«Посеешь привычку – пожнёшь характер»
консультация (средняя группа) на тему
(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_roditeley_poseesh_privychku.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ…»
(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ)
В формировании личности значение привычек трудно переоценить. Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку – пожнёшь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. Что такое привычка? Привычка – это действия, совершаемые как бы машинально, постоянно и при определённых условиях: утром, встав с постели, мы одеваемся, умываемся, чистим зубы; вернувшись с улицы, вытираем ноги, прежде чем войти в комнату, снимаем верхнюю одежду Так мы поступаем в силу того, что подобные действия стали для нас естественными. Мы не затрачиваем умственных усилий и напряжения воли: действия совершаются как бы автоматически.
Это привычки-помощники, которые заставляют поступать так, как надо, и одновременно освобождают наши мысли для более значительной умственной деятельности. Они возникли благодаря многочисленным повторениям. Не будь этих привычек-помощников, как трудно пришлось бы нам! То и дело «подсматривай» за собой: не забудь то, не забудь это, как бы не войти в комнату в грязной обуви, снять верхнюю одежду.
Человек приобретает не только полезные привычки, но и отрицательные: зевает или чихает и забывает прикрыть при этом рот, разговаривает громко, чрезмерно жестикулируя; хрустит пальцами, разговаривает с набитым пищей ртом…Эти привычки складываются в детстве и закрепляются всей последующей жизнью. Если человек лишён самокритичности, считает, что поскольку «привычка – вторая натура», что с ней бороться бесполезно, то этот тягостный багаж он несёт через всю жизнь.
С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребёнку вести себя правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного и видимого – с внешних форм поведения (которые ребёнок усваивает прежде всего по подражанию). Если объекты для подражания положительные, то ребёнок накапливает багаж привычек-помощников, которые организуют его поведение. Усвоенные внешние формы поведения, хотя ещё и не осмыслены им глубоко, всё же дисциплинируют его, подтягивают, обязывают к сдержанности.
Случается, ребёнок невольно проявляет себя как не надо. Если его не поправляют, не учат как надо, то эти отрицательные способы поведения укореняются. Привычка к внешней бескультурности постепенно огрубляет ребёнка, обедняет его внутренний мир. Например, отсутствие у ребёнка привычки правильно реагировать на родительское «нельзя» является источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных срывов.
В основе любой привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их быстроту, качество. Но малыш ещё не обладает необходимыми навыками, у него достаточно развита координация движений, и его действия выглядят неумелыми, беспомощными. Посмотрите, как неуклюже он держит ложку, с каким трудом расстёгивает пуговицу, снимает шапку и т.д. Для того чтобы всё это делать правильно, ему необходимы соответствующие навыки, связанные с тем или иным действием. По мере многократного повторения одних и тех же действий постепенно возникнет соответствующий навык. Навык же снимать с себя платье, колготы и т.п. перейдёт затем в привычку раздеваться самостоятельно при условии, что малыш систематически упражняется в этих действиях.
Родители должны следить за тем, чтобы у ребёнка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии. Дети, которые живут по режиму, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны и умеренно активны. При целенаправленном воспитании у них довольно легко складывается целый ряд важных привычек, которые помогают им нормально расти и развиваться(привычка к чистоте, умение замечать неопрятности в одежде). Взрослый высказывает свое требование в виде несложных и понятных правил: «Следи за своей одеждой, не пачкай её»; «Снимая с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно несомненно сомнётся и будет как старое».
Изо дня в день выполняя эти правила, ребёнок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть аккуратным во всём – в содержании одежды, игрушек, книг, своих вещей. Потребность быть опрятным побуждает ребёнка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться носовым платком, салфеткой.
Так, одна укоренившаяся привычка прокладывает дорогу для становления других. Это относится к возникновению и положительных, и отрицательных привычек. Об этом важно помнить, так как одна плохая привычка может потянуть за собой цепочку дурных.
Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких, и в подтверждение говорят: «Разбросана, неорганизованна – вся в мать»;
«Упрям, как отец, ни за что не переубедишь». Кстати, слова «упрям, как отец» ребёнок не воспринимает как порицание, скорее это своеобразное поощрение (какой малыш не хочет походить на своих родителей!), в результате закрепляются отрицательные привычки.
Эти взгляды ошибочны. Ребёнок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путём подражания, а главное воспитания. Случается, что ребёнка чуть не до двух-трёх лет кормят из ложки, умывают, одевают, постоянно идут на уступки.
Подобный образ жизни существенно влияет на поведение ребёнка: он растёт неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: «Хочу – не хочу»; «Буду – не буду»; «Это не нравится». Так, родители незаметно для себя допускают накапливание ребёнком аморальных привычек поведения.
Самое эффективное средство против дурных привычек – их предупреждение. Но если возникла нежелательная привычка, то можно помочь ребёнку освободиться от неё. Это никогда не поздно даже взрослым людям, а маленькому ребёнку сделать это значительно легче, так как он обладает лёгкой обучаемостью и податливостью педагогическим влияниям. Терпение воспитателя, время и поддержка родителей помогают постепенно избавляться от дурной привычки.
Чтобы выработать у ребёнка прочные положительные привычки,
требуется постоянное внимание к созданию условий, при которых ребёнок мог бы изо дня в день тренироваться в правильных, полезных действиях. Даже такой простой навык, как умывание, вырабатывается правильно, если малыш может достать до крана, если в его расположении всегда имеются мыло, полотенце и если взрослый, обучив его последовательности действий, следит, чтобы эта последовательность всегда соблюдалась. Чтобы чистота рук стала потребностью, надо ещё приучить мыть руки после любого загрязнения.
Если ребёнок с малого возраста привыкает убирать за собой вещи, проявляет вежливость к старшим, помогает им и т.п., то эти действия и формы поведения, повторяясь изо дня в день, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости.
Привычки у детей могут легко утрачиваться. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль за ребёнком, как тут же меняется его поведение.
В дошкольный период, когда закладывается фундамент личностных качеств, важно формировать нравственные привычки, которые выражаются в культуре общения, организованности, дисциплинированности, трудолюбии. Это также и привычки гигиенические, помогающие ребёнку выглядеть опрятно и подтянуто, содержать в порядке свои вещи.
Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребёнка в моральных поступках.
Нужные привычки успешно формируются, если выполняются постоянно, в любых условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на родительском собрании "Посеешь привычку, пожнёшь характер".
Частые привычки приводят к формированию более общих, а эти последние дополняют убеждённостью, сознанием соответствия привычного способа поведения общепринятым нормам, и вот уже привычка становится чер...
Посеешь привычку, пожнёшь характер.
В формировании личности значение привычек трудно переоценить. Недаром народная мудрость утверждает: «посеешь привычку – пожнёшь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо...
Посеешь привычку, пожнёшь характер.
В формировании личности значение привычек трудно переоценить. Недаром народная мудрость утверждает: «посеешь привычку – пожнёшь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо...
Консультация для родителей «Посеешь привычку — пожнёшь характер»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Посеешь привычку-пожнёшь характер"
В формировании личности привычка имеет большое значение,но привычку надо воспитывать.И в этом мы должны помогать своим детям воспитывать привычки. Какие привычки складываются в детстве, в дальнейшем о...
Консультация для родителей «Посеешь привычку – пожнёшь характер»
Консультация для родителей «Посеешь привычку – пожнёшь характер» может быть размещена в информационном уголке для родителей дошкольников....
Посеешь привычку - пожнёшь характер
Народная мудрость гласит: " Посеешь привычку - пожнешь характер". От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызываю...