Для родителей
материал на тему

Селезнева Марина Александровна

Предварительный просмотр:

Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию
• Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. 

• Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. 
• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. 
• Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. 
• Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. 
• Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предмета ми и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. 
• Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. 
• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. 
• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).



Предварительный просмотр:

Играем дома и развиваем слуховое внимание малышей от 1 года до 3 лет


     
С детства ребёнка окружает множество игрушек. По мере того как ребёнок растёт, они меняются, становятся всё сложнее. Но оказывается, любые, даже самые простые, игрушки можно использовать для того, чтобы развить у ребёнка слуховое и зрительное внимание, память, мышление. 
   
Игры на развитие слухового внимания.
Для этого вам потребуются различные звучащие игрушки, которые наверняка сохранились у вас с раннего детского возраста.
С их помощью можно научить ребёнка различать звучание музыкальных игрушек и других предметов (например, резиновых животных), определять последовательность их звучания и местоположение звучащего предмета в пространстве.
    Сначала взрослый показывает малышу звучащие игрушки, которые лежат перед ним на столе, а затем демонстрирует их звучание. После того как ребёнок запомнил звучание игрушек, взрослый просит его закрыть глаза и послушать, какой музыкальный инструмент сейчас будет звучать. Если ребёнок без труда узнаёт звуки трёх музыкальных инструментов, то можно увеличить их число до пяти, добавив, например, губную гармошку и свисток.
 
Игру можно усложнить, предложив малышу назвать последовательность звучания музыкальных инструментов. Взрослый спрашивает малыша: «Что ты услышал сначала? Какой музыкальный инструмент звучал потом? Какой инструмент звучал последним?».
     
Полезно проводить игры по развитию у малыша чувства ритма. Для этого возьмите барабан и предложите ребёнку послушать, как он звучит. Затем покажите ему, что на барабане можно издавать короткие, медленные, чёткие удары, под которые можно медленно ходить. Возьмите ребёнка за руку и, продолжая медленно ударять по барабану, пройдите с ним по комнате (как мишка большой): «Топ-топ-топ-топ». 
Если у ребёнка не получается шаг под барабан, попросите кого-нибудь из взрослых помочь вам. Пусть папа или бабушка стучат по барабану, а вы, поставив ступни малыша себе на ноги, ходите с ним по комнате. Малыш почувствует ритм и уже без труда справится сам.
После того как медленный шаг под барабан освоен, расскажите малышу, что барабан может издавать короткие и быстрые удары. Под них можно бегать (как зайчик): «Топ-топ-топ-топ».
Постучите в барабан, пусть ребёнок попробует побегать, попадая в ритм барабана.
Теперь переходите к самой главной части игры. Всё это время барабан был у малыша на виду, и он не только слышал, но и видел, какой вы отстукивали ритм. Теперь сядьте так, чтобы барабан зрительно был не виден малышу (например, под стол) и предложите малышу самому выполнять движения в зависимости от того, какой ритм вы будете отбивать. Чередуйте медленные и быстрые удары. Малышу обязательно понравится эта игра
.



Предварительный просмотр:

Как научить ребенка речевому общению

     Что  делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в 5 - 6 лет не может поддержать простой разговор? Можно ли научить ребенка общаться со взрослым? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Однако, можно выделить общий принцип организации таких занятий. Это опережающая инициатива взрослого. Взрослый должен давать ребенку образцы того общения, которым тот еще не владеет. Поэтому, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно уметь общаться самому. Главная трудность при проведении таких занятий состоит в том, чтобы не просто делать ему замечания или демонстрировать более совершенные и пока недоступные ребенку виды общения, а вести его за собой, включать его в это общение.

        Общение людей всегда имеет два разных, но связанных между собой аспекта – собственную инициативность и чувствительность к партнеру, т.е. человек должен строить собственное высказывание и уметь слушать, понимать и отвечать на высказывание партнера. Если хотя бы одна из этих сторон отсутствует, общение разрушается и превращается в нечто иное. Например, если человек постоянно стремится высказаться сам, продемонстрировать себя, настоять на своем, и совершенно не слышит своих собеседников (что достаточно часто встречается и у детей и у взрослых) – это будет похоже скорее на сольное выступление или на приказание, но не на общение. Если же один из партнеров предпочитает слушать, соглашаться, подчиняться, и при этом практически не высказывается сам, это также не общение, а управление и подчинение. И только наличие своей инициативы (а значит своего мнения, отношения, своих суждений) и умение слышать и отвечать партнеру составляют способность к диалогу, к общению. Эту драгоценную, но довольно редкую способность нужно воспитывать, начиная с детства.

          Это возможно только в том случае, если родитель знает и понимает уже существующие интересы и представления дошкольника и опирается на уже достигнутый им уровень развития. Понятно, что общение может происходить по разным поводам и иметь разное содержание. "обучение общению" лучше начинать с того уровня, которого ребенок уже достиг, т.е. с того, что ему интересно. Это может быть совместная игра, которая особенно нравится ребенку и которую он сам выбирает: подвижные игры, игры с правилами и пр. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдение правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру. В таких совместных играх дети ощущают радость от совместной деятельности с мамой или папой, чувствуют себя включенными в общее занятие.

            В ходе такой игры или после нее можно вовлекать детей в разговор на познавательные темы: рассказать им о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы и пр. Например, после игры в "кошки-мышки" можно спросить детей - чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), где она живет, рассказать о диких кошках. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирующих содержание рассказов. Хорошим наглядным материалом для таких бесед могут служить различные книжки с картинками – о животных, растениях, машинах, которых сейчас великое множество. Важно, чтобы родители не просто сообщали интересные сведения, а старались включить ребенка в разговор, сделать его равноправным участником беседы. Для этого нужно чаще спрашивать детей об их познаниях, наводить их на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно, чтобы взрослый поддерживал и поощрял любую познавательную активность со стороны детей, любые проявления любознательности: хвалил за интересные вопросы и обязательно отвечал на них, поддерживал все активные высказывания, касающиеся основной темы разговора. Такая беседа с рассматриванием картинок может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания самих детей. Желательно, чтобы на протяжении этого времени тема разговора оставалась постоянной. Важно помнить, что задача таких занятий - не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выступать в роли учителя и выбирать слишком сложные и малодоступные детям вопросы. Лучше подбирать такие темы, которые интересны самим детям, и о которых у них уже есть свои знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

         Хорошей опорой для познавательного общения может быть не только иллюстративный материал (книжки, картинки), но и прошлый опыт самого ребенка. Вовлечение своих впечатлений в беседу со взрослым обычно начинает сам ребенок. Разглядывая картинки, например, дети любят вспоминать, где они видели таких зверей или птиц, куда они ходили с родителями и пр. Поощряя и развивая подобные высказывания, взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не уходил от основной темы разговора и не свел познавательную беседу к рассказу о событиях своей жизни.

           По-другому происходит формированию личностного общения. Здесь важно создавать атмосферу близости, доверия, открытости друг другу. Сначала разговор с ребенком может основываться на его конкретных действиях: как ты хорошо сегодня домик построил, или песенку спел. Взрослый при этом должен высказывать и обосновывать свое отношение к результатам детской деятельности, но не навязывая его как единственное и не подавляя инициативу детей. В дальнейшем это умение высказывать и обосновывать свое мнение, сравнивать себя с другими нужно наполнять личностным содержанием.

              После этого можно предложить ребенку разговор на личностные темы. Желательно начинать с чтения и обсуждения детских книжек о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках. Хорошим материалом для таких бесед могут служить рассказы для детей Л.Н. Толстого, Пантелеева или волшебные сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко. Детям дошкольного возраста очень важно дать ценностные ориентиры для правильного отношения к человеческим качествам и поступкам. Именно в этом возрасте они могут и должны понять, что такое хорошо, а что такое плохо, должны и могут усвоить представления о добре, и зле. Эти представления не зависят от социального строя и экономических условий. По-прежнему добро – это доброта, помощь, сочувствие, а зло – это злость, жестокость, безразличие к чужой беде. К сожалению, во многих современных мультфильмах и книжках для детей все эти представления размыты и перепутаны. Любимыми героями наших детей часто становятся персонажи, к которым трудно приложить определенные этические характеристики. Например, Человек-паук, или черепашки-Нинзя, Покемоны –с одной стороны они вполне привлекательны, с другой – они все-таки не совсем люди и считать их образцом для подражания довольно трудно. Или, например герой известного мультика Шрек: с одной стороны он милый и добрый малый, с другой – людоед. Такого рода произведения не дают необходимых для детей моральных ориентиров и образцов правильного, заведомо хорошего поведения. Поэтому для личностного общения лучше выбирать традиционные, классические произведения, где позитивные и негативные персонажи четко разделены.

          После прочтения такой книжки можно спросить ребенка, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, на кого ему хотелось бы походить. Если ребенок не может ответить на подобные вопросы, взрослый сам должен высказать свое мнение и обосновать его. Важно, чтобы ребенок сам все же попытался осмыслить и оценить человеческие поступки и отношения. Постепенно можно переводить беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни ребенка и окружающих его детей. Так, можно спросить, кого из его друзей напоминают ему персонажи книги, как бы он поступил в той или иной ситуации. Иными словами, взрослый должен показать ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с ребятами можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книжках. При этом взрослый должен не только спрашивать ребенка, но и сам быть активным участником разговора: высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых.

         Интерес к мнению взрослого обычно ярко проявляется в поведении ребенка: в его взгляде в глаза, в сосредоточенности на словах взрослого, в ответах ребенка на все его вопросы и высказывания. Отталкиваясь от конкретных историй, описанных в книжках, можно перевести разговор на самые общие человеческие темы. При этом важно, чтобы тема разговора оставалась постоянной на протяжении всего занятия. Это особенно трудно для 5 - 6 летних детей. Если в предыдущем случае эта тема удерживалась наглядным материалом (картинки, иллюстрации), то здесь такой наглядной опоры нет и быть не может. Поэтому нужно заранее продумать и приготовить несколько личностных тем, обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он может узнать в себе и в окружающих людях. Это могут быть темы о качествах сверстников (о доброте, упрямстве, жадности), о событиях из жизни ребенка (поход к папе на работу, просмотр фильма и пр.), о различных профессиях взрослых и о тех качествах и умениях, которые требуют профессии врача, учителя, артиста.

           Продолжительность такой беседы должен определять сам ребенок. Если Вы почувствуете, что он тяготится разговором и не может заинтересоваться, лучше прекратить такое занятие или перевести его в игру.

         Формирование личностного общения может включаться в повседневную жизнь ребенка, в его игру, занятия, общение с друзьями. Но для этого важно постоянно обращать внимание ребенка на самого себя, на свою внутреннюю жизнь: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сделал (или сказал), что будешь делать потом и т.д. Задавая подобные вопросы, взрослый дает возможность ребенку заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия, отношения, намерения. Значение этих вопросов (и, конечно же, ответов) состоит даже не в том, что они выявляют какие-то уже сложившиеся отношения и намерения, а в том, что эти вопросы заставляют дошкольника задуматься о себе, сформулировать, а значит во многом и сформировать свое собственное отношение, намерение, действие.

        Итак, вы узнали о возможных и проверенных на практике способах формирования наиболее сложных для дошкольников видов общения со взрослым. Описанные приемы не являются единственно возможными, поскольку каждый раз приходится учитывать поведение конкретного ребенка, его отношение к предыдущим занятиям, его особенности характера. Но хотелось бы еще раз подчеркнуть важность общения ребенка со взрослым.

            Можно возразить, что подобными беседами хорошо заниматься, когда нет других забот. А что если ребенок не слушается, не уважает взрослых, безобразничает, грубит и т.д. Вот где реальные жизненные проблемы. Но дело в том, что все эти проблемы так или иначе связаны с отношениями детей и взрослых, а значит с их общением. Если родители хорошо понимают ребенка, знают, что его интересует, умеют найти простые доходчивые слова и способы воздействия, многие проблемы могут и не возникнуть. При этом вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные "сеансы" общения. Ведь говорить о чем-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний. Многие наши обвинения и требования возникают в результате того, что мы, родители, плохо представляем психологию малыша и думаем, что у дошкольника должны быть те же взгляды на жизнь, те же возможности и потребности, что и у взрослых. Но это далеко не так. Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.



Предварительный просмотр:

 

«КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?»

  • Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребенка в том предмете,  явлении, о котором он спрашивает.

  • Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

  • Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

  • Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречными: «А ты как думаешь?»

  • В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.

  • Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

  • Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных не доступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать:  « Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос ».


Предварительный просмотр:

       

       Как помочь первокласснику стать «готовым» к школе?

(советы родителям дошкольников)

        Хорошо известно, что поступающие в первый класс дети, имея одинаковый паспортный возраст, существенно различаются по уровню общего развития. Причины этого могут быть разными: это и индивидуальные природные особенности ребёнка, определяющие темп и характер его психического развития. И, конечно. Социальные условия, окружавшие ребёнка до поступления в школу: его семья, состояние здоровья ребёнка.

Первоклассники включаются в учебную деятельность с первых дней посещения школы. С первых уроков. И здесь нередко оказывается. Что некоторые дети не готовы к школьному обучению.

Что же такое готовность ребёнка к школе?

Это не просто умение читать, писать и считать. Это сложное образование, которое характеризуется достижением определённого уровня развития: наличие познавательных интересов, желание учиться, сформированность внутренней позиции школьника, способность подчиниться правилам и требованиям взрослого, определённый уровень развития интеллектуальных. Мыслительных процессов(способность сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки). развитие речи.

Подготовка ребёнка к школе, к овладению учебной деятельностью входит в круг обязанностей родителей, воспитателей детского сада.

Рассмотрим некоторые простейшие упражнения и задания, направленные на развитие памяти, мышления, речи и т.д.

1.Развитие памяти.

Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти можно проводить следующие упражнения:

  • Детям предъявляется на определённое, ограниченное время какая-нибудь сюжетная картина, содержание которой они должны детально изучить, и потом воспроизвести по памяти. Затем, предъявляется похожая картинка, в которой не достаёт каких-то деталей, или, наоборот, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети;
  • На столе стоит 8-10 предметов, которые ребёнок должен внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрывают и просят ребёнка перечислить их по памяти;

Для развития вербально-моторной памяти целесообразно использовать упражнения те же, что и для зрительно-моторной. С применением вместо наглядного образца словесное описание.

Для развития логической памяти рекомендуются следующие упражнения:

  • Читаете ребёнку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам(посуда, одежда, животные), затем просите назвать слова, которые они запомнили. Если обнаружили, что ребёнок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старался запомнить механически, можно объяснить и показать ему, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу.

Для детей дошкольного возраста более естественное запоминание такого материала. Который включён в игровую деятельность. Поэтому. Работая с предложенными выше заданиями, желательно использовать игровые приёмы: например включая сюжетные игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др., можно попросить детей запомнить нужный вам материал таким образом., чтобы суметь точно воспроизвести его на следующий день.

2. Развитие мышления.

Одним из самых эффективных способов развития мышления является разнообразное конструирование с использованием кубиков, мозаику, пластмассовых, металлических, деревянных конструкторов.

Неоценимую помощь в развитии мышления окажут упражнения:

  • «Четвёртый лишний» - задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трёх (ложка, вилка, тарелка, нож) и т.д.
  • Придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена.Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребёнка, обогащения  его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию;
  •  Игра «говори наоборот», в которой взрослый говорит какое-либо слово и просит ребёнка тоже назвать слово, но только с обратным смыслом: большой-маленький, толстый-тонкий;
  • Логические загадки и задачи: например, задачка «делёж». «Как разделить 5 яблок между 5 лицами так, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзине?»
  • Головоломки, задания с палочками:
  1. составить два равных треугольника из 5 палочек
  2. составить два равных квадрата из 7 палочек
  3. составить три равных треугольника из 7 палочек
  • Задания с бумагой и ножницами «одним разрезом». Каждую из нарисованных геометрических фигур можно превратить в квадрат, сделав один только разрез ножницами (по прямой линии).

3. Развитие моторики и координации движений.

 Практика показывает, дети 6-7 лет приходящие в школу, к сожалению имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать напечатанную букву по образцу. Вырезать из бумаги и аккуратно клеить. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и точность движений. Многие дети не владеют своим телом.

Многочисленные психологические исследования показывают. Что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психологического и интеллектуального развития ребёнка.

Как быть? Как помочь ребёнку с неразвитой моторикой?

Моторный навык быстро вырабатывается совместно со взрослым в процессе работы по принципу «рука в руке» - взрослый берёт руку ребёнка с карандашом в свою руку и вместе с ним воспроизводит образец. При этом постоянно соотнося полученное изображение с образцом.  Упражнения на развитие моторики:

  • Нарисовать простой узор, используя двойную линию. «Трудные виражи»:говорите ребёнку: «ты –водитель, тебе надо провести свою машину к дому. Дорога по которой ты поедешь непростая. Поэтому, будь внимательным и осторожным». Ребёнок должен карандашом, не отрывая руки проехать по изгибам  дорог (двойной линии).

Развитию тонкой моторики способствует работа с конструктором, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезание(особенно плавное, не отрывая ножниц от бумаги). Одним из эффективных упражнений является продевание нитки в игольное ушко, а также шитьё, вышивание, вязание, плетение.

4. Развитие речи.

Специальными исследованиями было показано, что интеллектуальное развитие детей существенным образом определяется тем, насколько хорошо у них развита речь, как богат их словарный  запас. Роль семьи в этом вопросе первостепенна. В семье должна звучать литературная, грамотная речь. Надо приучать ребёнка любить книгу, а для этого с малых лет читать детям русскую классику: народные сказки, произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, А.Барто и др.

Взрослые должны просит детей пересказать сказку или рассказ, составить рассказ по картинке, выучить стихотворение. Ответы на все детские «почему»способствуют развитию кругозора ребёнка, обогащению его словарного запаса  и соответственно, умственному развитию ребёнка.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Левша – человек-загадка?

Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.

Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой - правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” - ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).

А люди, так называемые амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведем тесты, а пока – общие характеристики.

Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:

Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой

Трубку телефона прикладывает к правому уху

Ведущие глаз, ухо – правые

Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)

Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют “скрытыми левшами”.

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

За что “отвечают” полушария?

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться , нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не переучивайте ребенка - левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

Нарушения сна, нарушения аппетита, головные боли, страхи, дневной и ночной энурез, вялость, заторможенность, ухудшение зрения.

Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки : повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком случае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой, несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?

Тесты

Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.

Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.

Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.

Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.

Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.

Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо , а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.

Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)

Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.

Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.

Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.

Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...