Консультации для родителей
консультация на тему

Аляутдинова Винера Фатеховна

консультации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей.

Нравственное воспитание детей.

«Дети должны стараться делать счастливыми своих товарищей.

Это правило должно быть первым и последним словом всякого воспитания».

                                                                                                              Роберт Оуен.

 Что же это такое — нравственное воспитание ребенка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема Воспитания.  Ведь, в конечном итоге, от того, каким в нравственном отношении формируется ребенок, зависит, состоится ли он вообще как ЧЕЛОВЕК. Именно нравственность включает в себя такие понятия,  как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм — то есть самые ценные, самые главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны  ежедневно, ежечасно и ежеминутно воспитывать их в ребенке. Кто-то может сказать: «Ерунда! Какая может быть нравственность у такой крохи, как дошкольник?» Это большое заблуждение! Воспитывать нравственность необходимо с самых первых шагов ребенка.

«Все начинается с детства», — так говорил авторитетный психолог детских душ, писатель С. Михалков. Очень важно, чтобы человек как можно раньше узнал, как надо поступать в трудные моменты жизни. И не только знал, но уже и поступал, пробовал себя в разных ситуациях. И мы, родители и воспитатели, обязаны помочь ему делать правильный, достойный выбор поведения, должны научить его налаживать человеческие отношения.

В зоне нашего пристального внимания должно быть не только то, как сыто и обуто наше чадо, не только то, как оно развивается физически и интеллектуально, но и то, каков ребенок в коллективе, как он себя ведет.  Отзывчив он или жесток, общителен или замкнут, может ли  оставаться собой в трудной ситуации, спорить, отстаивать себя или будет страдать от одиночества, умеет ли он заботиться о других, жалеть слабых, радуется ли успехам друзей или завидует им. Настоящий педагог обязательно сделает акценты на таких моментах.

Стараясь как можно полнее раскрыть творческий потенциал детей, мы обязаны подумать и о том, как и для чего они будут употреблять в дальнейшем свои способности? Будут ли понимать разницу между добром и злом, и не только понимать, но и руководствоваться этими принципами?

Нравственное воспитание — это процесс непрерывный и всеобъемлющий. Вряд  ли наши дети будут с удовольствием выслушивать доклады и лекции на эту тему, поэтому следует искать наиболее понятные и интересные ребенку формы общения, где можно ненавязчиво, без скучных нотаций, заострять его внимание на нравственных аспектах.  Здесь педагогу лучше всего помогут:  художественная детская литература, фольклор (сказки, стихи, потешки), доверительные беседы, ролевые игры, игры-забавы —  то есть все, что делает  детскую жизнь счастливой и наполненной.

Чтение художественной литературы

 Искусство многому учит и даже способно перевоспитать людей, так велика его волшебная сила! Поэтому чтение художественной литературы детям необходимо. Наша отечественная литература, особенно детская, чрезвычайно нравственна по сути своей (Пантелеев, Чуковский, Барто, Житков, Маршак, Михалков и др.)! Много в плане нравственного воспитания дают произведения русских и мировых классиков, написанные специально для маленьких детей. Здесь, кстати, надо отметить и отечественную анимацию. Россия вполне оправданно гордится красочными, очень добрыми мультфильмами и экранизациями сказок для юного поколения. А вот от того огромного вреда, который сегодня наносит голубой экран, плотно заполненный низкосортными боевиками и  ужастиками, детей необходимо оберегать - эта лавина жестокости и агрессии может навсегда испортить нежную, восприимчивую детскую душу.

Положительное и яркое воздействие оказывает на ребенка  фольклор. Первые народные произведения, с которыми знакомится ребенок - это колыбельные песни и потешки. Их музыкальность и радостный несложный ритм легко запоминается детьми. Через народную сказку — прелестную, волшебную, умную и опытную, ребенок усваивает основные представления о добре и зле, скупости и щедрости, смелости и трусости, то есть приобретает некий эталон, образец для подражания. Также свой особый вклад в духовное воспитание детей вносит пословица. Ее меткое, мудрое слово обогащает юные сердца бесценным даром золотого опыта взаимоотношений людей разных поколений и национальностей. Пословица — «учебник жизни», затрагивающий все общечеловеческие проблемы. Она, отточенная самим временем, приобрела не только своеобразную нравственную мораль, но и речевую ценность, емкость выражения, звучность, юмор — что, безусловно, помогает вдумчивому воспитателю-педагогу широко использовать ее для обогащения души, мыслей и речи ребенка. Необходимо знакомить детей и с такой гранью народного творчества как национальные праздники, игры и забавы, где каждый народ ярко и полно раскрывает лучшие стороны своей души. Пусть наши маленькие дети живут в радости и учатся добру.

Ролевые игры

Большую помощь воспитателю в нравственном воспитании детей оказывают сюжетно-ролевые игры. Они очень хорошо раскрывают характеры детей. Играя, дети копируют поведение взрослых в похожих ситуациях. Так, в игре «Дочки-матери» они стараются общаться друг с другом с пониманием и заботой. В «играх-путешествиях» на первый план выходит дружба, взаимовыручка. Милосердию, сопереживанию научит игра в «Больницу».

В старшей группе детского сада в такие игры дети играют уже самостоятельно. Но бывают ситуации, когда воспитатель обязательно должен вмешаться. Например, если вдруг замечаешь у кого-то из детей проявление жестокости или равнодушия (девочку, у которой «очень сильно заболела кукла» не пускают без очереди), следует сказать: «Ой-ой! Какая температура высокая у твоей дочки, ей срочно надо к врачу! Т.е. необходимо вызывать у всех детей чувство сострадания, желание помочь своим друзьям. Поэтому стоит серьезно и с большим вниманием относиться к сюжетно-ролевой игре. Всегда можно придумать новые игры, где дети, подражая взрослым, не только знакомятся с какими-либо профессиями, но и учатся правильно выстраивать линию своего поведения.

Беседы

Доверительная беседа в воспитательной работе имеет гораздо большее значение, чем постоянные и нудные нотации. Любой шалун и непоседа все равно прислушивается к мнению старших, особенно если чувствует доброжелательность взрослого. Разговаривая с детьми таким образом, можно донести до них много нужной информации, и, недокучливо, исподволь, учить их гуманности. Так, при случае, надо осудить тех, кто смеется над старым беспомощным человеком, и похвалить того, кто бросился помочь упавшему карапузу. Много самых разных случаев того или  иного поведения людей можно обсудить с детьми в такие доверительные минуты.  Эти беседы глубоко и навсегда западают в душу ребенка и помогают определиться со сложными в его возрасте вопросами - «что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО».

Природа

Когда мы говорим об экологическом воспитании детей, то подразумеваем опять же нравственное воспитание. Роль природы в формировании  личности ребенка очень велика. Одна из задач воспитателей детского сада — научить детей видеть ее красоту, охранять и беречь ее — то есть воспитывать любовь к окружающему миру. Что и как можно сделать в этом направлении? Педагог, который действительно переживает за духовную жизнь своих питомцев, не только со всей ответственностью будет проводить специальные занятия по изучению природы, но и всегда выберет подходящий случай, чтобы поговорить о ней, зафиксировать уже полученные знания и  добавить новые. Можно, например, после выходных  дней «вдруг» заметить и «громко расстроиться» из-за того, что засыхают комнатные цветы — несколько самых отзывчивых детишек обязательно побегут к лейкам. Нужно добиваться того, чтобы дети сами кормили рыбок в аквариуме. На прогулках необходимо обращать внимание детей на красивые пейзажи, на удивительные очертания облаков, на распустившиеся прекрасные цветы, на бабочек, стрекоз, букашек, муравьишек. Если вдруг встретится сломанная веточка, надо посетовать вместе с детьми над бедным деревцем, осудить злое сердце того, кто это сделал, а потом с помощью своих маленьких помощников «вылечить» деревце, перевязав больную веточку. Если вместе с дошколятами слушать и  радоваться чириканью простого воробья и восхищаться веселым треньканьем синицы, тогда в будущем у них уже никогда не поднимется рука, чтобы кинуть камнем в маленькую птичку.

Именно так, терпеливо и настойчиво и очень бережно нужно стучаться в детское сердце, чтобы оно открылось для добра и любви. Да, здесь опять говорится о прописных истинах, которые, к счастью, знают все, но, к сожалению, в действительности не всегда уделяют этому вопросу должного внимания.

Роль сказки в жизни ребенка.

Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития         правильной         речи. 
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем         пресную         взрослую         речь. 
Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. 
Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра. 
Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. 
С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша. 
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению. 
Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями вашего ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Если ребёнок, неоднократно, видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках. Нужно разъяснить ребёнку,         что         плохое         должно         погибнуть. 
В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но         в         подсознании         ничего         не         пропадает. 
Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный         мир,         то         и         расскажите         её         интересней. 
Книжки с картинками мешают слушать сказки. Ведь художник видит всё иначе, чем ваш ребёнок. Обязательно надо читать заключительную фразу, это разделит сказки друг от друга. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, вы         обойдётесь         без         визитов         к         логопеду. 
Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку         любовь         к         чтению. 
Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет         себя         положительным         сказочным         героем. 
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать         его         поведение. 
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы         ребёнка. 
Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребенка.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игра с участием рук и пальцев играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять больше внимания развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, нескоординированные). Благодаря пальчиковой гимнастике ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность  и способность сосредотачиваться. 

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот уж давно заснул.

А этот пальчик давным- давно спит.

Тише, тише не шумите

Пальчиков не разбудите.

Утро красное придет,

Солнце ясное взойдет.

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

Ура! Ура! Пальчикам в садик пора!

           Пальчиковая игра это массаж пальчиков. Здесь происходит поглаживание кисти рук; растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности; легкое надавливание на верхнюю фалангу пальца; растирание по кругу от кончика к ладошке; взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка;  массаж среднего – на кишечник; массаж безымянного – на печень и почки, массаж мизинца -  на сердце. Под каждый прием можно выбрать потешку.   

               Пальчик большущий,

               Пальчик здоровущий.

               Ты расти – вырастай

               Силу, ум развивай

               Пальчик указательный

               Разумный и внимательный.

               Ты расти – вырастай

               Ума – разума нам дай.

               Вот и средний пальчик наш,

               Мы его потрем сейчас.

               А теперь потрем мы пальчик

               Безымянный великанчик,

               Ты давай расти скорей,

               Скажешь имя поскорей,

               Вот мизинчик маленький –

               Подрастай мой славненький.

Прекрасное оздоравливающее  и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями грецкого ореха или каштана.

 Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Наши пальчики проснулись,

Потянулись, потянулись…

И встряхнулись…

 По ладошке побежали

Побежали, побежали,

Поскакали, поскакали

И устали. Сели отдыхать.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...