Детское экспериментирование
статья на тему
Детское экспериментирование
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно все, поэтому необходимо поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия к исследовательской деятельности. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты.
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Задача взрослых - создать условия для детских открытий, научить их видеть волшебство в привычных вещах.
Вода первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.
Игры с водой один из самых приятных способов обучения.
Экспериментируем!
1. Какую форму принимает вода?
Налить воду в кувшин, перелить её в стакан, потом перелить в тарелку и налить на стол. Что происходит с водой, если её переливать в посуду разной формы? Вода – это жидкость, не имеющая своей формы. Жидкая вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте она растекается.
2. Чем пахнет вода?
Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям 2 стакана с водой. Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.
3. Волшебная соломинка.
Наливаем воду в один стакан, а второй оставляем пустым. Опускаем в воду соломинку, зажимаем пальцем ее кончик, вытаскиваем и над пустым стаканом убираем палец. Вода выльется из трубочки.
4. Делаем облако.
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
5. Куда делись чернила? Превращения.
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
6. Научи яйцо плавать.
Подготовить два стакана – с соленой и пресной водой. Опустить по одному яйцу в каждый стакан. В стакане с пресной водой яйцо опустилось на дно, в соленой – всплыло. Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Правила безопасного поведения при экспериментировании:
- Работа под наблюдением взрослого. Сначала посмотри, потом повтори.
- Не трогать без разрешения. Не брать руки в рот. Грязными руками не трогать глаза.
- Не пробовать на вкус без разрешения. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
- С горячей водой будь осторожен!!!
Используемая литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Издательство: Сфера, 2002.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации./ под общей редакцией Прохоровой Л.Н. М.: АРКТИ, 2005.
- Зубкова Н.М. ВОЗ и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta2.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно все, поэтому необходимо поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия к исследовательской деятельности. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты.
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Задача взрослых - создать условия для детских открытий, научить их видеть волшебство в привычных вещах.
Вода первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.
Игры с водой один из самых приятных способов обучения.
ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ!
1. Какую форму принимает вода?
Налить воду в кувшин, перелить её в стакан, потом перелить в тарелку и налить на стол. Что происходит с водой, если её переливать в посуду разной формы? Вода – это жидкость, не имеющая своей формы. Жидкая вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте она растекается.
2. Чем пахнет вода?
Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям 2 стакана с водой. Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.
3. Волшебная соломинка.
Наливаем воду в один стакан, а второй оставляем пустым. Опускаем в воду соломинку, зажимаем пальцем ее кончик, вытаскиваем и над пустым стаканом убираем палец. Вода выльется из трубочки.
4. Делаем облако.
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
5. Куда делись чернила? Превращения.
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
6. Научи яйцо плавать.
Подготовить два стакана – с соленой и пресной водой. Опустить по одному яйцу в каждый стакан. В стакане с пресной водой яйцо опустилось на дно, в соленой – всплыло. Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Правила безопасного поведения при экспериментировании:
- Работа под наблюдением взрослого. Сначала посмотри, потом повтори.
- Не трогать без разрешения. Не брать руки в рот. Грязными руками не трогать глаза.
- Не пробовать на вкус без разрешения. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
- С горячей водой будь осторожен!!!
Используемая литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Издательство: Сфера, 2002.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации./ под общей редакцией Прохоровой Л.Н. М.: АРКТИ, 2005.
- Зубкова Н.М. ВОЗ и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...
Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...
СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»
Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...
«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»
laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...
Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...
Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...