Кто такой логопед?
статья на тему

Хоботова Наталия Валентиновна

КТО ТАКОЙ ЛОГОПЕД ?
*******************************************************************************
Не будем ходить вокруг да около, начнем с определения. Логопед — коррекционный педагог (да-да, педагог, не врач), занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Однако логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития у детей психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, общей и мелкой моторики). Также в его задачи входят: расширение и обогащение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение грамоте. 

Какими же знаниями владеет данный специалист? Логопед, кроме педагогических, обладает и основами медицинских знаний (невропатология, анатомия и физиология органов речи, слуха и зрения), без которых невозможно верно определить речевое нарушение у ребенка, а тем более заниматься его коррекцией.

Не лишним будет ознакомиться с нарушениями, коррекцией которых занимается логопед.
1) нарушения произношения звуков (дислалия, дизартрия, ринолалия);
2) нарушения ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание);
3) нарушения голоса (дисфония, афония),
4) недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия),
5) нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия).
Если мы возьмем другую классификацию, то все речевые дефекты можно разделить на 3 группы:
1) фонетический дефект – нарушение произношения звуков,
2) фонематический дефект (фонетико-фонематический) – нарушение фонематического слуха (различения звуков),
3) общее недоразвитие речи – нарушение звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи, т.е. всех структур языковой системы.

В рамках данной статьи, конечно, нельзя обойти стороной и тему, касающуюся возраста обращения к логопеду.
Если в возрасте 2 - 3 месяцев у ребенка не наблюдается гуление, а к 6-7 лепет, то есть повод серьезно задуматься, вероятнее всего, без помощи профессионального логопеда Вам не обойтись. Если к годовалому возрасту малыш не пытается произносить слова, это также свидетельство каких-то нарушений. Серьезным поводом обращения к логопеду является отсутствие слов и фраз в речи вашего малыша, если ребенку более 2-х лет. Консультация с логопедом в трехлетнем возрасте рекомендована всем без исключения детям, вне зависимости от того, есть у него дефекты речи или нет. К пяти годам обычно происходит полное формирование речи, все звуки должны произноситься четко и правильно, малыш должен уметь строить фразы и предложения, пересказывать небольшие сказки, рассказы, придумывать свои какие-то истории. 

Уважаемые родители, помните!!! Чем раньше Вы обратитесь к специалисту, тем успешнее будут результаты коррекционной работы!

Предлагаю Вам тест, благодаря которому мама может сама определить, нужен ли ребенку логопед. 

Прочтите данные утверждения. Поставьте напротив утверждения, с которым Вы согласны его порядковый номер, если Вы не согласны поставьте 0. Говоря другими словами, если такого нарушения нет, ставим 0; если есть, ставим то число, какой номер у вопроса.
1. У членов нашей семьи есть недостатки произношения. 
2. Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года. 
3. Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко и др.) 
4. Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке. 
5. Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем о чём он говорит. 
6. Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать. 
7. Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо). 
8. У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова (к 2 годам "маина" (машина), "апипед" (велосипед) - норма). 
9. Малышу с трудом удаётся заучивать стихи. 
10. Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону.
11. Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы. 
12. В речи ребёнок допускает грамматические ошибки (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко. До 3 лет - это норма!). 
13. Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки (данный пункт зависит от возраста ребенка, есть возрастные нормы неправильного произношения). 
14. Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать! (с 2,5 лет)
15. Часто окружающие просят "перевести", что сказал наш малыш (речь смазана, невнятна, непонятна). 
16. Наш ребёнок заикается. 
17. Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и тоже слово, прежде чем высказать свою мысль. 

Общее количество баллов: 
Если Вы набрали:
от 0 до 4 баллов – у Вас нет причин для беспокойства;
от 5 до 9 баллов – рекомендуем проконсультироваться у логопеда;
от 10 баллов и больше – необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду!

Итак, логопед - это педагог, а не врач, он занимается коррекцией, а не лечением. Однако его можно сравнить с данным специалистом. Врач выписывает рекомендации, которые Вы дома выполняете, это же делает и логопед (помимо занятий). Поэтому помните, что успех коррекционной работы зависит не только от самих занятий, но и от Вашей работы с ребенком дома. Также логопед зачастую работает в сотрудничестве с неврологом, поэтому его указания также нужно соблюдать. Успехов Вам и Вашим детишкам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...