Консультация для родителей
консультация (младшая группа) по теме
Расширение познавательной сферы и развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izodeyatelnost.docx | 650.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Расширение познавательной сферы и развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.»
Декабрь 2013г.
Воспитатель ГБДОУ №20
1 младшей группы «Росинка»
Никифорова Н.А.
Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация, конструирование.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Наступает момент, когда ребенок иногда случайно или при помощи взрослых проводит карандашом линию на бумаге. Первые штрихи бывают большей частью прерывающимися, конец карандаша то касается бумаги, то проносится по воздуху.
Начав владеть карандашом, дети с удовольствием чертят иногда целыми часами.
Для того чтобы подражать изобразительным движениям взрослого, ребенку необходимо научиться управлять своими движениями.
Первые штрихи ребенка еще ничего не выражают, хотя и имеют важное значение для развития изобразительной деятельности. В возрасте от 1 года 8 месяцев до 3 лет под влиянием рассматривания картинок, наблюдения процесса рисования взрослыми и некоторого личного опыта ребенок усваивает, что лист бумаги, исчерченный карандашом, представляет собой «рисунок» или «картину». Чтение собственного рисунка происходит совершенно случайно – несколько линий вызывают по ассоциации образ того или иного предмета. Ребенок делает важное открытие: его рисунок что-то изображает.
Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который не только создает благоприятные условия для своевременного появления ее предпосылок, но и активно воздействует на процесс обогащения сенсорики дошкольника, формирования первых графических образов.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.
В своей деятельности (в рисовании, лепке, аппликации и конструировании) воспитатель использует различные методы и приемы.
Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого.
Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху - вниз» и т.д.
Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.
Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество педагога с детьми.
Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем. Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе.
В настоящее время существуют различные техники и способы изобразительной деятельности. Наиболее распространёнными техниками являются рисование пальчиками и ладошкой.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Существуют так же другие нетрадиционные приемы изображения: рисование тканью, свернутой в трубочку; рисование ватными палочками (точечное рисование); рисование по сжатой бумаге; оттиск целлофаном; оттиск пробкой; рисование жёсткой кистью (тычковое рисование); рисование по мокрой бумаге; оттиск с печаткой из картофеля; кляксография, рисование грифельной крошкой; рисование трубочкой (выдувание) и многие другие.
В процессе занятия у детей раннего возраста развиваются эстетическое восприятие окружающего мира, эмоциональный мир, познавательные интересы. Особое внимание уделяется формированию восприятия мимики и жестов и на этой основе обогащению чувственного опыта детей. Занятие способствует возникновению познавательных эмоций.
Цвет рассказывает о характере и переживаниях ребенка.
Психологи разработали методику, которая позволяет по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, определить характер маленького человечка, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье, а также спрогнозировать каким ребенок вырастет. То есть, по цвету, который чаще всего ребенок использует в своих рисунках, можно определить особенности его характера.
Итак, возьмите 5-7 листиков чистой бумаги, цветные карандаши и предложите ребенку что-нибудь нарисовать. Внимательно проанализируйте все рисунки – и определите, какой цвет наиболее часто на них присутствует. Именно этот цвет расскажет о характере вашего ребенка.
Красный цвет используют активные, непоседливые дети. Это дети – «живчики». Они живые, непослушные, неугомонные. В будущем, когда ребенок вырастет, он будет смелой, сильной личностью. Он будет обладать высокой работоспособностью, будет стремиться к успеху. Однако, чаще всего, такие личности вырастают большими эгоистами.
Оранжевый цвет, как и красный, чаще все используют дети, которых легко возбудить. Это дети – весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин. В будущем, когда ребенок вырастет, он может стать очень раздражительным. Поэтому детям, которые предпочитают рисовать оранжевыми красками, следует уделять особое внимание. С ними необходимо больше разговаривать, играть, шутить.
Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве. В будущем, когда ребенок вырастет, он будет отдавать предпочтения разнообразной и интересной работе. Он будет подавать оригинальные идеи. Всегда будет верить и стремиться к лучшему. Однако, вместе с тем, он будет бояться принимать на себя ответственность за совершенные поступки.
Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы. Такие дети спокойны. Вырастая, такие личности не любят и даже боятся перемен. Поэтому детям, которые предпочитают рисовать зелеными красками, следует уделять особое внимание. У таких детей необходимо развивать творческое мышление, интерес к новым вещам и открытиям.
Голубой цвет предпочитают спокойные дети. Они тихие, спокойные, уравновешенные. В будущем, когда ребенок вырастет, он будет ответственным, исполнительным, целеустремленным.
Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делаю не торопясь и обстоятельно. Они очень чуткие и эмоциональные. В будущем, когда ребенок вырастет, он будет исполнительным, целеустремленным, спокойным и рассудительным.
Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные. В будущем, когда ребенок вырастет, он будет романтиком. Такая личность будет стремиться всегда привлекать к себе внимание. Однако, личность может вырасти очень ранимой. Такие дети более других нуждаются в поддержке и поощрении.
Черный цвет выбираю дети, подвергшиеся стрессу. Эмоциональному и духовному состоянию такого ребенка необходимо уделять особо пристальное внимание. Необходимо чаще беседовать с ребенком, расспрашивать о его переживаниях, поддерживать его.
Таким образом, внимательно изучив рисунки ребенка, можно определить его будущий характер, выявить его переживания. Однако, прежде чем делать какие-либо выводы (особенно если ребенок выбирает мрачные темные цвета), необходимо побеседовать с ребенком – обсудить то, что он нарисовал. Если малыш систематически, при наличии разноцветных цветных карандашей, предпочитает рисовать одним и тем же цветом, на это следует обратить внимание. Если ребенок раз в неделю нарисовал нечто в красках, которые
настораживают, например черный, и логически это объяснил, то здесь нет повода для беспокойства. Зачастую из разговора с ребенком становится понятно, почему малыш отдал предпочтение именно тому или иному цвету, и как эти цвета соотносятся с его настроением. Возможно «мрачный» цвет просто соответствовал художественному замыслу ребенка.
Необходимо поддерживать желание и интерес ребёнка к изобразительной деятельности. Как можно чаще хвалить результаты их творчества и поддерживать уверенность в своих силах. Следует помнить, что дети, прежде всего самые маленькие, более всего интересуются взрослым, который с ними занимается – он для них пример для подражания. Научите быть терпеливыми и вносите как можно больше фантазии и разнообразия в занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...