Консультация для родителей "Нравственное воспитание"
консультация по теме
Современные исследования в области педагогики и психологии доказывают, что дошкольный возраст – ответственный период в нравственном становлении личности. При целенаправленном воспитании к концу дошкольного возраста у детей формируются нравственные чувства и сознание, нравственные привычки и умение выполнять правила поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание – активный процесс формирования нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
Современные исследования в области педагогики и психологии доказывают, что дошкольный возраст – ответственный период в нравственном становлении личности. При целенаправленном воспитании к концу дошкольного возраста у детей формируются нравственные чувства и сознание, нравственные привычки и умение выполнять правила поведения.
Первые нравственные понятия
Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к взрослым. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище , выразившего сочувствие ему; формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
Формировать бережное отношение к природе.
Продолжать учить детей здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо», «пожалуйста».
Приучать детей не перебивать говорящего, уметь подождать, если взрослый занят.
Формировать привычку спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.
Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п.
Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами.
В помощь родителям
- Пока мама разговаривала со своей знакомой, трехлетний карапуз вырвал из клумбы цветы. Она возмущена и «выдает» ему изрядную порцию шлепков. Малыш плачет.
Проанализируйте поведение ребенка и матери: соответствует ли реакция матери поступку ребенка? Считаете ли вы поступок ребенка преднамеренным? Обоснуйте свое мнение. Каковы могли быть причины описанного поступка трехлетнего ребенка. |
Важно подчеркнуть:
В данном случае ребенок расплачивается за запоздалое открытие ему
понятий дозволенного и запретного. Матери следовало строго, но спокойно
сказать сыну: «На клумбах нельзя рвать цветы. (Интонацией выделить слово
«нельзя», возможно повторить это слово несколько раз.) На цветы могут
смотреть многие, любоваться, когда они растут на клумбах». Маленькие дети
часто действуют по первому импульсу: увидел – понравилось – взял. Они еще
не способны к волевым усилиям, а значит, не могут самостоятельно
отказываться от желаемого. Взрослые должны учить детей поступать
правильно, разъясняя, что можно делать, а что нельзя.
- Галя нехотя ест апельсин. Когда остается всего две дольки, мать предлагает:
- Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.
- А-а-а, ишь ты какая… Я лучше сама съем!
И ест. Морщится, но ест, лишь бы не дать другому.
- Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница! – хвалит мама дочь.
Как вы расцениваете этот эпизод? Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что она закрепляет у ребенка? О каких |
Важно подчеркнуть:
В данном случае мать невольно культивирует у дочери жадность: хвалит ее
за то, что она ест через силу, лишь бы не поделиться с другими. От жадности
берут начало многие человеческие пороки – эгоизм, равнодушие, черствость,
стяжательство.
Если вы хотите вырастить детей добрыми и отзывчивыми, обладающими
готовностью разделять с вами невзгоды и радости, преисполненными чувства
сыновней ответственности, то уже сейчас надо думать об этом. Не следует
ставить ребенка в исключительные условия, надо учить малыша делиться всем,
что у него есть, делить все поровну между членами семьи, проявлять
нетерпимость к поступкам детей, порождающим жадность.
3. Четырехлетний Виталик , увидав вечером в вестибюле детского сада маму,
не забывает ее спросить:
- Ну как, сегодня нога не болит? (У мамы был перелом ноги.)
Предлагает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук сверток.
- Помогу нести, а то тебе тяжело.
Мать одобряет его:
- Ты внимательный, заботливый сын. Я горжусь тобой.
Какие нравственные качества проявились в детском поступке? Права ли мать, поощряя сына за его поступок? Что она этим достигает? Как в аналогичных ситуациях поступает ваш ребенок? Внимателен ли он к старшим членам семьи? Какие примеры доказывают, что он внимателен к ним, к окружающим людям? |
Важно подчеркнуть:
Одним из условий пробуждения и воспитания чувств у детей является развитие у них нравственного сознания. Именно на это и нацелены приемы воспитателя и матери Виталика. Мать, называя сына внимательным, заботливым и подчеркивая, что она гордится им, вызывает в нем чувства удовлетворения от своего поступка.
Дети, начиная с младшего дошкольного возраста, могут отличить хорошие поступки от плохих: обманывать взрослых и сверстников, обижать маленьких и слабых – это плохо; уважать старших – это хорошо и т.д. Каждое морально-этическое понятие – правдивость, доброта, справедливость и др. – имеет определенное содержание, которое и необходимо донести до сознание ребенка. Формировать у ребенка эти качества необходимо повседневно как в детском саду, так и в семье.
4. Когда четырехлетний Игорь выполняет особенно «трудное» поручение, то
удовлетворенно говорит:
- Мы с папой все можем, мы сильные!
Отец в свою очередь, не забывает поощрять хорошие поступки сына:
- Это правильно, - говорит он в таких случаях.
- Если мы хотим, чтобы наша мама была веселая, молодая и красивая,
значит ей надо помогать, иначе она устанет и не станет кормить нас
вкусными обедами, не будет гладить нам с тобой рубашки, не сможет
следить за порядком в квартире. Что ж это за жизнь наступит!
Сын доверчиво смотрит на папу и, невзирая на его шутливый тон, вздыхает.
Мама при случае обязательно подчеркнет:
- Как бы я справилась без помощи мужчин!
В чем вы видите роль отца и матери в формировании у сына уважения старших, мужского достоинства в приведенном примере? Как это проявляется у мальчика по отношению ко всем членам семьи? Считаете ли вы необходимым уже в дошкольные годы формировать в сыне черты мужественности? В чем, по вашему мнению, роль отца в решении этой проблемы? |
Важно подчеркнуть:
В воспитании сына отцу принадлежит особая роль. Значимость личности
отца прежде всего в том, что он является для сына эталоном мужчины.
Образцы поведения отца, копируются ребенком, формируют нравственный
облик, способы поведения мальчика. От отца он перенимает мужественные
черты, учится мужскому достоинству, «рыцарству». Эти понятия и способы
поведения мальчик постигает прежде всего на примере отношения отца к
женской «половине» семьи –к матери, жене, дочери. В его предупредительном,
внимательном отношении к женщине проявляется понимание той важной
роли, которую женщина выполняет в политической и хозяйственной жизни
государства.
Обязанность отца – постепенно подвести сына к пониманию, что есть сила
не только мускульная, но и душевная, проявляющаяся в сдержанности, воле,
выдержке, смелости – во всем, что принято называть «твердостью характера».
С помощью отца ребенок постепенно осознает, что быть сильным не только
преимущество, но и ответственность, что превосходство физическое должно
находить свое выражение в благородстве поступков.
Итак, первые уроки мужского достоинства сын получает от отца. «Папа и я
- мужчины». С этого начинается мужание мальчика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителелей "Воспитание сказкой или сказочное воспитание"
" Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество ,верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия -это ключик, с помощью которого можно отстоять эти истоки, и они забьют жи...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Деятельность человека в ...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»...
консультация по экологическому воспитанию для родителей «Воспитание любви к природе»
консультация по экологическому воспитанию для родителей «Воспитание любви к природе»...
Консультация по музыкальному воспитанию «Воспитание ребёнка средствами музыки»
Информация для родителей....
консультация для педагогов "Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания"
консультация для педагогов, как воспитать гуманные взаимоотношения между дошкольниками средством физического воспитания...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее....