Защита прав и достоинств ребёнка
консультация на тему
Материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений. Может использоваться как консультация на родительском собрании и как папка-передвижка для родительского уголка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_prav_i_dostoinstv_rebyonka_-_kopiya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
- обеспечение максимальной возможной степени здорового развития личности (ст.6);
- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);
- признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);
- защиту прав от сексуального посягательства (ст.34);
- защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);
- меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
- за преступления против несовершеннолетних (ст.150-157).
Семейный кодекс РФ гарантирует:
- право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);
- право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);
- лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);
- немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детские души.
Пренебрежения может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимыми количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие-преднамеренное насилие физических повреждений
Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью последними удовлетворение или выгоды.
Психологическое (эмоционально) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребёнка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
- ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания, заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
- Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года читает. А ты?» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты тюфяк». Зато ваш ребёнок клеит бумажные кораблики, красиво рисует. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
- Не спрашивайте вслух ребёнка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
- Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Мы тебя растили, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить ребёнка. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% отвечают агрессией.
- Избегайте свидетелей.
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду, вполне уместно.
Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.
Три способа открыть ребёнку свою любовь:
- Слово
Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит только нежность.
- Прикосновение
Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
- Взгляд
Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Защита прав и достоинства ребёнка – дошкольника»
Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.Задачи:1. Расширения знаний педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка.2. Обогащение воспита...
Памятка для родителей "Защита прав и достоинства ребёнка"
Для родителей представлены статьи из Ковенции ООН о правах ребёнка, Уголовного Кодекса РФ , Семейного Кодекса РФ, Закона РФ "Об образовании", Закона РФ "Озащите прав детей"...
Конспект родительского собрания на тему:"Защита прав и достоинства ребёнка"
Родительское собрание "Защита прав и достоинства ребенка». Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка. дать детям элементарные знания и представле...
Защита прав и достоинства ребёнка в детском саду.
Презентация о правах ребёнка в детском саду....
Защита прав и достоинства ребёнка.
Защита прав ребёнка....
Защита прав и достоинства ребёнка
Ваш ребёнок - не ваша собственность, а самостоятельный человек....
Защита прав и достоинства ребёнка в детском саду.
Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте ...