Адаптация ребенка в детском саду
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду, приспособление к её условиям, что приводит или к позитивным результатам (и тогда говорят об адаптированности) или негативным результатам (стрессу).
Воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения: самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, умение общаться.
Вступление в сообщество детей легче переносится ребенком, если он уже до того привык к контактам со взрослыми и детьми, не принадлежащими к его семье.
Два основных критерия успешной адаптации:
- внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)
- внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды)
С приходом ребенка 2-3 лет (а, возможно, и более старшего возраста) в детский коллектив его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня; отсутствие родителей (или других близких взрослых); новые требования к поведению; новое помещение, таящее в себе много неизвестного для ребенка, а значит, по его мнению, и потенциально опасного; постоянный контакт со сверстниками; другой стиль общения с окружающими.
Всё это создаёт для ребенка стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, плач, выраженное психомоторное возбуждение или, наоборот, заторможенность, пассивность).
Такие реакции могут быть кратковременными или длительными и иметь различную степень выраженности: разнообразные колебания в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, нарушению сна, регрессу в речевом развитии и т.д. Это может длиться около месяца. Затем сдвиги в состоянии ребенка уменьшаются и отмечаются лишь по отдельным параметрам на фоне возможного общего замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами.
По истечении 3-5 месяцев (по истечении периода адаптации) происходит убыстрение темпа развития, в результате чего преодолевается возможная задержка в развитии, вызванная стрессовыми факторами вхождения ребенка в новую для него среду – коллектив группы детского сада..
Различают 3 степени тяжести адаптационного процесса:
- лёгкая адаптация – сдвиги нормализуются в течении 10-15 дней, ребенок адекватно ведет себя в коллективе, прибавляет в весе, болеет не чаще обычного
- адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца, есть признаки психического стресса (капризы, плач, отказ от еды, нарушения сна и т.д.), потеря веса, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней
- тяжелая адаптация – длится 2-6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже сформированные навыки, может наступить психофизическое истощение.
Основная задача родителей в адаптационный период – снятие стресса и обеспечение ребёнку комфортного эмоционального состояния.
Прежде, чем отдать ребёнка в детское учреждение, необходимо провести соответствующую подготовку:
• заранее установить контакт с детским учреждением
• познакомиться с воспитателями и познакомить с ними ребенка
• получить информацию о требованиях, предъявляемых к ребенку и родителям
• необходимо привести режим дня в доме в соответствие с режимом дня в детском учреждении
• В период адаптации можно давать малышу с собой любимую домашнюю игрушку, что создаёт у ребенка ощущение защищенности, привычности окружающей обстановки
• Отводя ребенка в группу, родители должны каждый раз нежно и спокойно прощаться с ним, а передав его воспитателю, немедленно уходить
Необходимо интересоваться делами в группе и в тесном контакте с сотрудниками детского учреждения помогать организации воспитательного процесса. Так, следует обращать внимание на соблюдение ребенком правил личной гигиены, самостоятельность в поступках, развитие речи и др., и при необходимости именно родителям надо в домашних условиях подкреплять выработку определенных навыков у своего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"
Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду» Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации
1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...