Памятка "Как организовать логопедическую работу дома"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Рекомендации по подготовке, организации и проведению логопедических занятий родителей с детьми дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для родителей | 30 КБ |
Материал для закрепления правильного звукопроизношения с детьми дома в летний период | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Как организовать логопедические занятия дома
Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.
■ Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
■ «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).
■ Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
■ Разрезные картинки из двух и более частей (чем старше ребенок, тем больше количество частей)
■ Для развития мелкой моторики приобретите пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.
■ Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий (индивидуальная рабочая тетрадь ребенка, посещающего логопедическую группу).
Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать ребенка. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая.
Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с ребенком.
Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за ним по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.
Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Советы для родителей
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
♦ игры на развитие мелкой моторики,
♦ артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
♦ игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
♦ игры на формирование лексико-грамматических категорий.
♦ чтение ребенку детской литературы (по несколько страниц в день)
Количество игр — 2—3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.
Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.
Начинайте занятия с 3—5 минут в день, постепенно увеличивая время.
Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут!
Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию.
«Когда же можно все успеть?» - спросите вы.
Лучшее время для занятий - утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха - во второй половине дня.
Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша — ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они представлены в пособии.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!
Терпения вам и успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи. Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа : развитие моторики речевого аппарата; постановка правильного произношения звуков; автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в речи ребенка.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ Период автоматизации звука зависит от ряда причин : от вида речевого нарушения – сложнее звуки автоматизируются у детей– дизартриков , у детей с дефицитом внимания и гиперподвижностью ; от состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом звук дольше не вводится в самостоятельную речь ; от состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов самоконтроля.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности, с утрированным произношением звука: 1. Автоматизация звука в слогах (прямых – Ла , Л о , Л у ; обратных – аЛ , оЛ , уЛ ; со стечением согласных - пЛа , пЛо , пЛу ) и т.д. 2. Автоматизация звука в словах (в начале слова- Л опата, середине - па Л ка , конце - дятеЛ ) 3. Автоматизация звука в словосочетаниях ( то Л стая па Л ка ) 4. Автоматизация звука в предложениях ( Ми Л а п Л ы Л а в Л одке.) 5. Автоматизация звука в чистоговорках , загадках и стихотворениях ( Л а-Ла-Ла – Ми Л а в Л одочке п Л ы Л а .) 6. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ При формировании самоконтроля следует соблюдать ряд требований : следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, в быту); нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью напоминания: «Вспомни, как ты умеешь красиво произносить звук «Л»; постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой: губы «в улыбке» и кисть руки внизу (звуки «С, З, Ц»; губы «рупором» и кисть руки «чашечкой» идет вверх (звуки «Ш, Ж »); губы «в улыбке» и прикусить язык зубами (звук «Л); предложить научить правильно произносить звук любимую игрушку, играя роль логопеда; Но! временно отложить контроль за звуками, если ребёнок что-то эмоционально рассказывает, хочет поделиться с Вами новостью.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ Следует помнить - в новь выработанные уклады очень слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Развитию навыков самоконтроля и скорейшему исправлению речевого дефекта способствует использование игровой мотивации в процессе автоматизации звуков.
Использование игровых упражнений в работе по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения Классические игровые упражнения : Совместное (со взрослым) и самостоятельное (только ребенок) название слов (предметов) по картинкам: ЛЛЛ ампа . Деление слов на слоги ( «Прохлопаем слоги », « Прошагаем слоги »): ЛЛЛ о -па-та. Определение места звука в словах и отбор слов на звук в начале, середине, конце слова «Где спрятался звук « Л »?». Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных («Один – много »): одна ЛЛЛ опата – много ЛЛЛ опат . Обратный и прямой счет с предметами: («Весёлый счет» - 1-5, 1-10 ): одна ЛЛЛопата , две ЛЛЛопаты , три…, четыре…, пять ЛЛЛопат .
Игровые упражнения Классические игровые упражнения : Подбор предметов к местоимениям мой, моя, моё, мои и проговаривание полученных словосочетаний («Жадина»). Подбор признаков к предметам, проговаривание полученных словосочетаний («Какой? Какая? Какое? Какие ?»). Подбор действий к предметам, проговаривание полученных словосочетаний. («Что делает? Что делают ?»). Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением («Назови ласково», «Большой-маленький»). Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.
Игры для детей с гиперподвижностью Они дают ребенку двигательную «разрядку» и повышают интерес к занятиям. Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков : «накачивать» насосом колеса «С-С-С»; «ползать» как змея «ШШШ; «плыть на пароходе» «ЛЛЛ»; «ездить» на маленькой игрушечной машине по ломаным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора «РРР» и т.п. Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога: запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: Ла (руки вперед) — Ло (руки вверх) — Лу (руки опустить); «игра на пианино» (используется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: Ла-Ло-Лу- Лы . Можно предложить сделать «песенку» грустной или веселой, громкой или тихой.
Игры для детей с гиперподвижностью Варианты заданий при автоматизации звуков в словах: Игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот: Ла- аЛ », «Сложи слово: Ло-па-та - Лопата », «Вставь пропущенный звук: … опата - Лопата »); «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слог (слово) вслед за взрослым, и т.д.). При ошибочном ответе — шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета (места). Варианты заданий при работе на уровне предложения: «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок»). Возможен вариант, когда ребенок демонстрирует пантомиму, а взрослый угадывает ее содержание (и наоборот); «Прошагай предложение»: ребенок идет и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.
Игры для автоматизации звуков Для повышения интереса можно использовать разнообразные печатные и словесные дидактические игры . Барчан Татьяна Александровна – преподаватель школы раннего развития, главный редактор центра "Ребус", автор и разработчик настольных развивающих игр для дошкольников и младших школьников, направленных на развитие речи и логического мышления, изучение грамматики русского языка и математики. Эти игры способны качественно помочь родителям, внимательным к вопросам образования своих детей!
Игры для автоматизации звуков ЗВУКАРИКИ С Ш для автоматизации звуков [С] и [Ш] ЗВУКАРИКИ Л Р для автоматизации звуков [Л] и [Р]
Игры для автоматизации звуков Логопедические задания для автоматизации звука Л Логопедические задания для автоматизации звука Ш, Ж, Ч и Щ
Игры для автоматизации звуков Логопедические задания для автоматизации звуков С, З и Ц Логопедические задания для автоматизации звуков Р и Рь
Игры для автоматизации звуков Звуковые истории открытки с картинками на “трудные” звуки Логопедические о рдена и мотивирующие н аклейки!!! Ссылка на сайт: https ://mersibo.ru/ Раздел «МАГАЗИН»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Успехов всем нам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация логопеда " Как организовать логопедические занятия дома"
Консультация для родителей, которые хотят и желают заниматься дополнитель с ребёнком дома. Обзаведитесь всем необходимым и занимайтесь в течении всего дня в любом месте и в любой деятельности. Желаю у...
семинар-практикум для родителей "Как организовать логопедическое занятие дома?"
Данный материал поможет родителям в игровой форме провести с ребёнком дома логопедическое занятие...
как организовать логопедическое занятие дома
в помощь родителям...
как организовать логопедические занятия дома
Даны рекомендации как начать заниматься с ребёнком дома до получения квалифицированной помощи логопеда....
Как организовать логопедические занятие дома
Как организовать логопедические занятие дома. Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится оборудование. Основная трудность для родителей в организации дома...
Как организовать логопедические занятия дома.
Инструкция для родителей о проведение логопедических занятий домал...