Толерантность в детском саду.
статья (средняя группа) по теме
Статья о терпимости и уважении народов , проживающих рядом с нами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
толерантность в детском саду | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ №95 Невского района
« О толерантности у дошкольников»
Воспитатель средней группы Комарова Ирина Яковлевна
Санкт –Петербург 2014г.
В последнее время часто возникают споры о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.
В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей..." (ст. "Принципы государственной политики в области образования"). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.
Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; б) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Бояре” и другие;
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Закладывать основы толерантности лучше всего в детстве. Ребенок наиболее восприимчив для этого, он еще не скован стереотипами, открыт для всего нового. Познакомить детей с традициями разных частей мира проще всего будет с помощью игры — этот язык доступен и понятен практически всем.
Настольные игры достаточно сильно зависят от того, в какой местности они были изобретены. Многие из них изначально служили особым целям — иногда религиозным, иногда прикладным, поэтому они обладают глубоким символизмом и несут в себе черты характера представителей тех, кто их придумал.
С африканской культурой ребенок может познакомиться благодаря играм из семейства «манкала». Они тесно связаны с аграрными традициями региона, эту игру часто связывают с надеждами на хороший урожай. Несмотря на то, что целью «манкалы» является захват как можно большего числа камней противника, правила не поощряют возникновения «голода» - ситуации, когда у соперника не остается своих камней. Так что эта игра поможет еще и в укреплении этических норм у ребенка.
Прививаем толерантность через игры . Америку лучше всего будут характеризовать Монополия. Эта игра отлично передает дух предпринимательства, склонность к накоплению капитала, уважение к нему, которые так свойственны североамериканцам. А Твистер расскажет о близком и непринужденном общении, открытости представителей данного региона.
Приоткрыть дверку в арабский мир поможет игра Марракеш. Яркость красок, шум коврового рынка, высокая эмоциональность — все это малыш сможет почувствовать на себе. Или, напротив, можно научить ребенка играть в нарды — они покажут другую сторону этого мира: неспешные разговоры за чашкой чая, маленькие хитрости, выбор тактики, которая принесет положительный результат.
Прививаем толерантность через игры Для знакомства детей с юго-восточной азиатской культурой можно познакомить детей с игрой Лила. Она даст почувствовать дух этой местности — склонность к созерцанию, обдумывания своей жизни, даст представления о том, как представители данной культуры воспринимают сознание человека. Ребенок научится извлекать плюсы из каждой жизненной ситуацией, относиться более спокойно, а иногда и несколько отстраненно, начнет анализировать свои поступки. Еще можно попробовать предложить ребенку маджонг, го или микадо.
Настольные игры — чрезвычайно увлекательное занятие. Они способствуют сплочению семьи, развивают различные навыки и способности. Ребенок всегда сможет почерпнуть из них что-то новое и интересное.
В ноябре месяце воспитателями нашей группы была проведена следующая работа:
- Заучивание стихотворений «Земля- наш дом», «Давайте дружить!».
- Занятие по развитию речи «Моя семья» ,где отразились национальности детей нашей группы(татары,армяне,таджики,русские).
- Занятие по лепке « Вместе за руки идем» с отражением особенностей детей разных цветов кожи».
- Составление коллективного коллажа из журналов и рисунков детей группы.
- Совместная работа с родителями – составление описательного рассказа о национальности в семье, рисунки национального костюма.
- Изготовление дидактической игры направленной на сплочение детей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание дошкольников основ толерантности в детском саду.
- Формирование толерантного сознания у дошкольников через подвижные игры, сказки, иллюстрации....
Толерантность в детском саду
Детский сад сегодня - это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ре...
Неделя толерантности в детском саду
Уважаемы коллеги, возможно, вам пригодиться этот материал для проведения тематической недели толерантности....
Толерантность в детском саду
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».Почему же в...
Толерантность в детском саду
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».Почему же в...
Воспитание у дошкольников основ толерантности в детском саду
Проблема толерантного воспитания подрастающего поколения сегодня особенно актуальна. В нашем селе проживают люди разных национальностей, их дети посещают детские сады. Поэтому в одной группе соседству...
Статья Воспитание толерантности в детском саду
Воспитание толерантности в детском саду.Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. ...