Литература в помощь в изучении прав ребенка
занимательные факты по теме
Отражение основных прав ребенка в сказках, рассказах, стихах и других произведениях для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrazhenie_osnovnykh_prav_rebenka_v_skazkakh.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Отражение основных прав ребенка в сказках, рассказах, стихах и других произведениях для детей
В скобках после формулировки права дан номер статьи из Конвенции ООН о правах ребенка (1989), закрепляющей это право
Право на жизнь(статья 6 Конвенции— каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств):
• Сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Жихарка», «Три поросенка»;
• К.И.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит»;
•Д. Н, Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;
- В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;
• Б. С. Житков «Помощь идет»;
•Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»;
- А. П. Гайдар «Сказка о Малъчише-Кибальчише»;
- Братья Гримм «Бременские музыканты»;
• Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»;
• Д. Р. Киплинг «Книга джунглей», «Вторая книга джунглей», «Слоненок»;
• А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Право на охрану и укрепление здоровья (статья 24 Конвенции,— каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья до и после рождения; государство предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, обеспечивает лекарствами и медикаментами):
• Сказка «Петушок и бобовое зернышко»;
• К. И. Чуковский «Доктор Айболит»;
• Г. Б, Остер «Зарядка для хвоста>>.
Равноправие (недискриминация) детей (статья 30 Конвенции,— все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств):
Дж. Родари «Чиполлино».
Право на достойный уровень жизни(статья 27 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необхо-димые для полноценного физического, умственного и духовного развития; государство обеспечивает создание этих условий):
• Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;
• Б. С. Житков «Храбрый утенок»;
• Дж. Родари «Чиполлино»;
• III. Перро «Кот в сапогах», «Золушка»;
• X. К. Андерсен «Гадкий утенок»;
• А, С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».
Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия (статья 19 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия; государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, обеспечивает защиту от всех видов эксплуатации, включая сексу-альную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, от вовлечения в преступную деятельность, от приобщения к спиртным напиткам, наркоти-ческим, токсическим веществам, от принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми):
• Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;
• С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;
• Английская народная сказка «Три поросенка»;
• Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;
• А. П. Чехов «Спать хочется»;
• Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»;
• Д. Р. Киплинг «Слоненок»;
• X. К. Андерсен «Дюймовочка»;
• К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Тараканище»;
• А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Право на получение, хранение и распространение информации,
свободное выражение мысли(статьи 12,13,14 Конвенции,— каждый ребенок имеет право, в зависимости от возраста, на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение):
• В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»;
• Дж. Родари «Чиполлино»;
• X. К. Андерсен «Новое платье короля».
Право на защиту ребенком своих прав и интересов(статьи 12, 16 Конвенции,— ребенок в возрасте 14 лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод):
• С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
Право на проживание в семье(статья 7 Конвенции, каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание):
• А. П. Чехов «Ванька»;
• В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;
• X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка»;
•А. С. Пушкин «Сказка о даре Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ».
Права ребенка, проживающего отдельно от родителей (статья 9 Конвенции,— ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками):
•А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».
Ответственность семьи за ребенка (статья 18 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на необходимые условиядля полно-ценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки к самостоятельной жизни в семье и обществе):
• С. В. Михалков «Праздник непослушания»;
• Д. Н. Мамин-Сибиряк «СераяШейка».
Право на жилище(статья 16 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на жилище):
Сказки: «Теремок» («Рукавичка»), «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы», «Жихарка», «Три медведя»;
• С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Терем-Теремок»;
• Английская народная сказка «Три поросенка»;
• Дж. Родари «Чиполлино»;
• Братья Гримм «Бременские музыканты»;
• X. К. Андерсен «Гадкий утенок»;
• А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»,
« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ».
Право на имущество (— каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки; имеет право на наследование имущества родителей):
• Сказки: «Теремок» («Рукавичка»), «Зимовье зверей», «Заюшкина избуш-ка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы», «Жихарка», «Три медведя»;
• С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Терем-Теремок»;
• Английская народная сказка «Три поросенка»;
• К. И. Чуковский «Муха-цокотуха»;
•Дж. Родари «Чиполлино»;
- Ш. Перро «Кот в сапогах».
Право на имя (статья 7 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на имя):
• X. К. Андерсен «Дюймовочка»;
• Ш. Перро «Золушка».
Право на образование(статья 28 Конвенции, — каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе и на родном языке, на выбор учебного заведения):
• С. В. Михалков «Как бы жили мы без книг?»;
• 3. Александрова «В школу»;
• В. В. Маяковский «Кем быть?»;
• А. П. Чехов «Ванька»;
• А. Прейсен «Про козленка, который умел считать до десяти»;
• Дж. Родари «Чиполлино»;
• А. К. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Право на труд(защита от эксплуатации) (статья 32 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой; запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, вредных для здоровья и развития ребенка или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы):
- Сказки: «Крошечка-Хаврошечка», «Жихарка»;
• С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;
• А. П. Чехов «Ванька»;
• Ш. Перро «Золушка»;
• В. В. Маяковский «Кем быть?».
Право на отдых (статья 31 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями):
• Ш. Перро «Золушка»;
• А. П. Чехов «Ванька».
Право на защиту чести и достоинства (статья 19 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства; методы воспитания должны основываться на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключать унижение):
- Сказки: «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы»;
• А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
• К. И. Чуковский «Тараканище»;
• X. К. Андерсен «Гадкий утенок»;
• Д. Р. Киплинг «Слоненок».
Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции (статья 16 Конвенции,— каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь):
•«Три медведя».
Защита прав ребенка, оставшегося без попечения родителей(статья 20 Конвенции,— ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на особую заботу со стороны государства, органы опеки и попечительства должны принимать все необходимые меры по устройству такого ребенка):
• Д. Н. Мамин-Сибиряк «СераяШейка»;
• В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;
• Д. Р. Киплинг «Книга джунглей», «Вторая книга джунглей»;
• С. Я. Маршак «Кошкин Дом».
Права детей-инвалидов (статья 23 Конвенции,— государство гарантирует детям-инвалидам, детям с особенностями психофизи-ческого развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектоло-гическую и психологическую помощь, получение базового и профессио-нального образования, трудоустройство в соответствии с их возможностями, полноценную жизнь):
• Д. Н. Мамин-Сибиряк «СераяШейка»;
• X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
Права детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф (— детям, оказавшимся в экстремальных ситуациях, государство оказывает срочную безвозмездную помощь):
• С. Я. Маршак «Кошкин Дом», «Рассказ о неизвестном герое»;
• С. В. Михалков «Дядя Степа»;
• Б. С. Житков «Помощь идет» (рассказы: «На льдине», «Пожар в море», «Пожар», «Дым», «Наводнение» .);
• Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Запрещение участия детей в военных действиях(статья 38 Конвенции,— привлечение детей к участию в военных действиях, вооруженных конфликтах, пропаганда среди детей войны и насилия, создание детских военизированных формирований запрещаются):
•А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише».
Права детей-беженцев (статья 22 Конвенции,— дети-беженцы, лишившиеся жилья и личного имущества в результате военных действий, вооруженных конфликтов на национальной или иной почве, имеют право на защиту своих интересов):
•Сказка «Гуси-лебеди».
Право на защиту от насильственного перемещения (статья 11 Конвенции,— право на защиту от незаконного переме-щения, невозвращения из-за границы, похищения, торговли):
• Сказки: «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Жихарка»;
• С. Я. Маршак «Терем-Теремок»;
• X. К. Андерсен «Дюймовочка»;
• Братья Гримм «Снежная королева».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки в помощь родителям "Как поощрять ребенка в семье", "Правила поведения за столом".
Памятка для родителей «Как поощрять ребенка в семье»1.Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими и...
В помощь родителям по изучению правил дорожного движения вместе с детьми.
Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей....
«Чтобы пешеходом быть, нужно правила учить! » (Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения)
Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста по изучению ПДД.Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения, разъяснить несложные правила поведения на дороге, учить безопасному поведени...
Что должен знать ребенок при изучении правил дорожного движения
советы родителям...
Консультация для воспитателей дошкольных учереждений "Помощь детям в изучении правил пожарной безопасности"
Важность изучения правил безопасности нам известна . А вот как подходить к изучению правил пожарной безопасности, в зависимости от групп детского сада, особеннности работы по этой проблеме в каждой гр...
Изучение в старшей группе "Права ребенка" по сказкам
Цель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с «Конвенцией о правах ребенка».Познакомить дет...
Изучение правил дорожного движения с помощью стола ПДД
Стол ПДД позволяет в интересной игровой форме знакомиться с правилами безопасного поведения на дороге, а также запоминать правила ДД...