Литература в помощь в изучении прав ребенка
занимательные факты по теме

Поминова Юлия Сергеевна

Отражение основных прав ребенка в сказках, рассказах, стихах и других произведениях для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrazhenie_osnovnykh_prav_rebenka_v_skazkakh.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Отражение основных прав ребенка в сказках, рассказах, стихах и других произведениях для детей

В скобках после формулировки права дан номер статьи из Конвенции ООН о правах ребенка (1989), закрепляющей это право

Право на жизнь(статья 6 Конвенции— каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств):

•    Сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Жихарка», «Три поросенка»;

•    К.И.Чуковский «Муха-цокотуха»,  «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит»;

•Д. Н, Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;

-  В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;

•  Б. С. Житков «Помощь идет»;

•Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»;

 - А. П. Гайдар «Сказка о Малъчише-Кибальчише»;

- Братья Гримм «Бременские музыканты»;

•    Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»;

•    Д. Р. Киплинг «Книга джунглей», «Вторая книга джунглей», «Слоненок»;

•    А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

       Право на охрану и укрепление здоровья  (статья 24 Конвенции,— каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья до и после рождения; государство предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, обеспечивает лекарствами и медикаментами):

•    Сказка «Петушок и бобовое зернышко»;

•    К. И. Чуковский «Доктор Айболит»;

•    Г. Б, Остер «Зарядка для хвоста>>.

Равноправие (недискриминация) детей  (статья 30 Конвенции,— все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств):

Дж. Родари «Чиполлино».

Право на достойный уровень жизни(статья 27 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необхо-димые для полноценного физического, умственного и духовного развития; государство обеспечивает создание этих условий):

•    Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;

•    Б. С. Житков «Храбрый утенок»;

•    Дж. Родари «Чиполлино»;

•    III. Перро «Кот в сапогах», «Золушка»;

•    X. К. Андерсен «Гадкий утенок»;

•    А, С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия  (статья 19 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия; государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, обеспечивает защиту от всех видов эксплуатации, включая сексу-альную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, от вовлечения в преступную деятельность, от приобщения к спиртным напиткам, наркоти-ческим, токсическим веществам, от принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми):

•    Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;

•    С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;

•    Английская народная сказка «Три поросенка»;

•    Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;

•    А. П. Чехов «Спать хочется»;

•    Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»;

•    Д. Р. Киплинг «Слоненок»;

•    X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

•    К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Тараканище»;

•  А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Право на получение, хранение и распространение информации,

свободное выражение мысли(статьи 12,13,14 Конвенции,— каждый ребенок имеет право, в зависимости от возраста, на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение):

•    В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»;

•    Дж. Родари «Чиполлино»;

•    X. К. Андерсен «Новое платье короля».

Право на защиту ребенком своих прав и интересов(статьи 12, 16 Конвенции,— ребенок в возрасте 14 лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод):

•  С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». 

Право на проживание в семье(статья 7 Конвенции, каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание):

•    А. П. Чехов «Ванька»;

•    В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;

•    X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка»;

•А. С. Пушкин «Сказка о даре Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ».

 

Права ребенка, проживающего отдельно от родителей  (статья 9 Конвенции,— ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками):

•А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

Ответственность семьи за ребенка  (статья 18 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на необходимые условиядля полно-ценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки к самостоятельной жизни в семье и обществе):

•    С. В. Михалков «Праздник непослушания»;

•    Д. Н. Мамин-Сибиряк «СераяШейка».

Право на жилище(статья 16 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на жилище):

Сказки: «Теремок» («Рукавичка»), «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы», «Жихарка», «Три медведя»;

•    С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Терем-Теремок»;

•    Английская народная сказка «Три поросенка»;

•    Дж. Родари «Чиполлино»;

•    Братья Гримм «Бременские музыканты»;

•    X. К. Андерсен «Гадкий утенок»;

•    А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»,
« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ».

Право на имущество (— каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки; имеет право на наследование имущества родителей):

•    Сказки: «Теремок» («Рукавичка»), «Зимовье зверей», «Заюшкина избуш-ка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы», «Жихарка», «Три медведя»;

•    С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Терем-Теремок»;

•    Английская народная сказка «Три поросенка»;

•    К. И. Чуковский «Муха-цокотуха»;

•Дж. Родари «Чиполлино»;
-  Ш. Перро «Кот в сапогах». 

Право на имя (статья 7 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на имя):

•    X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

•    Ш. Перро «Золушка». 

Право на образование(статья 28 Конвенции, — каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе и на родном языке, на выбор учебного заведения):

•    С. В. Михалков «Как бы жили мы без книг?»;

•    3. Александрова «В школу»;

•    В. В. Маяковский «Кем быть?»;

•    А. П. Чехов «Ванька»;

•    А. Прейсен «Про козленка, который умел считать до десяти»;

•    Дж. Родари «Чиполлино»;

•    А. К. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

 Право на труд(защита от эксплуатации) (статья 32 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой; запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, вредных для здоровья и развития ребенка или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы):

-  Сказки: «Крошечка-Хаврошечка», «Жихарка»;

•    С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;

•    А. П. Чехов «Ванька»;

•    Ш. Перро «Золушка»;

•    В. В. Маяковский «Кем быть?».

Право на отдых  (статья 31 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями):

•    Ш. Перро «Золушка»;

•    А. П. Чехов «Ванька». 

Право на защиту чести и достоинства  (статья 19 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства; методы воспитания должны основываться на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключать унижение):

-  Сказки: «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы»;

•    А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

•    К. И. Чуковский «Тараканище»;

•    X. К. Андерсен «Гадкий утенок»;

•    Д. Р. Киплинг «Слоненок».

Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции  (статья 16 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь):

•«Три медведя».

Защита прав ребенка, оставшегося без попечения родителей(статья 20 Конвенции,— ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на особую заботу со стороны государства, органы опеки и попечительства должны принимать все необходимые меры по устройству такого ребенка):

•    Д. Н. Мамин-Сибиряк «СераяШейка»;

•    В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;

•    Д. Р. Киплинг «Книга джунглей», «Вторая книга джунглей»;

•    С. Я. Маршак «Кошкин Дом». 

Права детей-инвалидов     (статья 23 Конвенции,— государство гарантирует детям-инвалидам, детям с особенностями  психофизи-ческого развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектоло-гическую и психологическую помощь, получение базового и профессио-нального образования, трудоустройство в соответствии с их возможностями, полноценную жизнь):

•    Д. Н. Мамин-Сибиряк «СераяШейка»;

•    X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Права детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф  (— детям, оказавшимся в экстремальных ситуациях, государство оказывает срочную безвозмездную помощь):

•    С. Я. Маршак «Кошкин Дом», «Рассказ о неизвестном герое»;

•    С. В. Михалков «Дядя Степа»;

•    Б. С. Житков «Помощь идет» (рассказы: «На льдине», «Пожар в море», «Пожар», «Дым», «Наводнение» .);

•    Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

Запрещение участия детей в военных действиях(статья 38 Конвенции,— привлечение детей к участию в военных действиях, вооруженных конфликтах, пропаганда среди детей войны и насилия, создание детских военизированных формирований запрещаются):

•А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише». 

Права детей-беженцев  (статья 22 Конвенции,— дети-беженцы, лишившиеся жилья и личного имущества в результате военных действий, вооруженных конфликтов на национальной или иной почве, имеют право на защиту своих интересов):

•Сказка «Гуси-лебеди».

Право на защиту от насильственного перемещения  (статья 11 Конвенции,— право на защиту от незаконного переме-щения, невозвращения из-за границы, похищения, торговли):

•    Сказки: «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Жихарка»;

•    С. Я. Маршак «Терем-Теремок»;

•    X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

•    Братья Гримм «Снежная королева».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки в помощь родителям "Как поощрять ребенка в семье", "Правила поведения за столом".

Памятка   для родителей   «Как поощрять ребенка в семье»1.Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими и...

В помощь родителям по изучению правил дорожного движения вместе с детьми.

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей....

«Чтобы пешеходом быть, нужно правила учить! » (Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения)

Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста по изучению ПДД.Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения, разъяснить несложные правила поведения на дороге, учить безопасному поведени...

Консультация для воспитателей дошкольных учереждений "Помощь детям в изучении правил пожарной безопасности"

Важность изучения правил безопасности нам известна . А вот как подходить к изучению правил пожарной безопасности, в зависимости от групп детского сада, особеннности работы по этой проблеме в каждой гр...

Изучение в старшей группе "Права ребенка" по сказкам

Цель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с «Конвенцией о правах ребенка».Познакомить дет...

Изучение правил дорожного движения с помощью стола ПДД

Стол ПДД позволяет в интересной игровой форме знакомиться с правилами безопасного поведения на дороге, а также запоминать правила ДД...