Шпаргалка для родителей детей с нарушениями зрения от 4 до 5 лет.
учебно-методический материал (средняя группа) по теме
В "Шпаргалке" намечены пути развития у ребёнка соответственно его возрасту зрительного, осязательного, вкусового, слухового и обонятельного восприятий, восприятия и воспроизведение сложной формы, обозначены задачи формирования уменй ориентироваться в пропрострнстве, предложены способы развития зрительно-моторной координации, зрительного внимания. эмоциональной сферы, рассмотрены вопросы развития мелкой моторики пальцев рук. После описания каждого направления работы родителям предложены игры и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpargalka_dlya_roditeley_detey_s_narusheniyami_zreniya_ot_4_do_5_let.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпаргалка для родителей детей с нарушениями зрения от 4 до 5 лет.
Тифлопедагог Рекун Е.В. стр. из
Уважаемые родители!
Цель этого пособия – помочь вам взрослым организовать плодотворную совместную деятельность с вашей дочкой или сыном. Играя с ребёнком, вы разовьёте у него зрительное, осязательное, вкусовое, слуховое, обонятельное восприятие и сформируете представления о таких свойствах предметов, как цвет, форма, величина, вкус, запах и другие. Научите его ориентироваться в пространстве, поможете развить зрительно-моторную координацию, необходимую для выработки навыков правильного письма и рисования; разовьёте эмоциональную сферу вашего ребёнка, а также расширите его словарный запас.
Увлекая за собой ребёнка в игровое познание окружающего мира необходимо, прежде всего, помнить, что ваш ребёнок требует особого отношения к созданию для него оптимальных офтальмо-гигиенических условий, которые более подробно расписаны в пособии «Памятка родителям об охране зрения детей».
Перед тем, как приступить к выполнению игровых заданий, внимательно изучите соответствующий раздел. Если возникнут какие – либо затруднения, обратитесь за дополнительной информацией к тифлопедагогу Елене Викторовне.
Выполнение игровых заданий должно быть основано на совместном творчестве взрослого с ребёнком. Обязательно объясните задание и убедитесь, что ребёнок его правильно понял. Задания не должны длиться более 15 - 20 минут.
Чтобы поддерживать у ребёнка интерес к совместной деятельности с вами используйте просьбу от имени его любимой игрушки.
Хвалите ребёнка за правильное выполнение задания. За старательность, аккуратность, настойчивость, инициативу, смекалку. Ведь многое из того, что взрослым кажется простым и очевидным, требует от него больших усилий!
Учение должно быть радостным!
Надеюсь, что предложенные игровые задания увлекут вашего ребёнка, позволят ему плодотворно подготовиться к будущей учёбе в школе.
Успехов вам и вашему малышу!
Для занятий с ребёнком вам потребуется материал:
Цветная бумага, цветная самоклеющаяся бумага, цветной картон, ножницы, клей для бумаги, цветные карандаши, цветные фломастеры, краски, кисточка, карандаш – штамп, бумага для рисования, трафареты по темам: геометрические фигуры, животные, птицы, овощи, фрукты, мебель, транспорт, посуда, одежда, обувь, головные уборы и др., счётные палочки, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и формы (шар, куб, «кирпичик», «крыша», пластина) разного цвета и разного размера, игрушки и предметы сделанные из бумаги, ткани, дерева, железа. Дополнительный материал указан в играх.
К пяти годам,
БЛАГОДАРЯ НАШИМ С ВАМИ СОВМЕСТНЫМ УСИЛИЯМ,
ребёнок сможет:
Цвет
1. Различать и называть эталоны цвета:
Красный Синий Зелёный Жёлтый
Белый Чёрный Оранжевый Коричневый
Розовый Голубой
Фиолетовый Бордовый
2. Выделять цвет в окружающей среде
Примерные упражнения и игры:
- Какого цвета предмет? (огурец, заяц, лист, свинья, белка и т.д.)
- Найди, принеси зелёный (красный, синий и др.) кубик. Какого цвета кубик ты принёс?
- Найди все предметы зелёного, синего и др. цвета. Разложи по цвету. Какого цвета предметы?
- «Какого цвета не стало?»
- Какого цвета предметы на картинке? И др.
3. Смешивать цвета
- Сделай из красной и белой краски розовую, из синей и белой – голубую, из красной и синей – фиолетовую.
4. Фиксировать цвета по насыщенности (3 оттенка одного цвета)
- Разложи по порядку карточки (другие предметы) от самого тёмного красного (синего, зелёного) до самого светлого. Расскажи, какого цвета карточки (ленточки, машинки, платья, шарфики и др.) Примерный ответ: тёмный красный, светлее, самый светлый красный.
Форма
1. Узнавать и называть геометрические фигуры:
Круг Квадрат Треугольник Прямоугольник Овал
Находить, показывать и рассказывать сходства и различия между геометрическими фигурами. (Сколько сторон, углов, стороны равные друг другу или нет и т.д.)
Примерные игры и упражнения:
- Найди такую же геометрическую фигуру. Как она называется? Что у неё есть (нет)? Какие части (стороны, углы).
- Выбери (собери) все круги, треугольники и т.д.
- Закрась кружок красным цветом, квадрат – жёлтым, треугольник – синим цветом. Расскажи, какая г.ф. какого цвета?
- Обвести пальчиком по стрелкам, как показано на рисунке.
- Обведи г.ф. по трафарету, по шаблону.
- Обведи красным фломастером (карандашом) по точкам большой круг, а синим – маленький.
2. Узнавать и называть геометрические формы:
Шар Куб «Кирпичик» Пластина «Крыша» Брусок Цилиндр
Находить, показывать и рассказывать сходства и различия между геометрическими телами (формами). (Сколько граней, и какие они по форме, выделять и показывать вершины.)
3. Соотносить формы и фигуры.
Примерные игры и упражнения:
- Устроить театр теней. Подсветить геометрическое тело (г. форму) так, чтобы её тень упала на стену (листок), обвести эту тень. Какая г. фигура получится?
- Взять геометрическую форму, положить её на лист бумаги, попросить ребёнка обвести (с вашей помощью) её контур. Какая г. фигура получилась?
- «Рассели формы по их домикам» - Положи на круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал похожие на них геометрические формы шар, «крышу», кубик, «кирпичик». Почему так? Объясни.
4. Соотносить форму геометрической фигуры в предметных изображениях и в окружающих предметах.
- На какую г.ф. похожа пуговица, тарелка, спасательный круг и т.д. (на круг), носовой платок, дом, печенье и т.д. (на квадрат)… продолжить с другими плоскими г.ф.
- Из каких геометрических фигур сделан домик? (квадрат, треугольник)
- Выложи из палочек квадрат, треугольник.
5. Выделять объёмную форму в окружающих предметах.
- Показываете матрёшку, снеговика, шарик воздушный, коробку и другие предметы и игрушки. Из каких г. форм они получились? (На какую геометрическую форму похожи части снеговика? (на шар), а коробка? (на куб) и т. д).
Величина
1. Соотносить предметы по величине:
по высоте, по длине, по ширине.
- Найди такую же игрушку (предмет) по высоте (длине, ширине).
2. Сравнивать два предмета по величине и словесно их обозначать.
3. Сравнивать от трёх до пяти (к концу учебного года) предметов по величине (высоте, длине, ширине) и словесно обозначать.
- Сравни способом приставления высоту двух (трёх, четырёх, пяти) машин (пирамидок, банок, коробок, зайцев, медведей и др. игрушек). (Ребёнок приставляет предметы друг к другу по порядку от самой высокой до самой низкой.)
- Расскажи, какие предметы по высоте, сравнивая, их друг с другом. Примерный ответ: «Эта машинка высокая (показывает высоту), эта машинка (показывает высоту) ниже, чем эта (показывает на предыдущую машинку); эта (показывает высоту) самая низкая».
- Сравни способом приложения или наложения
два (три, пять) одинаковых по ширине, но разных по длине прямоугольных предмета (ленточки, шарфики, дощечки, полотенца, коврика…).
- Расскажи, какие предметы по длине, сравнивая, их друг с другом. Примерный ответ: «Эта полоска (показывает длину) длинная, эта полоска (показывает длину) короче, чем эта (показывает на предыдущую полоску), эта (показывает длину) самая короткая».
- Сравни способом приложения или наложения
две (три, пять) дорожки (и другие предметы прямоугольной формы разной ширины, но одинаковой длины).
- Расскажи какие предметы, по ширине сравнивая, их друг с другом. Примерный ответ: «Эта полоска (показывает ширину) широкая, эта полоска (показывает ширину) уже, чем эта (показывает на предыдущую полоску), эта полоска (показывает ширину) самая узкая».
Ориентировка в пространстве
1. Ориентироваться на самом себе.
Примерные игры и упражнения:
- Расскажи где у тебя находится голова (вверху), ноги (внизу), живот (впереди), спина (сзади); как называется эта ручка, ножка, ухо, глазик, локоток, плечо, коленка (правая, левая) и т.д.?
2. Ориентироваться относительно себя.
Примерные игры и упражнения:
- Где находится потолок, пол? С какой стороны от тебя окно, дверь, шкаф и т.д.?
(Ребёнок должен использовать в речи слова: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа.)
3. Ориентироваться в месторасположении одного предмета относительно другого.
Примерные игры и упражнения:
- Поставьте перед ребёнком кубик на кубик положите шарик. Спросите у ребенка, где находится шарик? (вверху, на кубике), а где находится кубик? (внизу, под шариком)
- Поставьте перед ребёнком домик, за домик поставьте ёлочку. Спросите у ребенка, с какой стороны от ёлочки стоит домик? (впереди), а ёлочка от домика? (сзади, за домиком)
- Поставьте перед ребёнком домик, слева от домика поставьте ёлочку, справа от домика поставьте скамеечку. Спросите у ребёнка, с какой стороны от домика стоит ёлочка? (слева), а с какой стороны от домика стоит скамеечка? (справа)
4. Ориентироваться на листе бумаги.
Примерные игры и упражнения:
Дайте ребёнку лист бумаги, на котором нарисованы г.ф.: красный круг находится на середине листа, зелёный треугольник – на нижней стороне листа, синий квадрат – на верхней стороне листа, жёлтый круг – на правой стороне листа, красный треугольник – на левой стороне листа.
Вопросы к ребёнку.
Где находится красный круг? (на середине листа)
Где находится зелёный треугольник? (на нижней стороне листа)
Где находится синий квадрат? (на верхней стороне листа)
Где находится жёлтый круг? (на правой стороне листа)
Где находится красный треугольник? (на левой стороне листа)
5. Оценивать взаимоположение предметов в пространстве с помощью предлогов и наречий: в, на, под, за, вверху, внизу, впереди, сзади, у, слева, справа, между, около, рядом, выше, ниже.
Примерные игры и упражнения:
- Игра «Где лежит мячик (сидит кукла, спряталась игрушка и т.д.)?»
Перекладываете мяч (другую игрушку) с одного места на другое место и одновременно задаёте ребёнку вопрос: «Где лежит мячик?» (на столе, под столом, в коробке, впереди куклы, сзади куклы и т.д.)
- Игра «Куда села бабочка?»
В игре используются: бабочка, игрушечные звери. Игра проводится аналогично игре «Где лежит мячик?». Можно сочинить вместе с ребёнком сказку, в которой бабочка летала в гости к сказочным героям, и приземлялась на, в, под, за, слева, между зверями – ответ говорит ребёнок, но если он затрудняется, то говорите вы, а затем переспрашиваете ребёнка, куда же приземлилась бабочка?
Восприятие и воспроизведение сложной формы
1. Анализировать образец и конструировать из 3 – 4х геометрических фигур.
Примерные игры и упражнения:
- Игра «Сделай предмет как у меня»
Даёте ребёнку образец: картинку с нарисованными (наклеенными из цветной бумаги) предметами, сложенными из геометрических фигур, состоящими из 3 – 4 элементов (ёлочка, домик, цветок, дерево, животное и др.); набор геометрических фигур разного размера, цвета, вырезанный из цветного картона.
Предлагаете ребёнку сложить грибок, ёлочку и др. как на рисунке.
2. Составлять целое из частей
- реального (цветного) изображения из 4 – 6 частей;
- контурного изображения из 2 – 4х частей.
Примерные игры и упражнения:
- Игра «Сложи из частей целое»
Даёте ребёнку картинку – образец, разрезанные на части предметные картинки (пирамидка, ёлочка, мишка, мячик, яблоко, груша, морковка, машина и другие). Картинки могут быть разрезаны на квадраты, прямоугольники, треугольники.
Предлагаете ребёнку сложить из кусочков целую картинку, такую же как у вас.
Со временем, если ребёнок легко справляется с этим заданием, то можно его усложнять увеличивая количество разрезных деталей и изменяя их форму.
- Игра «Сложи картинку из кубиков»
Ребёнку даются кубики, на которых изображены части какого-либо предмета (животные, птицы, посуда, игрушки, овощи, фрукты и др.).
Предлагаете ребёнку сложить из кубиков целый предмет.
По мере усвоения ребёнком правила складывания изображения (сначала найти все части, а затем только соединить все части в один рисунок) и успешного выполнения задания, можно увеличивать количество кубиков, на которых нарисован предмет или сюжет.
Развивать конструктивный праксис
1. Складывать пирамидку из 6 – 8 уменьшающихся по размеру колец.
- Игра «Сложи пирамидку»
Ребёнка необходимо продолжать учить способу складывания пирамидки: каждый раз, перед тем как нанизать кольцо на палочку, необходимо выбрать самое большое кольцо, из оставшихся разобранных, способом наложения одного кольца на другие, до тех пор, пока не будет найдено самое большое из них, которое и надо нанизать на палочку.
2. Складывать фигуры и предметы из счётных палочек (веточек, трубочек и др.):
- по образцу (5 – 10 палочек)
- по памяти (4 – 5 палочек)
- по замыслу.
Примерные игры и упражнения:
- Игра «Сложи предметы из палочек»
Вам потребуются счётные палочки, картинки с изображёнными на них предметами, выполненными из палочек.
Вариант 1.
Выкладываете из пяти – десяти счётных палочек дом, скворечник, лодочку, вазу, флаг, совок, ёлочку, и т.д.
Предлагаете ребёнку сложить из палочек такой же предмет.
Вариант 2.
Даёте ребёнку карточку с изображением простых предметов, выполненных из палочек. Просите ребёнка сложить такой же предмет, глядя на картинку.
Вариант 3.
Показываете ребёнку предмет из палочек, выложенный вами или нарисованный на картинке. Предлагаете ребёнку запомнить расположение и количество палочек в предмете. Закрываете образец, предлагаете ребёнку выполнить этот предмет по памяти. После того как ребёнок выполнит задание, откройте образец и дайте ребёнку исправить ошибки, если такие имеются.
3. Складывать кубики Никитина
Если нет возможности приобрести кубики Никитина, есть альтернативный вариант.
- Игра «Сделай узор»
Вам потребуются:
- квадраты красного, синего, жёлтого, белого цвета; квадраты, разделённые цветом на два треугольника: красный и белый, синий и белый, жёлтый и синий. Количество цветов квадратов и вариаций цветов треугольников с годами можно увеличивать;
- карточки с нарисованными узорами из четырёх квадратов в различном сочетании узоров.
Попросите ребёнка, глядя на образец, последовательно (кубик за кубиком) выложить такой же рисунок из квадратов.
Зрительное внимание
1. Находить отсутствующие детали в изображении.
Примерные игры и упражнения:
- Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Найдите в журналах или нарисуйте, сделайте аппликацию предметов, простых сюжетных картинок по различным темам: посуда, транспорт, животные, птицы, одежда, обувь, головные уборы, инструменты и др.
Предложите ребёнку найти в этих картинках отличия.
- Игра «Чего не хватает?»
Берёте сломанную игрушку, посуду, одежду с недостающими деталями, расчёску с недостающими зубцами и т.д. и просите ребёнка рассказать, чего не хватает в предмете.
2. Находить одинаковые детали в изображениях.
- Игра «Найти одинаковые предметы»
- Игра «Найти одинаковые кораблики, машины и др. из 4 – 5»
3. Находить отличительные детали в изображениях.
Примерные игры и упражнения:
- Игра «Найти отличия»
Найдите в журналах, нарисуйте сами две картинки одинаковые на первый взгляд, но с отличительными деталями (отличаться может размер, цвет, форма, направление движения; отсутствие, какого – либо предмета на одной из картинок).
Предложите ребёнку найти, показать и рассказать, чем одна картинка (предмет) не похожа на другую.
- Игра «Художник»
Рисуете ребёнку два предмета отличающиеся друг от друга простыми деталями.
Просите ребёнка рассказать, чем отличают эти предметы. Предлагаете ребёнку дорисовать недостающие детали так, чтобы предметы стали одинаковыми.
- Игра «Скульпторы»
Лепите с ребенком, какие – либо предметы, затем сравниваете их друг с другом (может быть различный размер предметов и их деталей, различная форма, цвет, расположение деталей относительно друг друга).
Примечание: Хорошо, если в играх на нахождение отсутствующих (одинаковых, отличительных) деталей ребёнок самостоятельно расскажет, чем картинки (предметы) одинаковы, отличаются или какие у них детали отсутствуют. Это поможет ему научиться словесно выражать свои мысли, разовьёт связную речь. Если ребёнок не заметил 1 – 2 признака, подскажите ему, обратите его снимание на них.
4. Развивать зрительное внимание и память.
Примерные игры и упражнения:
- Игра «Что исчезло?»
Выставляете перед ребёнком четыре – пять предметов. По вашей просьбе ребёнок закрывает глаза или отворачивается. В это время вы убираете одну игрушку. Ребёнок должен внимательно посмотреть и сказать какая игрушка убежала?
- Игра «Что изменилось?»
Проводится аналогично игре «Что исчезло?» только игрушки вы меняете местами.
В роли ведущего игры иногда может выступать и ребёнок.
Примечание: в играх «Что исчезло?», «Что изменилось?» начинайте с предъявления ребёнку четырёх предметов, добавляя их количество, если ребёнок с лёгкостью выполняет задание.
Осязание (с закрытыми глазами)
1. Владеть способами осязательного обследования
- плоских предметов
- объёмных предметов.
Методике обследования различных предметов вы можете узнать на консультациях у тифлопедагога.
Важно продолжать учить ребёнка обследовать предметы последовательно, одновременно двумя руками!!!
2. Узнавать и называть предметы на ощупь:
- реальные предметы
- модели (игрушек)
- геометрические фигуры
- геометрические формы.
Примерные игры и упражнения:
- Игра «Чудесный мешочек»
В эту игру можно играть хоть каждый день, меняя только содержимое мешочка, которое может быть следующим: игрушки из различного материала, геометрические фигуры, геометрические формы, муляжи или натуральные овощи и фрукты.
Вариативность этой игры так же может быть разнообразной.
Вариант 1.
На глазах у ребёнка складываете предметы в мешочек и просите его достать только тот, предмет, который вы назвали.
Вариант 2.
Ребёнок не знает, что лежит в мешочке. По вашей просьбе он опускает две руки в мешочек, ощупывает предмет, говорит, что нашёл и только тогда достаёт его из мешочка. Если ребёнок назвал предмет правильно, то забирает его, если нет, то кладёт обратно в мешочек.
Если нет мешочка, то поможет обыкновенная повязка на глаза, при условии позитивного отношения ребёнка к этой повязке.
3. Дифференцировать предметы по материалу, из которого сделаны предметы:
- Дерево,
- Железо,
- Ткань,
- Резина,
- Стекло,
по характеру поверхности и словесно обозначать качества предметов:
- Мягкий,
- Твёрдый,
- Гладкий,
- Колючий,
- Сухой,
- Мокрый,
- Пушистый,
по температурным свойствам предмета:
- Горячий,
- Холодный,
- Тёплый.
Примерные игры и упражнения:
- Игра «Из чего сделаны предметы?»
Для игры вам потребуются игрушки, предметы сделанные из железа, бумаги, ткани, дерева, стекла.
Рассматриваете, ощупываете с ребёнком предметы, описываете материал, из которого они сделаны. Складываете игрушки в мешочек или закрываете ребёнку глаза повязкой, даёте в руки ребёнку предмет (сам берёт из мешочка) и просите его рассказать, из чего он сделан?
- Игра «Чудесный мешочек»
Вариант 3.
Достать из мешочка только те предметы, которые сделаны из дерева, железа, бумаги, ткани. Рассказать какие они на ощупь. Ребёнок должен использовать в своей речи слова: холодный, тёплый, твёрдый, мягкий.
Вариант 4.
Ребёнок достаёт по вашей просьбе из мешочка только мягкие (твёрдые, колючие, пушистые, гладкие) предметы. Назови, какой предмет на ощупь?
Вариант 5
Даёте ребёнку пощупать предмет, рассказать какой предмет на ощупь. Предлагаете ребёнку достать из мешочка предмет, который на ощупь такой же.
- Игра «Найди дома все холодные, тёплые, горячие предметы»
Слуховое восприятие
(с закрытыми глазами, если объект ребёнком может быть увиден;
с открытыми глазами, если объект не виден ребёнку)
1. Определять направление звука
Примерные игры и упражнения:
- Игра «С какой стороны звенит?»
Закрываете ребёнку глаза повязкой. Предлагаете ему показать рукой в ту сторону, откуда он слышит звон колокольчика, погремушки, бубна на котором играете вы. Звук может идти сверху, снизу, спереди, сзади, слева, справа.
- Игра «Где что происходит?»
Закрываете ребёнку глаза повязкой. Предлагаете послушать и сказать, что происходит вокруг и показать рукой, откуда этот звук? (захлопнулась дверь, скрипнула половица, тикают часы, мяукает кошка, гудит машина и т.д.) Игра может проводиться где угодно, например, на улице, дома «Что происходит за окном, в другой комнате, на кухне?», в транспорте, в общественном здании, в гостях.
2. Дифференцировать звучащие музыкальные инструменты.
- Игра «На чём играю?»
Соберите все музыкальные инструменты у вас в доме (барабан, бубен, колокольчик, дудочка, свисток, гармошка, пианино, деревянные или железные ложки, крышки от кастрюль и др.). Закройте их ширмой или попросите ребёнка отвернуться от них. Сыграйте на каком – либо инструменте (предмете), спросите ребёнка, на чём вы играли. Для поддержания интереса ребёнка меняйтесь с ним ролями.
Обонятельное восприятие
(с закрытыми глазами, если объект предъявляется непосредственно к носу; с открытыми глазами, если объект не виден ребёнку)
Воспринимать запахи продуктов питания, напитков, парфюмерии, продуктов горения и другие.
Для проведения игр по развитию обонятельного восприятия вам потребуются овощи, фрукты, напитки и другие ароматные продукты питания; парфюмерная продукция, продукция бытовой химии (шампунь, порошок, мыло и др.)
Обращать внимание ребёнка на запахи можно дома, на улицах города, на даче, в лесу, в парке, в различных учреждениях (больница, парикмахерская, аптека, зоомагазин, зоопарк, магазин (отдел) хлебобулочных изделий, тортов, бытовой химии).
- Игра «Чем пахнет? Как пахнет?»
Предлагаете ребёнку узнать по запаху, что приготовила мама на обед, что купила в магазине и т.д. Обращаете внимание ребёнка на характерные запахи для того или иного учреждения.
Вкусовое восприятие (с закрытыми глазами)
Определять продукты питания, напитки по их вкусу, рассказывать какой продукт (напиток) на вкус (сладки, солёный, горький, кислый).
Для проведения игр по развитию вкусового восприятия вам потребуются овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, кисломолочные продукты, напитки и другие продукты питания.
- Игра «Что ты ешь?»
- Игра «Какой на вкус?»
Мелкая моторика пальцев рук
Очень важно развивать мелкую моторику пальцев рук в различных видах деятельности, таких как:
- массаж пальцев, ладоней
- лепка из глины, пластилина, теста
- конструирование
- складывание мозаики
- нанизывание на шнурок: г.ф., бусин, ягод, шариков и др.
- обрывание бумаги
- аппликация
- шнуровка
обращать внимание ребёнка на то, как нужно правильно держать карандаш, когда он:
- рисует
- обводит трафареты, шаблоны, через копирку, через кальку
- штрихует
- закрашивает
- печатает карандашом – штампом.
Предлагая ребёнку напечатать карандашом – штампом узоры на картинках, раскрасить, заштриховать картинки, обращайте его внимание на то, что делать это нужно аккуратно, не выходя за контуры рисунка.
Для проведения линий штриховки нельзя пользоваться линейкой. Следите, чтобы ребёнок правильно держал карандаш, соблюдая инструкцию по проведению линий штриховки в отношении направления движения.
Зрительно – моторная координация
Развивать зрительно – моторную координацию.
- «Лабиранты», «Виражи»
- «Фигуро – фоновое различение», «Зашумлённость».
Эмоции и чувства
Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребёнка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять чувствами. Чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребёнок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Необходимо научить ребёнка понимать не только свои чувства, но и переживания других людей.
В среднем дошкольном возрасте мы продолжаем знакомить детей с эмоциями:
- радость,
- грусть (печаль),
- спокойствие
и знакомим с новыми эмоциями:
- злость,
- страх.
Примерные игры и упражнения:
- Игра «Какое настроение?»
- У тебя (используйте зеркало)
- У взрослого
- У людей (животных) нарисованных на картинке
- На пиктограмме.
Сначала вы просите ребёнка угадать по вашему выражению лица ваше настроение, спрашиваете у ребёнка, как он догадался? Затем рассматриваете мимику вашего лица, глядя вместе с ребёнком в зеркало, обращаете внимание ребёнка на положение бровей, губ, выражение глаз. Потом можно попросить ребёнка найти на картинках такое же настроение и внимательно рассмотреть, сравнить нарисованную эмоцию с вашей. Попросите ребёнка показать ту или иную эмоцию придумывая для него различные ситуации, например: ты сегодня будешь смотреть любимый мультфильм, покажи какое твоё настроение; потерялась твоя игрушка, как ты будешь себя чувствовать? и т.д.
- Игра – беседа.
Беседуйте с детьми о вашем настроении, о настроении ребёнка и других членов вашей семьи. Какие события привели к тому или иному настроению, как можно исправить возникшее по той или иной причине плохое настроение?
- Детям очень нравиться игра «Угадай, какое настроение пропало?»
Кладёте перед ребёнком уже известные ему картинки или пиктограммы. Предлагаете закрыть глаза, в это время убираете одну из картинок. Ребёнок должен показать своей мимикой, какая эмоция пропала?
Ребёнку о нём самом и окружающих его людях
Ребёнок к пяти годам должен знать:
- Беседа «Ребёнку о нём и окружающих его людях»
Скажи:
- Какое твоё Имя Фамилия?
- Сколько тебе лет?
- Какое Имя Отчество Фамилия мамы?
- Какое Имя Отчество Фамилия папы?
- Как зовут других членов семьи?
- Где ты живёшь? (город, улица, микрорайон, номер дома, номер квартиры)
Если ребёнок затрудняется, то помогите ему запомнить ответы на эти вопросы.
- В среднем возрасте мы знакомим ребёнка с названиями пальцев на руке. Для этого используются различные пальчиковые игры, которые в свою очередь развивают мелкую моторику пальцев рук.
Многоуважаемые родители!
Очень надеюсь на то, что данное пособие помогло вам в развитии и воспитании вашего ребёнка. Ваши устные и письменные вопросы, рекомендации, замечания по работе с этим пособием в дальнейшем будут мною учтены и помогут следующим за вами родителям детей пришедших в наш детский сад.
Заранее благодарю за отзывы, Елена Викторовна.
Примечание:
Жду вас на консультации по содержанию игр и упражнений, которые только отмечены в данном пособии, но не расписано их проведение, т.к. лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.
В приёмной каждой группы вы можете прочитать очень интересный и познавательный материал по преодолению недостатков зрительного восприятии у ребёнка с проблемами зрения.
У меня в кабинете вы можете посмотреть дополнительный материал к различным играм. Некоторые созданные специально для вас пособия можно брать домой.
- «Пальчиковые игры»
- «Увлекательная гимнастика для глаз»
- «Игротека»
- «Памятка для родителей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация – практикум для родителей «Профилактика нарушения зрения у дошкольников».
Целью данной консультации является знакомство родителей с гимнастикой для глаз иразучивание комплекса упражнений для сохранения зрения у детей.Очень часто мы корим себя за то, что не сделали что-то во...
Консультация для родителей "Профилактика нарушения зрения у дошкольников"
В данной консультации приведены упражнения, способствующие коррекции нарушения зрения у дошкольников....
Консультация для родителей Профилактика нарушения зрения у дошкольников Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Консультация для родителей Профилактика нарушения зрения у дошкольников " Гимнастика для глаз" Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...
Консультация для родителей "Профилактика нарушения зрения"
Ребенок невсегда может в полной мере оценить важность такого дара, как зрение. Родителям очень важно проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение хорошего зрения у детей....
Консультация для родителей "Профилактика нарушений зрения у детей"
Данный материал будет полезен для родителей....
Презентация "Овощи" для детейс нарушением зрения, ранний возраст
В презентации представлен материал по теме: овощи...
Презентация "Домашние птицы" для детейс нарушением зрения, ранний возраст
В презнтации представлен материал по теме: домашние птицы...