ЛУЧИКИ «СОЛНЫШКА» В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (младшая группа) по теме
Одной из форм раннего развития ребенка стало образование групп кратковременного пребывания. На базе нашего учреждения в 2012 году для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) была создана такая группа «Солнышко».
Задачи, которые призвана решать ГКП «Солнышко» являются: организация периода адаптации ребенка к детскому саду; формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками; налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми; укрепление физического и психического здоровья детей обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей, развитие познавательных процессов (восприятия, внимания памяти, мышления); развитие основных видов деятельности подготовка детей к поступлению в детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_parfyonova.doc | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛУЧИКИ «СОЛНЫШКА» В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Первый год жизни ребенка – очень важный этап в жизни человека. И это знают многие родители. Но самый главный и важный педагог в этом возрасте - сама мама! К двум годам малыш может самостоятельно ходить, бегать, прыгать, повторять движения за взрослым, и многое другое. Ребенку все дается легко и весело, а задача взрослого дать возможность малышу впитать как можно больше в этот благодатный момент.
Одной из форм раннего развития ребенка стало образование групп кратковременного пребывания. На базе нашего учреждения в 2012 году для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) была создана такая группа «Солнышко».
Задачи, которые призвана решать ГКП «Солнышко» являются: организация периода адаптации ребенка к детскому саду; формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками; налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми; укрепление физического и психического здоровья детей обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей, развитие познавательных процессов (восприятия, внимания памяти, мышления); развитие основных видов деятельности подготовка детей к поступлению в детский сад.
Пребывание малышей в группе «Солнышко» с 8.30 до 12.00. Родители могут находиться в группе вместе с детьми лишь первое время. Педагоги и психологи оказывают помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей. Количество детей в группе не более 15 человек. Организуются занятия длительностью 10-15 минут по основам изобразительной деятельности, развитию речи, сенсорике, широко используются подвижные, дидактические игры для данного возраста, очень нравятся малышам занятия с элементами ролевых и театрализованных игр. Специалисты по музыке и физическому воспитанию проводят групповые занятия. В режимных моментах, свободных от занятий, дети с удовольствием вспоминают и воспроизводят элементы этих игр. Родители принимают активное участие в развитии и воспитании своих малышей, помогая им осваивать программные задачи обучения и развития, общения со сверстниками и взрослыми. В течении года обязательно проводятся тематические праздники, соответствующие образовательной программе.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием. Каждая неделя имеет свою тему. В понедельник происходит знакомство с предметами и объектами по теме, в следующие дни происходит закрепление, в конце недели обязательно подводится итог того, что же ребята узнали и запомнили. Ежедневные занятия, проводимые в группе, являются комплексными.
Начинается день с зарядки, которая проходит в форме маленьких постановочных танцевальных номеров, с использованием музыкально-ритмических движений, в которых главную роль играют, конечно, дети. Они то превращаются в птичек, то становятся зайчиками, а то попадают под дождик. Причем, такая форма проведения зарядки направленна главным образом на развитие двигательной активности, гибкости, правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики, музыкальности и чувства ритма. Важно использование спортивного инвентаря (мягкие модули, обручи, пазлы, атрибуты для перешагивания и пр.).
После зарядки малыши садятся на ковер полукругом. Воспитатель катает мяч каждому воспитаннику по очереди, говоря слова приветствия и задавая вопросы: « Здравствуй! Как тебя зову? Сколько тебе лет? и т.д». Во время опроса-игры дети не только учатся здороваться и представлять себя, но и невольно знакомятся с коллективом группы.
Все тематические занятия обогащены включением художественного слова, в том числе сопровождаются пальчиковой гимнастикой. Практика пальчиковых игр в наших занятиях ежедневна. Она развивает речь детей через проговаривание стихотворных строк и одновременное движение пальчиков, способствует развитию памяти и волевой сферы. Воспитатель убирает мяч и по теме занятия проговаривает стихотворение-считалку, обязательно комментируя каждую строчку соответствующим движением рук и пальцев.
В основной части занятия обязательно «приходит игрушка-гость», которая ведет диалог с малышами и проводит развивающую игру по теме. Далее происходит смена образовательной ситуации и видов деятельности [7, 3.3.4]. Дети садятся за столы и согласно тематическому планированию, приступают или к продуктивной деятельности (ИЗО, аппликация, лепка), или к изучению основ сенсорики. Часто мы выполняем коллективные работы, используя различную технику, доступную детям данного возраста.
После занятия дети любуются результатами своих работ и развешивают их на «выставку» в группе. Затем обязательная физ. минутка на ковре под веселую песенку. Такой комплекс игр длиться 35-40 минут, чередующийся обязательными динамическими паузами. Далее малыши могут поиграть в игры по интересам, где они закрепляют навыки, полученные на занятиях. В течение дня ежедневно происходит чтение художественной литературы по теме дня и недели, заучивание четверостиший наизусть. На занятиях активно используются методики различных авторов, адаптированные к данному возрасту (СЛупан, Никитиных, М.Монтессори, Г.Домана). Процесс обучения сопровождается занятиями с красочными пособиями, включающими в себя внушительный объем знаний и занимательных заданий, а также использованием показа презентаций с использованием интерактивной доски.
В группе «Солнышко» создаются условия для ярких положительных эмоций у детей, формируются коммуникативные качества. Организуются совместные мероприятия с детьми и родителями с целью укрепления их взаимоотношений. Поэтому неслучайно было выбрано и название группы. При этом родители, бабушки и дедушки приняли в этом самое активное участие. А это еще один кирпичик в возводимом педагогами совместно с родителями и воспитанниками нашего дома «Солнышко».
В рамках воспитательно-образовательного процесса деятельность педагогов и специалистов в ГКП направлена на содействие успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, создание предметно-развивающей среды, активизирующей познавательную деятельность ребенка: повышение культуры общения между взрослыми и детьми.
Основное отличие нашей адаптационной группы от группы раннего возраста детского сада, где ребенок переживает в течение дня разлуку с мамой, состоит в том, что в ГКП ребенок несколько часов дня занимается привлекательными для него делами. Педагоги составляют сетку занятий так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка, используя не только групповые формы занятий, а чаще всего общение и развитие с воспитанниками носит подгрупповой и индивидуальный характер.
Группа кратковременною пребывания «Солнышко» активно ведет работу не только по обеспечению адаптации детей к детскому коллективу, но и по всестороннему развитию детей в совместной игровой деятельности, по коррекции имеющихся трудностей в речевом развитии, формировании произвольных психических процессов: внимания, памяти, мышлении, воображения, произвольности поведения , поэтому частыми гостями у нас бывают логопеды и психолог (как для детей, так и с индивидуальными рекомендациями для их родителей). Острая необходимость развития и воспитания детей раннего возраста (2-3 лет), их социализации, возможности родителей продолжать свое самообразование, работу доказала необходимость открытия и функционирования на базе нашей прогимназии ГКП «Солнышко».
Дети, посещающие ГКП, по сравнению со сверстниками, через год становятся более общительными и, в большинстве, спокойно переходят в группы «полного дня» потому, что уже сами многое умеют без помощи взрослого и считают себя «не малышами», а «большими».