Когда нужно обращаться к сурдологу?
статья на тему
Предварительный просмотр:
Когда нужна помощь сурдолога.
Сурдолог – это такой специалист, который занимается диагностикой, лечением нарушений слуха и коррекцией уже имеющихся проблем в этой области - подбором слуховых аппаратов и их настройкой.
Сурдопедагог - специалист, занимающийся развитием речи у глухих , слабослышащих и адаптацией к слуховому аппарату.
С помощью теста, приведенного ниже, можно проверить соответствие развития речи и слуха Вашего малыша возрастным нормам. Внимательно ответьте на вопросы и сравните результаты ваших наблюдений с показателями поведения.
Экспресс-тест для родителей (речеслуховой опросник).
(Источник экспресс-теста : Герасимова А.С. «Уникальное руководство по развитию речи/Под редакцией Б.Ф. Сергеева. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 160с.: ил. - (Внимание: дети!)
Вопросы | Поведение |
3-6 мессяцев | |
Как реагирует ребенок, когда вы обращаетесь к нему? | При звуках голоса родителей успокаивается или приходит в возбуждение. |
Реагирует ли ребенок на ваш голос, даже если в данный момент он вас не видит? | Следит взглядом и поворачивает голову в вашем направлении. |
7-10 месяцев | |
Как реагирует ребенок, слыша знакомые звуки, когда он не видит, что происходит? | Поворачивает голову и плечи в направлении знакомых звуков, когда не видит происходящее. Для того чтобы вызвать реакцию звуки должны быть громкими. |
11-15 месяцев | |
Может ли ребенок показать знакомые предметы и людей, когда его попросят? Например: «Где тетя Надя?», «Найди мячик». | Понимание слов демонстрируется действиями: жестом выполняет просьбу показать предметы или людей. |
По-разному ли реагирует на разные звуки? | Тараторит в ответ на голос, пытается кричать, слыша гром, жмуриться, когда ему сердито выговаривают. |
Нравится ли ребенку слушать звуки и повторять их? | Повторение, имитация говорят о том, что ребенок слышит звуки и сравнивает их. |
15месяцев - 1,6 года | |
Может ли ребенок показать по просьбе части своего тела? | Выполняет просьбу, показывает руки, голову, глаза, уши иное |
Как много слов, действительно что-то означающих, использует ребенок? | В словаре от 15 до 30 слов, произносятся не совсем четко, но понятно, и обозначают определенные предметы или действия |
2 года | |
Может ли ребенок выполнить простые словесные просьбы без Вашей помощи. Например, посмотреть на предмет, указать на него, показать в нужном направлении? | Выполняет несколько простых команд без зрительного подкрепления. |
Пользуется ли ребенок названиями знакомых вещей или людей (мама, папа, чашка, булка)? | Пользуется множеством обиходных слов, которые слышит дома. |
Нравится ли ребенку, когда ему читают? Показывает ли он картинки со знакомыми предметами, если Вы просите об этом? Напрмер6 «Покажи кота?» | Большинству двухлетних детей нравится, когда им читают, и они показываю картинки по просьбе. |
Как ребенок называет себя? | Говоря о себе, называет себя по имени. |
Соединяет ли слова в небольшие предложения: Например: «Машина едет». «Пойдем гулять!» | Чаще всего говорит неполными и грамматически неправильно оформленными предложениями. |
2,5 года | |
Знает ли несколько потешек, песенок, стишков? Нравится ли ребенку слушать их? Что он делает, когда слышит знакомый звук? | Многие дети произносят или поют короткие песенки, потешки с удовольствием слушают песни. Если у ребенка нормальный слух и если происходит что-то, приятное для ребенка, он поворачивается посмотреть и спрашивает о том, что слышит. |
3 года | |
Может ли ребенок показать, что понимает значение слов, кроме как называя предмет? Например: «Запусти юлу», или «Дай мне мишку» | Понимает значение и пользуется простыми глаголами, прилагательными, местоимениями. Например: «иду», «мне», «в», «большой» и т.д. |
Находит ли Вас ребенок, если Вы зовете его из другой комнаты? | Четко определяет источник звука, находит его. |
Использует ли ребенок иногда распространенные предложения? | Время от времени пользуется ими. |
4 года | |
Расспрашивает ли ребенок Вас о событиях, которые произошли недавно? Например, о походе в зоопарк, о дне рождении папы. | Дает связанные комментарии о недавних событиях, о пережитом. |
Может ли ребенок выполнять две команды, одну за другой? Например: «Света, найди папу и скажи, что обед готов» | Выполняет две последовательные команды. |
5 лет | |
Понимают ли ребенка посторонние люди? | Речь разборчива, понятна, только некоторые слова могут произноситься неправильно. |
Может ли ребенок поддерживать разговор с другими детьми и знакомыми взрослыми? | Большинство детей может вести разговор, если словарный запас отражает реальный опят ребенка. |
Начинает ли ребенок предложения со слова «Я» вместо «мне» и «он» вместо «его»? | Местоимения использует правильно. |
6 лет | |
Правильно ли ребенок произносит звуки родного языка? | Практически все звуки произносит правильно. |
Может ли ребенок рассказать сказку, содержание мультика или описать что-либо без Вашей помощи? | Самостоятельно рассказывает, описание не только недавние события, но и то, что произошло в прошлом. |
Может ли ребенок по Вашей просьбе говорить громче или тише? | Говоря, учитывает расстояние между собой и собеседником, самостоятельно регулирует громкость. |
Критичен ли ребенок к своей речи? | Большинство детей понимает, что говорить нужно правильно и осознает дефекты своего звукопроизношения. |
Иногда случается, что поведение и действия Вашего малыша отличаются от критериев, изложенных в тексте. Тогда, возможно, малышу нужно дополнительное обследование у специалистов-медиков и педагогов. Если Вам кажется, что Ваш малыш недостаточно хорошо слышит, мало или совершенно непонятно для окружающих говорит, обратитесь к врачу-сурдологу, к учителю-логопеду, неврологу. Слух можно поверить в любом возрасте, так же как и проконсультироваться у логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Когда нужно обращаться к логопеду"
Консультация "Когда нужно обращаться к логопеду"...
когда нужно обращаться к логопеду?
Непростая здача убедить родителей в том, что ребёнок 2-3 лет, общающийся только с помощью жестов и отдельных неопределённых звуков (в лучшем случае звукоподражаний), - это не нормально. Подавляющее бо...
Когда нужно обращаться к психологу
работа с родителями...
Когда нужно обращаться к логопеду?
Пускать на самотек развитие детский речи нельзя. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой облас...
Когда нужно обращаться к логопеду
Указаны причины , по которым нужно проконсультироваться со специалистом-логопедом...
Консультация для родителей "Когда нужно обращаться к логопеду?"
Материал для родителей, о том когда нужно обращаться к логопеду....
Когда нужно обращаться к логопеду?
Родители обязаны вовремя заметить проблемы в речевом развитии своего ребенка. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. ...