«Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

НЕТЕСОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа педагога-психолога

МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №108» г. Саратова

«Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:  Развитие сенсорного восприятия, общей и мелкой моторики рук. Развитие речи.

 

ЗАДАЧИ:

- развивать общую координацию движений

- развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

- развивать тактильные ощущения

- знакомить с названиями цветов

- учить действовать в соответствии со словесной инструкцией

- формировать зрительно-двигательную координацию

- развивать зрительную ориентировку на форму предмета

- формировать практические способы ориентировки (метод проб)

- развивать зрительное восприятие

- формирование контроля за мышечными ощущениями

- выработка умения выкладывать по образцу

- обогащение пассивного и активного словаря ребенка

- развитие внимания

- вызывать интерес к своим действиям

- создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания

 

 В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных   материалов. 

Вся работа ведется в игровой форме и эмоционально положительной атмосфере. Проводится регулярно, для достижения наибольшего эффекта от упражнений. Задания, игры и материал привлекательны для детей.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете. Положении в пространстве и т.п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.

Большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. А т.ж. последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

  Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему)

Очень важной  частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.  «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается  ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти  игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

 

Массаж рук с помощью подручных предметов

 

Упражнение с круглой щеткой для волос.

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны и у елки

Очень колкие иголки.

Упражнение с решеткой для раковины.

Обычно она состоит из множества клеточек. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".

Упражнение с пельменницей.

 Ее поверхность похожа на соты.

 Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?"

Упражнение с пробками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Упражнения с грецким орехом.

1.Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

2.Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

 

Упражнения пальчиковой гимнастики

 

"Ножки"

Указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование"):

 

Ножки, ножки,

Топ-топ-топ!

Ножки, ножки,

Шлеп, шлеп, шлеп!

Раз шажок, два шажок,

Догони меня дружок!

«Капуста»

Мы капусту рубим,

(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.

( ставят кулак на кулак).

«Компот»

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»).

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)

«Зайчик»

Жил-был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (указательный и средний показывают ушки)

Отморозил зайчик(сжимают и разжимают пальцы)

Носик на опушке (трут нос)

Отморозил носик (сжимают пальцы)

Отморозил хвостик (гладят хвостик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

«Вышла курочка»

Вышла курочка гулять (пальчики шагают)

Свежей травки пощипать (щиплют всеми пальцами)

А за ней ребятки – жёлтые цыплятки (бегут всеми пальчиками)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши)

Не ходите далеко! (грозят пальчиками)

Лапками гребите (гребут пальцами как граблями)

Зёрнышки ищите (собирают зёрна)

 

КОЛЛЕКЦИЯ ИГР: постоянно пополняется.

 

  1. Посмотри, что в ведерке
  2. Кто, что ест
  3. Изучаем части тела
  4. Пирамидки
  5. Подбери цвет
  6. 6 матрешки
  7. Мешок с подарками
  8. Шарики
  9. Рыбалка
  10. Где звенит
  11. Делай как я
  12. Не перепутай
  13. Строим башню
  14. Ухвати пинцетом
  15. Порвем и соберем
  16. Много – мало
  17. Бусы, пересыпалки
  18. Пуговица
  19. Прищепки
  20. Утюжек
  21. Шнуровки
  22. Сухой дождь
  23. Змейка
  24. Лабиринты
  25. Узелки
  26. Золушка
  27. Макарошки
  28. Кубики
  29. Рисование…
  30. Лепка…

И др…(постоянное пополнение картотеки игр)

 

Методическая литература:

 

1. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. Тула: Арктоус, 1996.

2. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К.: ГИППВ, 1998.

3. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2000.

4. Тарабарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999.

5. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет). – М., 2000.

6. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.

7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.

8. Энциклопедия для родителей первоклассника. / Сост.: Е.А. Белый, К.Ю. Белая. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000.

9. 195 развивающих игр для малышей от 1года до 3х лет. Кузнецова А. РИПОЛ КЛАССИК ДОМ XXI век М.: 2009г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_sensomotorika.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа педагога-психолога

МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №108» г. Саратова

«Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:  Развитие сенсорного восприятия, общей и мелкой моторики рук. Развитие речи.

ЗАДАЧИ:

- развивать общую координацию движений

- развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

- развивать тактильные ощущения

- знакомить с названиями цветов

- учить действовать в соответствии со словесной инструкцией

- формировать зрительно-двигательную координацию

- развивать зрительную ориентировку на форму предмета

- формировать практические способы ориентировки (метод проб)

- развивать зрительное восприятие

- формирование контроля за мышечными ощущениями

- выработка умения выкладывать по образцу

- обогащение пассивного и активного словаря ребенка

- развитие внимания

- вызывать интерес к своим действиям

- создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания

 В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных   материалов.  

Вся работа ведется в игровой форме и эмоционально положительной атмосфере. Проводится регулярно, для достижения наибольшего эффекта от упражнений. Задания, игры и материал привлекательны для детей.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете. Положении в пространстве и т.п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.

Большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. А т.ж. последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

  Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему)

Очень важной  частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.  «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается  ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти  игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Массаж рук с помощью подручных предметов

Упражнение с круглой щеткой для волос.

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны и у елки

Очень колкие иголки.

Упражнение с решеткой для раковины.

Обычно она состоит из множества клеточек. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".

Упражнение с пельменницей.

 Ее поверхность похожа на соты.

 Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?"

Упражнение с пробками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Упражнения с грецким орехом.

1.Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

2.Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Упражнения пальчиковой гимнастики

"Ножки"

Указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование"):

Ножки, ножки,

Топ-топ-топ!

Ножки, ножки,

Шлеп, шлеп, шлеп!

Раз шажок, два шажок,

Догони меня дружок!

«Капуста»

Мы капусту рубим,

(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.

( ставят кулак на кулак).

«Компот»

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»).

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)

«Зайчик»

Жил-был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (указательный и средний показывают ушки)

Отморозил зайчик(сжимают и разжимают пальцы)

Носик на опушке (трут нос)

Отморозил носик (сжимают пальцы) 

Отморозил хвостик (гладят хвостик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

«Вышла курочка»

Вышла курочка гулять (пальчики шагают)

Свежей травки пощипать (щиплют всеми пальцами)

А за ней ребятки – жёлтые цыплятки (бегут всеми пальчиками)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши)

Не ходите далеко! (грозят пальчиками)

Лапками гребите (гребут пальцами как граблями)

Зёрнышки ищите (собирают зёрна)

КОЛЛЕКЦИЯ ИГР: постоянно пополняется.

  1. Посмотри, что в ведерке
  2. Кто, что ест
  3. Изучаем части тела
  4. Пирамидки
  5. Подбери цвет
  6. 6 матрешки
  7. Мешок с подарками
  8. Шарики
  9. Рыбалка
  10. Где звенит
  11. Делай как я
  12. Не перепутай
  13. Строим башню
  14. Ухвати пинцетом
  15. Порвем и соберем
  16. Много – мало
  17. Бусы, пересыпалки
  18. Пуговица
  19. Прищепки
  20. Утюжек
  21. Шнуровки
  22. Сухой дождь
  23. Змейка
  24. Лабиринты
  25. Узелки
  26. Золушка
  27. Макарошки
  28. Кубики
  29. Рисование…
  30. Лепка…

И др…(постоянное пополнение картотеки игр)

Методическая литература:

1. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. Тула: Арктоус, 1996.

2. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К.: ГИППВ, 1998.

3. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2000.

4. Тарабарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999.

5. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет). – М., 2000.

6. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.

7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.

8. Энциклопедия для родителей первоклассника. / Сост.: Е.А. Белый, К.Ю. Белая. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000.

9. 195 развивающих игр для малышей от 1года до 3х лет. Кузнецова А. РИПОЛ КЛАССИК ДОМ XXI век М.: 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В этой разработке я раскрываю свой опыт работы по данному направлению. Над этой темой я продолжаю работу и в 2012 году....

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей воспитанников по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста в домашних условиях через предметы ближайшего окружения.

В методических рекомендациях,которые доступны для понимания не только воспитателей,но и родителей воспитанников, дано подробное описание  работы по сенсорному развитию детей раннего и младшего до...

Авторская разработка "Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста"

В методической  разработке я рассказываю об опыте работы  по сенсорному развитию....

Буклет "Развивающие игры и пособия для сенсомоторного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Буклет предназначен для педагогов, работающих с детьми раннего возраста...

Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста

Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная ли...