Музыка начинается в семье
методическая разработка по теме
Как же развивать музыкальные задатки, которые есть у каждого ребенка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
larisa_leonidovna.docx | 19.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКА НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ.
Л.Л.Шубина
ГБДОУ №83
Центрального района
Санкт-Петербурга
Я верю, что музыка — это голос особого духа, задача которого собирать мечты мира, и который, проходя через сознание людей, способен уладить, пусть даже на короткое время, их раздоры, или потрясти души, разрушая социальные неудобства. Адриано Челентано
Мир музыки привлекателен. Все больше и больше родителей стараются приобщать к ней своих детей. С какого возраста лучше начинать музыкальное воспитание и с чего начать?
Н.А. Ветлугина говорит о том, что “Дошкольный период – это преимущественно период накопления музыкальных впечатлений интенсивного музыкального восприятия”.
Психолог Б.М.Теплов писал: “В наиболее прямом и непосредственном содержании музыки являются чувства, эмоции, настроения”.
Первые и очень важные впечатления ребенка связаны с пением матери. К сожалению сегодня песня все больше уходит из семейной жизни. Матери стали реже петь, некоторые стесняются своего голоса, другие считают, что это ни к чему, но если вы хотите, чтобы ребенок полюбил музыку — чаще пойте ему!
Как привлечь внимание ребенка к музыке? Начать с самого простого: слушать вместе музыку, песням, обмениваться впечатлениями о прослушанной музыке, ходить на концерты — очень полезно, обучение игре на общедоступных музыкальных инструментах, пение в хоре.
Многие скажут: "У меня нет слуха". Но музыкальный слух, каким бы плохим он ни был, поддается развитию, об этом можно говорить с полной уверенностью. Можно сказать без преувеличения, что совсем не музыкальных детей практически нет. Нет ребенка, который бы не любил слушать музыку, хотя бы из мультфильмов; не узнавал бы знакомых мотивов. Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствуют музыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между слухом и голосовым аппаратом. Другие ничего не могут спеть, но зато ритмично «произносят» песню, обладая ощущением ритма, что так же является признаком музыкальности. Немузыкальные взрослые - это как раз те дети, способности которых вовремя не выявили и потому загубили.
В дошкольной музыкальной педагогике был проведен ряд исследований (Н.А. Ветлугина, А.Д. Воинова, Р.Т. Зинич-Слепова), выявивших внутренние взаимосвязи в процессе развития музыкального слуха и певческого голоса, доказавших существенную роль слухо-вокальной координации в развитии музыкальности у детей. Задатками элементарных музыкальных способностей выступают основные сенсорные, интеллектуальные, мнемические, двигательные и аффективные функции человеческой психики.
Музыкальный слух - одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей.
Как же развивать музыкальные задатки, которые есть у каждого ребенка? Как добиться, чтобы все дети без исключения полюбили музыку?
Есть 2 условия:
-музыкальная деятельность в детском саду;
-правильная организация музыкального воспитания в семье.
Даже самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны, потому что именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям. Наконец, если нужно, отвести в музыкальную школу, кружок.
Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов.
Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребенка развиваются сами собой, надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям свободу. Но если задатки не развивать, они увядают и гаснут.
Задатки требуют развития; они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении с ними.
Какую музыку давать слушать в дошкольном возрасте? Музыкальный вкус малышей еще только формируется, и они не способны отличить хорошую музыку от второстепенной, неинтересной, можно сказать, что зарождающийся музыкальный вкус детей зависит от музыкального вкуса родителей. Не обязательно детям давать слушать только простую, элементарную музыку, специально написанную для них. Нельзя искусственно ограждать дошкольников от классической музыки. Ребенок может и должен слушать и Чайковского, и Бетховена, и Моцарта. Надо чтобы с детства его слух был воспитан на классике, приучен к настоящей хорошей музыке. Слушание музыки помогает воспитанию чуткости, поэтического видения мира. Ни в коем случае нельзя, чтобы даже самая приятная музыка звучала слишком громко. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны какие бы то ни были резкие звуковые эффекты.
Не стоит давать детям слушать сразу много новых произведений. Даже самая хорошая музыка не воспринимается в больших количествах.
Кроме слушания музыки другими доступными в раннем детстве видами музыкальной деятельности являются пение и танцы.
Малыши очень музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем. Душа ребенка очень чувствительна к песенной интонации. Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. Песни должны быть интересными в художественном отношении и доступные понимаю ребенка и его голоса.
Так же как и петь, дошкольники любят танцевать. Движения под музыку вызывают у малышей радость, желание танцевать еще и еще.
Родителе зачастую относятся к танцам, как к делу не серьезному, почти бесполезному. Между тем танец улучшает осанку, развивает ловкость, умение держаться. Танец как и пение помогает полнее и глубже воспринимать музыку.
Танцы, пение, музыка вносят в жизнь ребенка и взрослых улыбку хорошее настроение. Наблюдая как дети поют и танцуют, можно узнать о них много нового, чего не знали раньше. Потому что в песне и в танце внутренний мир ребенка раскрывается наиболее глубоко и полно.
Уже в три - четыре года малышей можно учить играть на детских музыкальных инструментах. Это не просто копии настоящих инструментов для развлечения. Детские музыкальные инструменты развивают слух. ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка. в какой-то мере формирует его вкус. Иногда родители покупают сразу много инструментов. Ребенок мечется от одного инструмента к другому, быстро устает от избытка впечатлений и наконец и наконец все это поющее, свистящее. звенящее богатство забрасывает в угол. так и не научившись играть. Детские музыкальные инструменты следует осваивать поочередно. Пока ребенок не научится играть на одном, не стоит давать ему другой.
Детские музыкальные инструменты особенно полезны тем детям, которые плохо поют или не любят петь Это для них лучший способ приобщения к музыке.
Нет точных рецептов, как сделать, чтобы ребенок полюбил музыку. Каждый человек идет к музыке своим путем. Надо только помогать детям полюбить музыку, и в дом войдет верный друг который поможет сделать жизнь яркой, интересной.
В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному и от родителей зависит чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека.
Музыка — самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств. Гектор Берлиоз
Родители могут научить своих детей всему, что умеют сами.
Я. А. Коменский.
Используемая литература:
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947
- Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. –
- СПб.: Речь, Образовательные проекты, ТЦ Сфера, 2009.
- Мадорский Л. Р. Всем, а не избранным.
- Малахова И.Н. Первые шаги в мире музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка начинается в семье.
Взаимодействие с родителями, приобщение их к процессу музыкального воспитания детей - важная составляющая работы музыкального руководителя....
музыка начинается в семье
Пожелания для родителей о музыкальном воспитании дошкольника...
Музыка начинается в семье
Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.В душе каждого ребёнка е...
Музыка начинается в семье
Вы огорчаетесь, если ваш малыш без настроениия спел или станцевал, его исполнение далеко от совершенства? Не расстраивайтесь! Быть может, вам помогут наши методические рекомендации....
Консультация для родителей "Музыка начинается в семье"
В статье затронуты вопросы о важности музыкального воспитания ребенка в семье....
Музыка начинается в семье
Статья о влиянии музыкального воспитания...
Музыка начинается в семье
Музыка начинается в семье...