Семинар-практикум для родителей "Играя, учимся"
консультация (младшая группа) по теме
Семинар - практикум для родителей состоит из двух частей .
Теоритическая часть знакомит родителей с блоками Дьеныша, палочками Кьюзенера, комплексом игр В. Воскобовича.
Практическая часть - совместное изготовление и игра с Квадратом В. Воскобовича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_igraya_uchimsya.docx | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга
Семинар – практикум для родителей
«Играя, учимся»
Воспитатель:
Гаврилова Наталия Геннадьевна
.
Санкт-Петербург
16 марта 2014 года
Семинар – практикум для родителей
«Играя, учимся»
Цель: дать представление родителям о технологии игр по сенсорному и математическому развитию, помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию своих детей в домашних условиях.
Задачи:
- Познакомить родителей с различными педагогическими игровыми технологиями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
- Создать условия для укрепления сотрудничества между ДОУ и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Основой интеллекта является сенсорный опыт, который закладывается в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому развитию восприятия, памяти, внимания, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование функциональной дифференциации отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук.
Так же большую часть в будущей жизни ребёнка дошкольника играют и творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.
Таким образом, если найти ключи к развитию интеллектуальных и креативных способностей ребёнка, то открывается возможность для становления многогранной и успешной личности дошкольника.
Таким «ключом» для дошкольников является ИГРА.
Игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Она помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Многие ученые, в том числе Выготский полагал, что игра - это прекрасный метод развивающего обучения.
«Игровые педагогические технологии» - это различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат.
Развивающие игры - это игры, помогающие стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений.
Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
Для нас в работе с детьми такими ключами стали – блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, а также технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича. Сегодня мы хотим познакомить Вас с некоторыми и предложить их для Ваших домашних игр с детьми.
- Блоки Дьенеша – что это такое?
Логический набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; цветом - красные, желтые, синие; размером - большие и маленькие; толщиной - толстые и тонкие.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры.
Основная цель использования блоков - научить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Блоки Дьенеша предназначены для развития:
- умения выявлять и абстрагировать свойства;
- умений сравнивать предметы по их свойствам;
- действий классификации и обобщения;
- способности к логическим действиям и операциям.
Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия:
- выбирает заданный предмет,
- рассматривает его,
- группирует по признаку, сначала одному, а затем по 2-4,
- выкладывать ряды по заданному алгоритму.
Существует разнообразное методическое обеспечение игры – это альбомы с заданиями для различных возрастов, пособие с карточками – символами. (показ пособий)
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки – символы (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). На карточках условно изображены свойства блоков – цвет, форма, размер, толщина. 11 карточек подтверждают наличие у фигуры того или иного свойства и 11 карточек, которые указывают на отрицание какого либо свойства.
Знакомство с этими символами очень важная ступень в освоении знаковой культуры. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно - логическому мышлению.
- Палочки Кюизенера - что это такое?
Дидактический материал разработал бельгийский математик, учитель начальной школы Джордж Кюизенер для развития у детей математических способностей.
Счетные палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число – самая маленькая - белый кубик – единица и т.д.
У этого пособия так же есть большое количество наглядного материала – это методические рекомендации по работе с палочками, альбомы для выполнения заданий.
Особенности цветных палочек.
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, и многое другое.
Эта игра способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Именно поэтому, на начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Это универсальное пособие для знакомства детей с одним из основных понятий - составом числа из единиц, двух меньших чисел.
- Технология «Сказочные лабиринты игры»
Что это такое? Это игровая технология развивающего обучения детей дошкольного возраста. На данный момент технология состоит из 13 комплектов игр.
Технология «Сказочные лабиринты игры» – это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание.
Главной особенностью этих игр является то, что в них объединен один из основных принципов обучения. Это принцип «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельность по способностям», когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Основная цель – это становление интеллектуально-творческой личности дошкольника.
И все же, чем же отличаются игры Воскобовича от всех остальных?
- Возрастной диапазон
Одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.
- Многофункциональность Это то, что отличает игры Воскобовича от всего коробочного, что стоит в магазинах игрушек. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач
- Творческий потенциал
Все игры - свободный полет воображения, Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы взрослые, просто не способны.
- Сказочная «огранка»
Говорят, хороший бриллиант требует огранки. Почему бы огранку не придать игре, например, сказочную? Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Методические сказки содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов.
- Образность и универсальность "Нет царской дороги к геометрии, а сказочная - есть!" Сказки-задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры.
Ведь это так интересно, играть не в квадраты, треугольники, трапеции, а в нетающие льдинки озера Айс, рассматривать и создавать на "Геоконте" не модели конструирования, а паутинки паука Юка или называть лучи и отрезки оранжевым криком Красного зверя и Зеленым свистом Желтой птицы, синим шепотом Голубой рыбы.
- Способы реализации технологии
Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. В отношениях "взрослый-ребенок" только партнерские отношения.
Начало игры может быть разным: ребенок "случайно" натыкается на игру, оставленную на видном месте, и начинает спонтанно знакомиться. Неструктурированный образный материал стимулирует спонтанное творчество, и тут задача родителя, на волне интереса ребенка, использовать гибкость игровой системы.
Или же знакомство с игрой начинается с знакомства со сказкой. И через образность и захватывающий сюжет стимулируется стойкий интерес к играм.
Принцип "играем-чувствуем-познаем", шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве, как ребенка, так и взрослого, родителя, воспитателя, педагога.
Таким образом, можно сказать, что игры Воскобовича отвечают всем современным требованиям. Технология Воскобовича - это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.
С помощью игр Воскобовича дети заметно быстрее развиваются. Дети младшего возраста считают до пяти, умеют сравнивать предметы, находя больше и меньше данного (благодаря «Геоконту», «Игровому квадрату»). Удивляет так же то, что дети очень быстро запоминают геометрические фигуры, легко сравнивают их с окружающими предметами, стараются изобразить при помощи разноцветных веревочек на Коврографе, паутинок на «Геоконте» и складывать из Волшебного квадрата.
Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся доказывать, рассуждать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит». Вот и сегодня при нашем общении мы предлагаем тоже следовать древней пословице:
«Я слышу - и забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю».
Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, на самолете... "Одинокие" взрослые долгий путь выдержат благополучно: найдут себе занятие, наверняка, будут отсыпаться. А что делать мамам и папам в пути? Конечно, развлекать детей и себя. Чем? Давайте поделимся идеями!
Наша идея - это одна из игр Вячеслава Воскобовича «Квадрат Воскобовича» или "Вечное оригами».
«Квадрат Воскобовича» - это 32 жестких треугольника, которые наклеены на гибкую основу с двух сторон. Квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.
Важно, что сам квадрат очень компактный и практичный. Его всегда можно носить с собой и при возникшей возможности поиграть с ребенком.
Давайте попробуем поиграть с квадратом Воскобовича.
Порядок обучения детей складыванию любой фигуры:
1. дети выполняют складывание формы вместе со взрослым по показу;
2. знакомим их со схемой поэтапного сложения;
3. самостоятельное складывание формы с использованием индивидуальной схемы;
4. проговаривание детьми действий во время складывания;
5. самостоятельное складывание формы по памяти.
Мы отправляемся в сказку – превращений.
Важно детям объяснить правильный алгоритм складывания двух базовых форм: треугольник и прямоугольник и далее «ежик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более. Сама игра сопровождается увлекательной сказкой «Тайна Ворона Метра». Дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.
Самое главное - квадрат легко сделать своими руками. Давайте попробуем сделать квадрат (изготовление квадрата по инструкциям педагога).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Учите играя"
В ходе деловой игры педагоги уточнят знания по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...
Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"
Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...
Дидактическая игра "Учимся-играя".
Игра в помощь логопедам и воспитателям. ориентирована на детей старшей, подготовительной группы, а так же может быть полезна в начальной школе....
Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)
laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...
консультация "Учить? Играть? Учить играя!
консультация...
Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»
Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....
Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»
Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...