Игры на развитие внимания будущих первоклассников.
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
Важное место в подготовке к школе занимает развитие внимания и саморегуляции. предлагаем простые игры, которые быстро помогут ребенку подготовиться к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya.doc | 438 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания (часть 1)
Как подготовить ребенка к школе?
Впереди у вашего ребенка и у вас один из важных шагов в жизни – школьное обучение. А знаете ли вы, что такое ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ? Ведь зачастую мы принимаем за подготовку к школе обучение ребенка письму, чтению и счету. На самом деле, готовность к школьному обучению – это комплексное развитие интеллектуального, физического и личностного потенциала ребенка.
Говоря о готовности к школе необходимо различать психологическую и социальную готовность, развитие школьнозначимых психофизиологических функций, развитие познавательной деятельности.
Психологическая готовность включает в себя желание учиться в школе, учебную мотивацию, умение общаться и сотрудничать, адекватно себя вести, организацию и произвольность поведения, целенаправленность деятельности.
Развитие школьнозначимых функций предполагает сформированность фонематического восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, пространственной ориентации, осанки и т.д.
Развитие познавательной деятельности включает в себя кругозор, способность самостоятельно принимать решения, развитие памяти, внимания и других психических процессов, связной речи.
Подготовить ребенка к школе вам помогут простые игры и упражнения.
При регулярных занятиях они, безусловно, дадут положительные результаты.
В данной статье мы рассмотрим игры и упражнения на развитие внимания, необходимого для обучения детей в школе. Достаточная сформированность произвольного внимания и саморегуляции является важным аспектом подготовки ребенка к школьному обучению, один из факторов способствующих эффективному усвоению навыков чтения и письма.
“Что изменилось?”
Цель: развитие внимания и памяти.
Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
Ребенок должен запомнить, как расставлены предметы, а затем отвернуться. Взрослый меняет местами некоторые предметы и предлагает ребенку узнать, что изменилось.
“Чего не стало?”
Цель та же:
Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
Проводиться аналогично предыдущей, но предметы убираются из поля зрения ребенка.
«Работа с корректурными пробами»
Корректурная проба – лист бумаги, на котором рядами изображены различные геометрические фигуры. Ребенку предлагают зачеркнуть какую-либо фигурку, затем одну зачеркнуть, а другую обвести в кружок. В дальнейшем можно давать задания на четыре и более фигур.
“Таинственные шумы”
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: различные шумящие предметы (пластмассовая коробочка с горошинами, два камешка, молоточек и т.д.)
Ребенок должен рассмотреть эти предметы. Поиграть с ними, послушать звуки. Затем взрослый за спиной ребенка издает 2 различных шума, а ребенок должен узнать, чем шумели. Со временем предметов может стать больше.
“Найди дорожку”
Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.
Оборудование: палочка, бланк с изображением простого лабиринта.
Инструкция: «Посмотри на рисунок, на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад».
“Домик”
Цель: развитие произвольной регуляции.
Оборудование: карандаш, чистый лист, картинка с изображением домика составленного из элементов прописных букв или геометрических фигур.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором нарисована картинка, и карандаш. На чистом листе прошу тебя нарисовать точно такую же картинку. Не торопись, будь внимателен. Если что – то нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».
“Палочки и крестики”
Цель: определение уровня саморегуляции.
Оборудование: карандаш, тетрадный лист в крупную клетку, на котором на первой строке сверху дан образец задания (|+|+|+|).
Инструкция: «Посмотри внимательно на палочки и крестики, которые нарисованы на листе. Тебе нужно в таком же порядке рисовать палочки и крестики в течение 5 минут, как показано на образце. Соблюдай при этом правила: рисовать палочки и крестики в определенной последовательности, каждый знак пиши в отдельной клеточке, пиши не на каждой строке, а через одну ».
Если в задании допущены ошибки, ребенок может их исправить по ходу выполнения, по окончании предложить проверить ещё раз.
“Фортепиано”
Цель: развитие внимания, мелкой моторики.
Отстукивание ритмических рисунков по подражанию подушечками пальцев обеих рук. Взрослый показывает одной рукой, сначала действуют только указательный и средний палец, затем к ним присоединяется безымянный и лишь потом большой и мизинчик.
“Хлоп-топ”
Цель: развитие внимания и фонематического слуха.
Когда слышишь звук А – хлопни в ладоши, звук О – топни ногой, звук У – стукни кулаком об кулак и т.д. задания можно придумывать самостоятельно. После усвоения игры можно поменять задание : взрослый показывает движение, а ребенок называет звук.
“Построй дорожку”
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: таблица с различным расположением геометрических фигур по строчкам, фишки.
Описание: Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:
а) все треугольники (круги, квадраты);
б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания. Проанализируйте ошибки вместе с ребенком. Устройте игру в виде соревнования.
“Найди предмет”
Цель: развитие саморегуляции и умение концентрировать внимание.
Оборудование: рисунки с замаскированным изображением предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей).
Описание: Ребенку предлагают рисунок с замаскированным изображением предметов. Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности.
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот необычный рисунок. На нем изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельности».
Примечание: На первом этапе работы целесообразно предложить ребенку водить по контуру каждого предмета указкой. В дальнейшем, когда ребенок освоит задание с указкой, можно предложить ему следить за контуром предмета взглядом.
“Найди тень”
Цель: развитие концентрации внимания.
Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.
Описание: Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».
“Строители”
Цель: развитие концентрации и распределения внимания.
Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых – образец, а три остальные отличаются от образца не достающими деталями; простой карандаш.
Описание: Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунка ми, содержащими элементы башни. Первый рисунок – образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».
“Быстрее нарисуй”
Цель: развитие умения переключать внимание.
Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.
Описание: Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображенных предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого яблока листик, а на каждом домике окошко. Приступай к выполнению задания».
Примечание: Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем.
“Найди отличия”
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание: Ребенку предлагаются:
а) серия картинок в каждой картинке надо найти пять отличий;
б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
Уважаемые родители! В статье “Развитие внимания (часть 1)” мы говорили о том, что включает в себя готовность ребенка к школе. Немалую роль в школьном обучении играю психические процессы, которые взаимосвязаны между собой и напрямую зависят от внимания.
Развитое внимание -залог успешного обучения в школе. Детские психологи различают основные свойства внимания:
Развитие внимания (часть 2)
1. Концентрация
Концентрация – удержание внимания на каком-либо объекте, сосредоточение
2. Объём
Объём – это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно. Ребенок с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.
3. Устойчивость
Устойчивость характеризуется длительностью, в течение которой ребенок сохраняет высокий уровень концентрация внимания.
4. Переключаемость
Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное изменение направления сознания с одного предмета на другой.
5. Распределение
Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.
Все функции внимания можно развивать с помощью простых домашних игр.
“Срисовывание по клеточкам”
Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.
Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1×1 см); образец для рисования; остро отточенные карандаши.
Описание: Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности:
1-й уровень сложности – образец состоит из разомкнутых фигур;
2-й уровень сложности – образец состоит из замкнутых фигур.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!»
Примечание: Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.
“Найди два одинаковых предмета”
Цель: развитие объема внимания.
Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые, остро заточенный простой карандаш.
Описание: Ребенку предлагаются:
а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти и показать и объяснить сходство предметов;
б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца, необходимо найти предмет подобный образцу и показать;
в) рисунок (карточка с изображением более пяти предметов) из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.
Инструкция:
а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».
б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».
“Исключение лишнего”
Цель: развитие объема внимания.
Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.
Описание: Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.
Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, по чему он не похож на другие. Приступай к работе».
“Корректурные пробы”
Большой интерес у детей вызывает игра с корректурными пробами.Проба – это лист бумаги с изображением геометрических фигур или разных предметов, расположенных рядами. Сначала ребенку предлагают зачеркнуть какую-либо фигуру, затем одну фигурку зачеркнуть, а другую обвести. когда все станет получаться, можно усложнить игру, предложив 4 и более заданий.
“Выкладывание узора из мозаики”
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.
Оборудование: мозаика, образец.
Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.
Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».
“Найди двух одинаковых животных”
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов).
Описание: Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых».
Воспроизведение геометрических фигур
“Нарисуй круг и треугольник”
Цель: тренировка распределения внимания.
Оборудование: два простых остро заточенных карандаша и 1/2 альбомного листа.
Описание: Ребенок должен рисовать одновременно двумя руками на одном листке: круг – одной рукой, треугольник – другой рукой (причем начинать и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно).
Инструкция: «Сейчас ты будешь рисовать сразу двумя руками. Возьми два карандаша. На отдельном листе бумаги попробуй одновременно рисовать одной рукой круг, а другой — треугольник. Неважно, какой рукой какую фигуру ты будешь рисовать. Делай, как тебе удобно! Но только помни, что начинать и заканчивать рисовать обе фигуры надо в одно время».
Помните, только регулярные упражнения и игры дадут положительный результат и помогут вашему ребенку быть успешным. Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе развиваем внимание будущего первоклассника"
О готовности ребенка к школе, об уровне развития познавательной сферы, который является ведущим фактором успешности овладения ребенком образовательной программой начальной школы, о его социальной адап...
На что следует обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника
На что следует обратить внимание в развитии речибудущего первоклассника...
Игры и упражнения для будущих первоклассников
Современная школа предъявляет большое требование к детям , поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая ...
Игры с родителями для будущих первоклассников.
Игры с родителями для будущих первоклассников.Мамы и папы будущих первоклассников! В эти игры вы можете играть с детьми дома....
Полезные игры и упражнения для будущих первоклассников
Полезные игры и упражнения для будущих первоклассников...
Памятка для родителей на развитие внимания будущих первоклассников.
Развитое внимание, несомненно, является основой успешной познавательной и учебной деятельности. Особенности внимания ребенка, влияют и на развитие его социальных навыков, созд...
Комментарии
Очень полезный, актуальный
Очень полезный, актуальный материал