«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа) по теме

Панферова Ольга Александровна

Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papka_.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

         «Очень многое мы можем, очень многое умеем!»

Или

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом.

Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: «Я сам!»

Давай будем одеваться…

Я сама! Я сама!

Пойдем, будем одеваться…

Я сама! Я сама!

Ну, идем, хоть причешу я…

Я сама! Я сама!

Ну, давай хоть покормлю я…

Я сама! Я сама!

(«Я сама» И.Муравейка)

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка  - мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?

Стремясь все сделать за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Комментарий психолога.  Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости  от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердится.

Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях взрослого и ребенка.

Первый из них – негативизм, т. е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все сделать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребенок настаивает на своем просто потому, что он этого требовал. Кроме того наблюдается строптивость. Ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше. Его протест безразличен и, в отличие от негативизма, направлен ни против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

И, наконец, своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.

Также в поведении ребенка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. Бунтующий ребенок будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать маму или папу бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно также он вдруг может изменить отношение к своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказываться играть с ними.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказывать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то, что они еще малы? Такой ребенок уже способен включаться в различую полезную деятельность. Например, трехлетние дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользуясь ложкой.

Они очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребенок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми: подает картошку, чтобы бабушка её почистила, приносит  и убирает со стола посуду, помогает накрывать стол.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего, нужно создавать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета(носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Но создания условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно  руководить действием детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

План:1.     Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.2.     Решение проблематичных ситуаций.3.     Сов...

Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности у детей младшего д/о возраста”....

Конспект родительского собрания во II младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.Решение проблематичных ситуаций.Совместная деятельность с ребенком....

Родительское собрание на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» во второй группе раннего возраста

Стихотворение «Я сама»(И. Муравейка)- Давай будем одеваться …- Я сама! Я сама!- Пойдём, будем умываться …- Я сама! Я сама!- Ну идём хоть причешу я …- Я сама! Я сама!- Ну давай хоть накормлю я …-...

Конспект родительского собрания в младшей группе«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».Родительское собрание...

Родительское собрание в первой младшей группе "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Родительское собрание в первой младшей группе "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"...