Как ускорить развитие мелкой моторики у ребенка.
статья (старшая группа) на тему

Землякова Наталья Юрьевна

статья посвещена проблемме развития мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как ускорить развитие мелкой моторики у ребенка.

Игра в дошкольном возрасте, будучи ведущей деятельностью, занимает основное место среди методов физического и психического развития детей. Дошкольники нуждаются в усиленном внимании и помощи взрослых для развития их познавательных возможностей и ориентировки в окружающей среде. Одним из средств, помогающих в решении этой задачи, могут служить различные игры, подобранные с учетом возраста и психологических аспектов развития ребенка. Особенностью этих игр является их направленность на развитие зрительной, слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, пространственных представлений, понятий о цвете, форме и величине предметов, автоматизации различения фонем и др. Положительный эмоциональный фон, определяемый игровыми действиями, позволяет быстрее включить ребенка в игру, содействует раскрытию его возможностей и характерных для него трудностей. В связи с этим в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста специализированные игры используются как диагностический прием и метод обучения и тренировки. Включение специализированных игр в воспитательную работу проводится в группе и в индивидуальных занятиях.

Подбор дидактических игр и игровых занятий для дошкольников должен основываться на знании специфики познавательной деятельности . Большое значение имеет включение в комплекс мероприятий таких видов деятельности, которые в своих истоках связаны с игрой: рисование, лепка, аппликация, конструирование, труд и др. Эти виды деятельности направлены прежде всего на развитие способности различать цвет, форму, величину, а также на развитие мышечно-суставного чувства и мелкой моторики. Вместе с тем эти виды деятельности существенно обогащают все психические функции и личность в целом.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределят

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы.

 I группа. Упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические (с. 46-55):

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими, как: игры с мелкими предметами — мозаика, конструкторы, бусины и т. п. или пальчиковые игры.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Пальчиковые игры или игры с пальчиками хорошо развивают мелкую моторику, что эффективно сказывается на развитии речи малыша. Эти игры поднимут ребенку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, если вдруг станет скучно.

Можно спокойно заниматься домашними делами, и просто читать стишки, под которые ребенок сам будет выполнять упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики руки ребенка.

Как показывает практика, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки, дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое , сосредоточенное внимание, восп...

Консультация для родителей "Пальчиковые упражнения, для развития мелкой моторики рук ребенка"

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе воспитатели, конечно, используют накопленный опы...

презентация "Развитие мелкой моторики руки ребенка"

Использование нестандартного материала для развитие мелкой моторики руки ребенка в совместной деятельности воспитателя и детей,в разных образовательных областях....

Консультация «Развитие мелкой моторики рук ребенка»

Все предметы, с которыми действует  и которые создаются детьми в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений...

«Развитие мелкой моторики рук ребенка»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»                      ...

"Как ускорить развитие мелкой моторики у ребенка"

Игры и упражнения для развития мелкой моторики...

Как ускорить развитие мелкой моторики у ребенка.

Как ускорить развитие мелкой моторики у ребенка.Игра в дошкольном возрасте, будучи ведущей деятельностью, занимает основное место среди методов физического и психического развития детей. Дошкольники н...