Консультация
консультация по теме

Новосёлова Ольга Анатольевна

 

 

«Кинезиология как направление психокоррекционной работы с дошкольниками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Кинезиология как направление психокоррекционной работы с дошкольниками»

             Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения.

             Еще около 2700 года до н. э. Конфуций демонстрировал роль определенных движений для укрепления здоровья  развития ума. Основателем научной кинезиологии считался Асклепид древнегреческий врач, живший более 2000 лет назад.

             Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

             Совершенные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

             В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный набор специальных упражнений, который называется кинезиологическая гимнастика. В чём их суть?

Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных возможностей необходимо начинать с развития движений тела и пальцев рук. Развивая моторику, мы создаём условия для становления многих психических процессов. Не зря говорят: «Рука развивает мозг». Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Работы русских физиологов и педагогов-психологов (В.М.Бехтерев, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, И.М.Сеченов) доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

     Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, которые дают как немедленный, так и накапливаемый эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Вашему вниманию мы предлагаем комплекс кинезиологических упражнений, в основе которых лежит материал А.Л.Сиротюка «Коррекция обучения и развития школьников», адаптированный с учётом особенностей и возможностей дошкольников. К каждому упражнению подобраны стихотворные строки, что позволяет вызывать у детей дополнительный интерес к кинезиологическим упражнениям.

Упражнения для комплекса были взяты из методических рекомендаций «Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок», автора-составителя Е.И.Подольской. В них подробно описаны упражнения для развития

- межполушарного взаимодействия;

- творческого (наглядно-образного) мышления (правого полушария головного мозга);

- абстрактно-логического мышления (левого полушария);

- профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз,

А так же упражнения на дыхание.  Из этих упражнений можно составлять свои комплексы, либо пользоваться уже готовыми, представленными автором книги. Главное – соблюдать системность и последовательность в использовании упражнений на правое и левое полушария.

Практическая часть: Комплекс кинезиологических упражнений

1. Комплекс кинезиологических упражнений

  1. «Качание головой»

Покачаем головой –

Неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно покачивать головой из стороны в сторону. 10 раз

  1. «Массаж ушных раковин»

Ушки сильно разотрем,

И погладим и помнем.

Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками. 10 раз.

  1. «Руки»

Чтобы ручкам силу дать,

Нужно крепче их сжимать.

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем расслабить и встряхнуть.

  1. «Дерево»

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на стуле, голова опушена, руки на плечах.  Поднимаем голову и руки вверх, тянемся – вдох. В исходное положение – выдох. 10 раз

  1.  «Отдохнем»

Себя мы успокоим сами

И посидим с закрытыми глазами.

Глаза закрыты. Сжать пальцы в кулак с загнутым вовнутрь большим пальцем. Вдох – медленно разжать пальцы, вдох – зажать. 10 раз.

2. Комплекс киназиологических упражнений

  1. «Очищение»

Нужно правильно дышать,

Чтоб внутри все очищать.

Вдох через левую ноздрю, выдох через правую ноздрю. Затем вдох через правую, а выдох через левую. Цикл повторить по 3 раза для каждой стороны.

  1. «Язычок»

Поиграйте язычком,

Он поможет вам потом.

Свертывание язычка в трубочку. 10 раз

  1. «Позевай»

Крепко зубки мы потрем,

А потом все зевнем.

Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательным и средним пальцем одновременно с одной и другой стороны. Затем сделать громкий звук зевоты. 10 раз.

  1. «Глазки»

Зорче глазки чтоб глядели,

Разотрем их поскорее.

Массаж верхних и нижних век, не закрывая глаз. 1 мин.

  1. «Кивки»

Покиваем головой,

Чтоб в душе был покой.

Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. 10 раз

  1. «Поворот»

Ты головку поверни,

За спиной что? Посмотри!

Повернуть голову назад. Постараться увидеть предметы находящиеся сзади. 10 раз.

  1. «Ладошки»

Мы ладошки разотрем,

Силу пальчикам вернем.

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. То же для правой руки. 10 раз

  1. «Дерево»

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Медленно подняться на ноги, выпрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер – дерево качается. 10 раз

  1. «Отдохнем»

Сам себя ты успокой,

Тихо песенку пропой.

Сжать пальцы в кулак с согнутым вовнутрь большим пальцем. На вдох сжать кулак с усилием, на выдох – ослабить усилие. Упражнение выполняется одновременно на двух руках. 10 раз

3. Комплекс киназиологических упражнений

  1. «Дыхание»

Глубоко мы все вздохнем

И дыхание прервем.

Вниз закрутим ушки,

Ушки непослушки.

Глубоко вдохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочек. Задержать дыхание. Выдохнуть со звуком «а-а-а» 2 раза

  1. «Язычок»

Поиграйте язычком,

Он поможет вам потом.

Свертывание язычка в трубочку. 10 раз

  1. «Поворот»

Ты головку поверни,

За спиной что? Посмотри!

Повернуть голову назад. Постараться увидеть предметы находящиеся сзади. 10 раз.

  1. «Полет»

Мы, как птицы, полетим,

Сверху вниз мы погладим.

Стоя прямо сделать несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны.  Закрыть глаза и представить что летите. 10 раз.

  1. «Ручки»

Чтобы ручкам силу дать,

Нужно крепче их сжимать.

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем расслабить и встряхнуть. 10 раз

  1. «Шея»

Подбородок опусти

И головкой покрути.

Подбородок опущен, плечи расслаблены. Плечи подняты, повороты головой из стороны в сторону. 10 раз.

  1. «Кивки»

Покиваем головой –

Неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно покачивать головой из стороны в сторону. 10 раз

  1. «Дерево»

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на стуле, голова опушена, руки на плечах.  Поднимаем голову и руки вверх, тянемся – вдох. В исходное положение – выдох. 10 раз

  1. «Отдохнем»

Себя мы успокоим сами

И посидим с закрытыми глазами.

Глаза закрыты. Сжать пальцы в кулак с загнутым вовнутрь большим пальцем. Вдох – медленно разжать пальцы, вдох – зажать. 10 раз.

  1. «Дыхание»

Глубоко мы все подышим,

Сердце мы свое услышим.

Сидя на стуле, ноги вытянуть и скрестить. Кисти рук сжаты в замок и «вывернуты» на уровне груди. Расслабиться и глубоко дышать.

4. Комплекс киназиологических упражнений

  1. «Дыхание»

Глубоко мы все вздохнем

И дыхание прервем.

Вниз закрутим ушки,

Ушки непослушки.

Глубоко вдохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочек. Задержать дыхание. Выдохнуть со звуком «а-а-а» 2 раза

  1. «Глазки»

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. 6 раз.

  1. «Шея»

Подбородок опусти

И головкой покрути.

Подбородок опущен, плечи расслаблены. Плечи подняты, повороты головой из стороны в сторону. 10 раз.

  1. «Дерево»

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на стуле, голова опушена, руки на плечах.  Поднимаем голову и руки вверх, тянемся – вдох. В исходное положение – выдох. 10 раз

  1. «Внимание»

Чтоб внимательными быть,

Нужно на ладонь давить.

Раскрыть ладонь левой руки, слегка нажать на точку внимания, расположенную в центре ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – вдох, при ослаблении – выдох. То же на другой ладони. 10 раз.

  1. «Домик»

Мы построим крепкий дом.

Будем жить все дружно в нем.

Соединить кончики пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Затем поочередно для каждой пары пальцев отдельно. 10 раз

  1. «Ожерелье»

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

Поочередно и как можно быстрее, перебирать пальцы рук соединяя с большим пальцем поочередно другие. Упражнение выполняется в прямом и обратном порядке.  10 раз.

  1. «Гибкость»

Чтобы очень гибким стать,

Нужно ножки нам сгибать.

Лежа на полу коснуться локтем колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. 10 раз.

  1. «Дыхание»

Глубоко мы все подышим,

Сердце мы свое услышим.

Сидя на стуле, ноги вытянуть и скрестить. Кисти рук сжаты в замок и «вывернуты» на уровне груди. Расслабиться и глубоко дышать.

5. Комплекс киназиологических упражнений

1. «Упражнение на дыхание»

Глубоко мы все подышим,

Сердце мы свое услышим.

Сидя на стуле, ноги вытянуть и скрестить. Кисти рук сжаты в замок и «вывернуты» на уровне груди. Расслабиться и глубоко дышать.

  1. «Глазки»

Чтобы зоркими нам стать

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и подержать 1-3 сек.

  1. «Качание головой»

Покачаем головой –

Неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно покачивать головой из стороны в сторону. 10 раз

  1. «Массаж ушных раковин»

Ушки сильно разотрем,

И погладим и помнем.

Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками. 10 раз.

  1. «Домик»

Мы построим крепкий дом.

Будем жить все дружно в нем.

Соединить кончики пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Затем поочередно для каждой пары пальцев отдельно. 10 раз

  1. «Руки»

Чтобы ручкам силу дать,

Нужно крепче их сжимать.

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем расслабить и встряхнуть.

  1. «Потанцуем»

Любим все мы танцевать –

Руки-ноги поднимать.

Поднять левую ногу согнув ее в колене, дотянуться до колена левой ноги правым локтем. Тоже самое с правой ногой и левой рукой. 10 раз.

  1. «Дерево»

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на стуле, голова опушена, руки на плечах.  Поднимаем голову и руки вверх, тянемся – вдох. В исходное положение – выдох. 10 раз

  1.  «Отдохнем»

Себя мы успокоим сами

И посидим с закрытыми глазами.

Глаза закрыты. Сжать пальцы в кулак с загнутым вовнутрь большим пальцем. Вдох – медленно разжать пальцы, вдох – зажать. 10 раз.

Литература: «Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок», автор-составитель Е.И.Подольская. – Волгоград: «Учитель», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....