Консультация для родителей "Роль игр - забав в жизни маленьких детей"
консультация по теме
Игры важная деталь в воспитании и обучении дошкольников. Дети в игре учатся многому. Народные игры и игры - забавы учат детей доброте, прививают любовь к своей Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль игр - забав в жизни маленьких детей»
О роли игры в развитии дошкольника говориться очень, много. Всегда говорилось, что игра – это тот вид деятельности, из которой ребёнок черпает много нового и интересного. Игра – источник развития. Среди разнообразных игр, используемых в педагогическом процессе, одно из ведущих по праву принадлежит играм основанных на народном материале, играм – забавам. В таких играх отражались веками складывавшиеся отношения между людьми и миром природы, что и определяет их большое воспитательное значение. Кроме того, в них есть тот богатейший материал, который с давних времён используется в народной педагогики, т.е. фольклор. Русский народ – мастер на присказки, потешки, прибаутки, пословицы и поговорки. Изучая и анализируя народные игры можно сделать удивительный вывод: они точно соответствуют законам интеллектуального развития ребёнка. Народные игры как средство воспитания подрастающего поколения получили самую высокую оценку выдающихся педагогов, как К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.А.Симонович. Особый интерес к народным играм проявился в России в 40х годах.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, поговорки, колыбельные, которые забавляют и радуют его. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается и дольше сохраняется в памяти. Поэтому, в работе с детьми, я всегда читаю наизусть потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми. Детям очень нравятся игры – забавы. Игры – забавы в жизни детей дошкольного возраста играют весьма существенную роль. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью, её выразительной лексикой. Запоминая слова потешек, поговорок, прибауток, сопровождающих игры, дети развивают память, внимание, воображение. Народные игры помогают в нравственном воспитании детей, в частности учат взаимопомощи.
Вспомните , например, известную игру-забаву «Мальчик-пальчик»:
Мальчик – пальчик, где ты был ?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем кашу ел,
С этим пальцем песни пел.
( По ходу рассказывания потешки дети загибают один палец за другим)
Игры-забавы насыщены добрыми чувствами и юмором, они всегда осуждают отрицательные качества, дают заряд бодрости и теплоты. Многие из них связаны с выполнением определенных движений (бег, прыжки, метание), тем самым они могут оказывать помощь в физическом воспитании, в укреплении здоровья. Вот типичный пример.
Еду, еду к бабе, деду (топают ногами)
На лошадке в красной шапке!
По ровной дорожке (скачут на одной ноге)
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо.
А потом вдруг ….в ямку – бух! ( приседают.)
Игры-забавы могут быть использованы и для развития детского творчества. Например, игры «Солнечные зайчики». Читая потешку
Солнечные зайчики, солнечные зайчики скачут по стене.
Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне,
Дети с помощью зеркальца пускают солнечных зайчиков фантазируют ,на кого они похожи, что делают и т.п.
Анализируя различные классификации народных игр-забав, опираясь на практический опыт, считаем целесообразным выделить, следующие критерии отбора игр-забав, позволяющие наиболее полно раскрыть их потенциальные возможности для развития детей:
- возраст детей (от самых маленьких, которым предназначены простые потешки, сопровождаемые простыми движениями, как правило, вместе с взрослым, до старших дошкольников, предпочитающих игры со сложным действием, например, «Горелки», «Цапки»);
- число занятых в играх детей (от одного ребенка до целой группы детей, например, «Краски», «Перелизы»);
- сезонность (игры-забавы хорошо организовывать именно в то время года, о котором в них говорится);
- используемый материал (словесный, словесный в сочетании с движениями, игрушки, такие как юла, каталка, свистулька);
- сюжет (бытовой, спортивный, праздничный).
Конечно, не следует видеть в играх-забавах панацею от всех бед, но и приуменьшать их значение для воспитания детей было бы ошибкой, так как «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».
Далее мне хотелось бы познакомить вас с играми-забавами для маленьких детей, которые можно использовать в педагогическом процессе дошкольного учреждения:
«Ладушки-хлопушки» «В гости»
«Тяни холсты» «Сажень»
«Игры с пальцами» «Ушки»
«Строим дом» «Перевертушки»
«Цапки» «Где же наши ручки?»
«Молчанка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете на тему:"Фольклор в жизни маленьких детей".
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песенгки, потешки незаменимым средством пробужден...
Деловая игра "Безопасность жизни маленьких детей"
Деловая игра для детей и родителей по теме "Безопасность жизни маленьких детей"....
Консультация для воспитателей ДОУ "Планирование методов обучения маленьких детей"
планирование методов обучения маленьких детей ...
Консультация для родителей на тему «Потешки для маленьких детей»
В данной консультации материал на тему"Потешки для маленьких детей"...
Консультация для родителей «Основные правила чтения вслух маленьким детям»
Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли....
Консультация для родителей на тему «Потешки для маленьких детей»
Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного, любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции....
Консультация для родителей: "Потешка в жизни маленьких детей"
Регулярное использование потешек позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства....