходимо учитывать, что “чистые” типы темперамента встречаются очень редко, и обычно доминируют черты одного типа.
Подготовила педагог-психолог Нистратова Н.А.
Памятка для родителей
Темперамент ребёнка
и его эмоциональность
Темперамент – это врождённые индивидуальные особенности человека, которые характеризуют
динамическую и эмоциональную сторону его поведения.
Существует 4 типа темперамента.
Ребенок — сангвиник: Как правило, это часто вроде бы рассеянный, разбросанный, легкомысленный, несерьезный, скорый в движениях, плаксивый, но быстро утешающийся малыш. Сангвиники относятся к тем детям, которые и смеются со слезами на глазах. Они быстро отвлекаются от игр и других дел, не могут быть долго сосредоточенными на чем-либо. Быть «непостоянными», не порок, а свойство этого темперамента детей дошкольного возраста. Воспитатели в детских садах называют таких детей «невнимательными», «поверхностными», «легкомысленными». Но хотим все же утешить родителей тем, что дети, имеющие преимущественно этот темперамент, Являются везде всеобщими любимцами. Потому что они — «дети в себе», действительно, самые настоящие непосредственные малыши, и это привлекает к ним наши сердца.
Дети — меланхолики любят выискивать темные, укромные места для раздумий. Их можно нечаянно найти под софой, между шкафом и дверью, иногда даже в шкафу. В их действиях много таинственного. Эти явления вытекают из их богатого, особого внутреннего мира. В своих собственных мыслях меланхолики сами играют большую роль: то они принцессы, то нищие, то герои. Когда такие дети не играют, они чаще всего бывают грустными, не в настроении. Часто ребята такого темперамента рассудительны и ведут себя как взрослые. Они любят читать сказки, слушать грустные истории. Им свойственен внезапный переход к смеху и веселью. Они могут быть открыты и чистосердечны, но все же нередко замыкаются в себе. Характерно для меланхоликов иметь вредные привычки — сосать большой палец, крутить волосы, грызть ногти. Воля у меланхоликов слабая. Засыпают они долго, трудно, потому что в постели стремятся размышлять и придумывать «истории» (вслух или про себя). Меланхолики — нежные дети, требующие много родительской заботы и любящего понимания. Полезными для меланхоликов являются трудовые поручения, здоровые физические движения. Меланхолики преодолевают препятствия, состоящие в том, что они должны открывать перед другими свою сущность.
Дети — холерики — это так называемые бунтующие малыши, которых часто можно видеть в гневе. Они знают, чего хотят, и всегда стремятся любыми (пусть недозволенными) способами достичь своих целей. Дети этого темперамента не так уж часто встречаются, может быть к счастью? Но вернемся к сущности вопроса. Обдумывать, планировать они не умеют и часто впадают в такой, повторяемый, гнев, в котором не помнят сами себя. Однако, на другой день, такие дети могут быть тихими и «прирученными». Холерический темперамент требует много-много терпения и глубокого понимания, причем практического, детской души. Очень важно всем нам, взрослым, не терять самообладание при виде буйствующего ребенка. Самое главное — противопоставить гневу спокойствие и хладнокровие, ни в коем случае не волноваться и не действовать в таком состоянии. Холерикам всегда нужно давать возможность развивать свои силы: трудиться, строить, играть, рисовать, если хочет — иными словами действовать. Маленькие холерики должны иметь свое пространство, где они могли бы свободно двигаться, прыгать, носиться, валяться. Они в узкой комнате невыносимы. Дошкольникам такого темперамента полезно предлагать задания повышенной сложности, чтобы поняли, что они, не такие всемогущие, какими себя часто ощущают. Душа ребенка, особенно холерика, не выносит насмешек и иронии. И напротив, деликатный юмор воспринимается ими с благодарностью.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №37 г. Новочеркасск
Темперамент ребёнка
и его
эмоциональность
материал к родительскому собранию в средней группе общеразвивающей направленность
(октябрь 2014 года)
Подготовила: Нистратова Н.А.
педагог-психолог
«Чтобы лучше воспитывать ребенка, надо знать его во всех отношениях.
И для того чтобы помогать ребенку глубже узнавать самого себя,
необходимо не только изучить, но и учитывать в общении с малышом его темперамент»
Л.Б. Фесюкова «От трех до семи»
Цель: способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам взаимодействия с ребенком с учетом проявления его индивидуальных особенностей – типа темперамента.
В бытовой речи мы пользуемся термином «темпераментный», имея в виду только очень живого, подвижного, эмоционального человека. В науке же считается, что все люди даже очень спокойные и малоподвижные, имеют определенный темперамент.
Темперамент (от лат. temperamen-tum) — надлежащее соотношение частей,
соразмерность.
Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость
психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности
человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на
эмоциональное поведение человека.
Одни дети непоседливы, стремительны, другие часами играют за столом, перебирая картинки или кубики. Одни никак не реагируют на замечания, другие моментально начинают плакать. Все эти проявления зависят от темперамента ребенка.
Изменить эмоциональные реакции и поведение импульсивного ребенка, переделав его в тихоню, невозможно. Да это и ни к чему — у каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Родителю важно знать сильные стороны темперамента своего ребенка, чтобы помочь ему адаптироваться, успешно общаться, осваивать новые знания и пр.
В психологии выделяют четыре типа темперамента.
Зная особенности темперамента, взрослые могли избежать многих ошибок. Каждый из 4 типов темперамента требует к себе определенного подхода. Каждый тип имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками, но также каждый из них имеет и свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.
У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет.
А сейчас, уважаемые родители, я хочу предложить вам игровое задание. Сейчас мы все вместе, опираясь на ваши знания о темпераменте и вашу интуицию, попробуем определить, какой тип темперамента преобладает у сказочных персонажей - Буратино, Маша (из мультфильма «Маша и Медведь), Черепаха Тортилла, Пьеро.
Молодцы, замечательно справились с заданием, а теперь давайте посмотрим на детский темперамент.
Холерик
Такой малыш быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Такой ребенок не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время холерик чаще всего решителен, уверен в себе, настойчив и бесстрашен, любит риск и приключения, увлекшись каким-либо занятием, заражает им других. По натуре холерик — экспериментатор.
Как вести себя родителям?
Самое главное — занять такого ребенка соответствующим его интересам делом. У такого малыша в течение дня обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка (бег, прыжки). Спорт хорошо дисциплинирует холериков. Такого ребенка, увы, нужно контролировать больше, чем других. Предоставленный сам себе, он может попасть в опасную ситуацию. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование и пр.
Флегматик
Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный. В своих интересах достаточно постоянный, легко принимает четкий и жесткий режим дня. Шумных игр такой ребенок не любит, так же как и интенсивного общения со сверстниками. Долго может принимать решения, но единожды приняв, вряд ли их поменяет.
Как вести себя родителям?
Вы легко можете доверить ему какое-либо дело: ребенок-флегматик очень ответственен и добросовестен. Никогда не торопите его — флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Для флегматика совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть» как компьютер. Такому ребенку нужно помочь выразить свои эмоциональные переживания: почаще рассказывайте ему о том, что переживают другие люди в различных ситуациях. Чтобы поведение и мышление такого малыша не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Старайтесь водить флегматика в музеи, на выставки, в библиотеку. Пусть он пополняет свой эмоциональный опыт.
Меланхолик
Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Меланхолик хорошо чувствует эмоциональное состояние других людей, определяя его по мимике, жестам интонациям («Почему дядя такой сердитый?», «Почему этот мальчик злится?»). Ребенок-меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких. Из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. Самая незначительная неприятность может вызывать у такого ребенка слезы. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью няни, развод родителей и пр.). Также ребенок-меланхолик быстро утомляется.
Как вести себя родителям?
Для такого малыша главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Ребенка-меланхолика надо постоянно хвалить, показывая веру в его способности. Даже если задание выполнено им не очень хорошо, нужно уметь вселить в него уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У такого ребенка должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учите меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что одевать и есть и т.д.).
Сангвиник
Это жизнерадостный, подвижный и легко увлекающийся новой игрой ребенок. Больше всего он любит смену впечатлений, редко доводит начатое дело до конца. Такой малыш легко привыкает к незнакомой обстановке, быстро заводит друзей, может быть инициатором разных детских забав. Он любознателен и умеет сдерживать свои эмоции. Легко учится, схватывая все на лету, хотя сангвиника больше интересует сам процесс, а не результат.
Как вести себя родителям?
Таким детям необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать их неинтересной моторной работой. Однако сангвинику следует помочь сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. Одновременно с этим с такими детьми следует быть требовательными. Желательно, чтобы все члены семьи придерживались единой стратегии воспитания.
Знание темперамента своего ребенка — условие необходимое, но, к сожалению, недостаточное для того, чтобы со всей ответственностью сказать: “Теперь я точно понимаю свое чадо правильно!” Кроме того, необходимо учитывать, что “чистые” типы темперамента встречаются очень редко, и обычно доминируют черты одного типа.
Рекомендации родителям:
«Как вести себя с детьми с учетом его темперамента»
Родителям ребенка-меланхолика следует позаботиться о том, чтобы у него не было эмоциональных перегрузок, чтобы он слишком долго не сидел у телевизора. Грубое обращение с ними неприемлемо. Он может поплакать и погрустить – это нормально. Родителям необходимо следить за своими эмоциями, так как такие дети впечатлительны и настроение взрослых может передаться малышу. Такому ребенку лучше иметь в семье близкого человека, с которым он мог бы постоянно делиться проблемами. Предлагать им такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Они любят животных.
С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, совместно просматривать фильмы, сочинять и фантазировать. Такие дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой, поэтому в арсенале неплохо иметь разноплановые нескучные игры.
Дети-холерики также любят подвижные игры. Им рекомендуется заниматься плаванием, прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних. Ребенку необходимо научиться держать себя в руках.
Детям-флегматикам рекомендуются следующие виды деятельности: занятия лепкой, рисованием, родители также могут развивать фантазию малыша.
Не требовать от флегматиков и меланхоликов, чтобы они немедленно отвечали на вопросы и просьбы взрослых, давать возможность побыть наедине с собой, заняться любимыми делами.
Холериков и сангвиников нужно чаще хвалить, обсуждать с ними различные проблемы, постараться сделать так, чтобы они находились в обществе детей и взрослых. Требуется время, чтобы научиться выслушивать их, не перебивая.
Родителям меланхоликов и холериков необходимо следить за поведенческими проявлениями и воздействовать на малыша до того как он расплачется или сильно разозлится. Приемы: переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо, успокоить, пошутить. При перевозбуждении помогает массаж, спокойный разговор. И конечно следует контролировать свои эмоции (счет до 10 или подумать, помогут ли окрики в данной ситуации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Тема: «Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности».
Полноценное развитие ребёнка в период дошкольного детства возможно при соблюдении одного из важнейших психолого-педагогических принципов. Речь идёт об индивидуальном подходе, суть которого - обеспечит...
Темперамент ребёнка
Информация для родителей...
Темперамент ребёнка и спорт
Консультация для родителей...
Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности
Учитывать темперамент вовремя работы с детьми очень важно....
консультация для родителей " Плохие привычки хороших детей. Тип темперамента ребёнка"
Особенности высшей нервной деятельности детей прявляются более ярко, чем у взрослого. Судить о том, к какому типу ВНД относится ребёнок, можно на основе внешнего поведения ....
Памятка для родителей «Темперамент ребёнка и его эмоциональность «
Темперамент – это врождённые индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его поведения....
Памятка для Родителей «Темперамент ребёнка и его эмоциональность»
Темперамент – это врождённые индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его поведения....