Воспитание культуры поведения у дошкольников
консультация (младшая группа) по теме
Беседа с родителями
Тема:
«Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Воспитатель Титус Лидия Ивановна
МАДОУ ЦРР детский сад №14
г. Кропоткин Краснодарский край
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_vospitanie_kultury_povedeniya_u_doshkolnikov.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с родителями
Тема:
«Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Воспитатель Титус Лидия Ивановна
МАДОУ ЦРР детский сад №14
г. Кропоткин Краснодарский край
Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.
В содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.
Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви.
Культуру еды относят к гигиеническим навыкам, но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени.
Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.
Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Занимаясь профилактическим обучением с маленькими детьми необходимо превращать это в игру.
Профилактическое обучение.
- Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации.
- Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку.
- А затем должна быть практика – игра.
- Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.
Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение.
Предполагается использование следующих методов в процессе проведения занятий:
разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;
пример правильного поведения других детей;
специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.
Критерии результативности работы по воспитанию полезных привычек с детьми 2- 4 лет.
- Пользоваться словами вежливого обращения. Быть приветливым и вежливым со всеми взрослыми.
- Соблюдать чистоту и порядок в своём игровом уголке, за своим столом. Везде и всегда бережно относиться к вещам, игрушкам. Содержать в чистоте лицо, руки, одежду, обувь.
- Пользоваться салфеткой во время еды. За столом сидеть прямо, не класть локти на стол, после прогулки тщательно вытирать ноги.
4 – 5.
- Не перебивать взрослых, не вмешиваться в их разговор. Подать стул или уступить место вошедшему взрослому. Поднять и вежливо подать оброненный кем-то предмет. Слушать старших внимательно, стоять спокойно, смотреть в лицо собеседнику.
- Доводить начатое дело до конца. Выполнять работу только хорошо. Если что-то не понял, переспросить старших или товарищей. Быть настойчивым в достижении цели.
- Вставать утром всегда в одно и то же время, делать утреннюю гимнастику. Тщательно умываться, чистить зубы, аккуратно причёсываться.
- Правильно пользоваться столовыми приборами. Кушать не торопясь, аккуратно, бесшумно, тщательно пережевывать пищу.
5 – 6 лет
- Мальчикам пропускать вперёд девочек. Помогать малышу или сверстнику застегнуть, надеть пальто, повязать шарф. В общественных местах говорить спокойно, негромко.
- С уважением относиться к труду старших, не мешать взрослым. Не сидеть без дела. Никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
- Любить природу, заботиться о животных.
- Пользоваться книгами за столом, беря её чистыми руками, не загибая углы страниц.
- Закончив еду класть прибор в тарелку, а не на скатерть.
- Вечером прежде чем лечь спать, привести в порядок свою одежду и обувь.
- Чистить свою обувь, аккуратно вешать свою одежду.
- Спускаться по лестнице, держа спину прямо, придерживаться за перила.
Как воспитать у ребенка положительные привычки?
Первое правило. Необходимо научить ребенка осознавать, что без неё (положительной привычки) жизнь превращается в катастрофу.
Второе правило. Ребенок должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной привычки. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек, даже если для этого необходимо проявить твердость и жесткость.
Третье правило. Необходимо учить ребенка использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка в положительных привычках приводит к их закреплению и привычки становятся «второй натурой».
Четвертое правило. Нельзя бесконечно говорить обладателю плохой привычки, что он - её хозяин. Бесконечные проповеди и нравоучения озлобляют детей. Многие дети и так прекрасно знают, что у них есть плохие привычки. Надо быть среди детей очень авторитетным человеком, чтобы они стали прислушиваться к взрослым и хотели исправить свои привычки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры поведения у дошкольников
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве. Научить...
Воспитание культуры поведения у дошкольников
Воспитание культуры поведения у дошкольников Родители для ребенка — камертон: как ...
Круглый стол с родителями "Воспитание культуры поведения у дошкольников"
Беседа с родителями старших дошкольников о воспитании культуры поведения....
Воспитание культуры поведения у дошкольников.
Материал предназначен для воспитателей детских садов. Это доклад на родительском собрании....
консультация на тему "Воспитание культуры поведения у дошкольников"
говориться о том , что аткое культура поведения, зачем она нужна. как её правильно привить детям. так же рассказывается о подходах различных педагогов в этом вопросе....
Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников
Сообщение из опыта работы...