Заикание у детей
консультация на тему

Хоботова Наталия Валентиновна

Заикание у детей

Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

·         Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь; если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.)

·         Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

·         Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

·         Вынужденные остановки в середине слова, фразы;

·         Затруднения перед началом речи.

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания  у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «повтори», «расскажи», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Как надо вести себя родителям с ребенком, который начал заикаться:

·         Попытаться разобраться в причинах дефекта. Ликвидировать их.

·         Найти правильную тактику воспитания.

·         Помочь избавиться от страхов, ослабить нервное напряжение, выработать уверенность в себе.

·         Как можно реже ходить в детский сад.

·         Постараться не ломать его стереотипы.

·         Не завышайте требования к ребенку, не оказывайте на него давления во избежание неблагоприятной конфликтной обстановки.

·         При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.

·         Создать дома спокойную обстановку. Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т.д.). Не приглашать часто к себе в гости.

·         Не следует часто и долго смотреть телевизионные передачи.

·         Повышать общую сопротивляемость его организма для профилактики различных заболеваний.

·         Любыми способами отвлекать его от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.

·         При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрос­лых. Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо.

·         После того как ваш ребенок закончил фразу, сделайте небольшую паузу, давая, таким образом, для него передышку. Сделайте небольшую паузу перед тем, как прокомментиро­вать то, что сказал ребенок. Если он хочет сказать что-то еще, дайте ему такую возможность.

·         Не перебивайте ребенка, пока он не закончит фразу. Не заканчивайте фразу за него, если он вдруг начал заикаться. Если часто перебивать речь ребенка, он начнет еще больше спешить и нервничать, чтобы успеть все сказать.

·         Выделите время для взаимодействия с ребенком наедине. Малышу очень важно получать неразделенное родительское внимание. Беседу проводите с учетом детского уровня разви­тия речи. Можно почитать книжку и задать вопросы по кар­тинкам, которые требуют короткого, простого, предсказуемого ответа. Многим детям легче обсуждать то, что происходит в настоящем, чем касаться вопросов прошлого и будущего.

·         Не критикуйте вашего ребенка. Фразы «Прекрати!», «По­дожди!», «Подумай сначала о том, что ты хочешь сказать!» не помогают, а усиливают заикание. Ребенок напрягается, чтобы не заикаться, а дополнительное напряжение способствует раз­витию заикания. Критические замечания, даже сказанные с самыми лучшими намерениями, ухудшают ситуацию.

·         Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования пси­хологов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, крити­ческого отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями.

·         Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Сначала надо любым способом его успо­коить, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать.

·         Уменьшить интеллектуальную нагрузку.

·         Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.

·         Свести к минимуму с ним беседы.

·         Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту; страшных сказок.

·         Очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны длительные занятия по пению.

·         Приучайте ребенка к настольным играм. Это успокаива­ет. Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком.

·         Постарайтесь организовать домашний театр, можно ку­кольный. Это не только даст возможность ребенку перевопло­титься, почувствовать себя другим, незаикающимся персона­жем, но и поможет умению высказываться.

·         Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по слогам. Это помогает увидеть ритмический рису­нок слова и нормализовать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры, научиться правильно делить слова на слоги.

·         Привлекайте детей к спокойным домашним занятиям. Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, рас­кладывают пуговицы, а мальчики возятся с рабочими инстру­ментами.

·         Не готовьте ребенка к предстоящим событиям. Ожида­ние создает напряжение.

·         Нужно как можно раньше показать ребенка неврологу или психиатру. Чем раньше подобрано необходимое медика­ментозное лечение, тем благоприятнее прогноз.

 

 

В 3 года многие дети могут начать занятия с логопедом. Необходимо помнить, что для течения заикания характерна волнообразность. В моменты так называемого ухудшения бо­лее желательны неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут уси­лить заикание.

В периоды улучшения нужно заниматься как можно боль­ше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать корот­кие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физические упражнения в коррекционной работе по исправлению заикания у детей

Комплексы упражнений, разработанные специально для заикающихся  помогут  в укреплении здоровья детей, развитии основных двигательных навыков, будут способствовать развитию координированных и...

предупреждение заикания у детей

Как и почему проявляется заикание у ребенка и как предупредить его....

Заикание у детей

Консультация  для родителей...

Консультация для родителей "Профилактика заикания у детей дошкольного возраста"

юлия аппель (kamu777) 12 апреля, 2012 - 08:38Категория: РодителямТеги: профилактиказаиканиекоррекционная педагогикаработа с родителямиАппель Юлия Владимировна, МКДОУ детский сад №158 г. Нов...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Предлагаю разработанную систему  форм и методов, направленную на вовлечение родителей в процесс коррекционно-речевой работы....

Роль родителей в устранении заикания у детей

Данная тема очень актуальна, поскольку большую часть ребенок воспитывается в семье . Перед тем как начать работать с ребенком, логопед должен знать причину этого диагноза, какая атмосфера в семье, как...

Заикание у детей.

Заикание. Причины заикания. Первые признаки заикания. Если ваш ребенок заикается....