"Полезные и зловредные мультфильмы"
консультация (средняя группа) по теме

Федорова Ольга Васильевна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multiki_dlya_sredney2.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗРОСЛЫЙ МИР В ДЕТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМАХ

Не так давно было время, когда ребенок смотрел только «Спокойной ночи малыши». Сегодня ситуация иная. По телевидению показывают множество передач для детей, которые идут сутками напролет. Но стоит задуматься, что, же смотрят наши дети? В последнее время одним из самых распространенных занятий детей дошкольного возраста стал просмотр мультфильмов. Дошкольники смотрят мультфильмы ежедневно.

 Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир.

На сегодняшний день телевидение исполняет не столько информативную функцию, сколько управляет мозгом человека. Самое страшное, что главными жертвами телевизионного помешательства становятся маленькие дети. Передачи, кино и, главное, мультфильмы — это все, чем сегодня напичкан современный ребенок. Самым сильным аспектом детского восприятия реальности можно смело назвать влияние мультфильмов на детей.

Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при: самом дозированном просмотре многие дошкольники становятся его заложниками..

Что же сейчас показывают детям и какую идею преследуют мультипликаторы? Во-первых, мультфильм давно перестал быть ценностью искусства. Если в советские времена старались обращать внимание на цензуру и вкладывали в каждый мультфильм какую-то поучительную или познавательную идею, то сейчас мультфильм больше похож на сериал для детей, хотя при просмотре нескольких таких серий даже взрослый человек будет озадачен тематикой. Немудрено, что колоссальное влияние мультфильмов на детей происходит из-за откровенного подхода ко многим темам, которые дети не решаются обсуждать со взрослыми. А вот «добрый» телевизор быстро решает эту проблему.

Во-вторых, при выборе детской телепередачи или мультфильма надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего.

 В-третьих, никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается.

Современный ребенок вынужден смотреть мультфильмы не по причине развития восприятия и мышления. Часто родители спасают свой рабочий день или досуг благодаря «Лунтику», «Шреку» и бессмертному мультику «Том и Джерри». Интернет в этом смысле поступает предательски: он дает возможность скачать все серии и занять ребенка просмотром на целый день. Влияние мультфильмов на детей заканчивается тем, что ребенок при неожиданном прекращении просмотра начинает нервничать, плакать и проявлять настоящую истерику. Чтобы успокоить ребенка, родители включают мультфильм заново, не понимая, что ребенок впал в зависимость.

Большинство детей дошкольного возраста посещают детские сады, где в среднем проводят по десять часов в день. Еще десять часов в сутки уходит у ребенка на сон. Итак, получается, что на общение с родителями у него остается четыре часа. Что можно успеть сделать за это небольшое время?

Можно побеседовать с сыном или дочерью о прошедшем дне, поиграть, почитать любимую книжку, сходить на интересную прогулку... Но ведь нужно еще успеть и ужин приготовить, и шкаф починить, да мало ли какие еще дела найдутся! Домашние дела отнимают от оставшихся четырех часов больше половины. В результате общение с ребенком занимает около двух часов.

Чем же занят ребенок? Утро — сборы в детский сад. Очень часто в этот короткий промежуток времени дети успевают посмотреть телевизор, благо специально для них в утренние программы вставлены мультфильмы и телепередачи.

А что же вечером? Предоставленный сам себе, ничем не занятый ребенок не даст вам сделать никаких дел. Нужно его чем-то занять. Чем? Самый оптимальный вариант — телевизор. Ребенок сидит возле него, ни к кому не приставая, пока не приходит время ложиться спать. В принципе, считают родители, это не так уж и страшно. Получается, что, вопреки рекомендациям, возле телевизора ребенок проводит более двух-трех часов в день. Тем более что вечерние программы не рассчитаны на детскую аудиторию. А если в доме только один телевизор, то ребенок тем более вынужден смотреть передачи для взрослых.

Теле- и видеопередачи, динамичные, красочные, эмоциональные, несомненно, привлекательны для детей.

Получается, что часто телевизор, радио и газета становятся первыми воспитателями наших детей, отодвигая на второй план родителей и воспитателей.

Восприятие в дошкольном возрасте еще не сформировано полностью. Одним из свойств такого несформированного восприятия является его наивно-реалистический характер.

Дети настолько близко к сердцу принимают то, что им показывают по телевизору, что пытаются подражать телегероям, — то есть происходит своеобразное кодирование, причем не обязательно прямое, а опосредованное: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Это, в свою очередь, приводит к бездуховности, развитию эгоизма, бездушия и жестокости.

Дети предпочитают смотреть в основном зарубежные мультфильмы. Но стоит взглянуть на внешние данные героев этих мультиков: героини с кинжалами и мечами, с не пропорциональными лицами и телами. Но что, же тут плохого думаем мы, обычные смешные рожицы, карикатуры людей. А наши дети в это время зомбируются, перенимают черты характера этих персонажей, хотят быть похожими на них.

К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия. Хочу ознакомить вас с некоторыми  признаками «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребёнка и которые  наносят вред психическому развития ребёнка.  

  • Агрессия.Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.
  • Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. У ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности, что приведёт к негативным последствиям в дальнейшем.
  • Склонность к подражанию. Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. Склонность к подражанию — это хорошее явление, если ребенок учится подражать хорошему. 
  • Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя ждать. Первыми почувствуют его близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя. Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям – чаще норма, а не исключение.
  • Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. Для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.
  • Секс. Целующиеся принц и принцесса — это немного перебор для формирующейся психики ребенка. Пересмотрите с десяток советских мультфильмов с тематикой любви. Вы не увидите там явного «взрослого» поцелуя. В современном мультфильме герои целуются, фамильярничают и всем своим видом намекают на сексуальный подтекст. Мультипликаторы с каждым годом все больше и больше «раздевают» принцессу, чтобы сделать ее образ неимоверно притягательным. Девочки формируют на основе такого образа стандарты своей фигуры и расстраиваются, если не получается быть похожими на свою любимую героиню-красавицу. Последствия могут быть самыми плачевными — девочки замыкаются в себе, комплексуют, а мальчики влюбляются только в заветных красавиц.

Что же делать? Как прекратить это нездоровое влияние мультфильмов на детей и освободить ваше чадо из лап диснеевских красавиц и чудовищ? Но не  все ли мультфильмы имеют исключительно негативное влияние. Если мультфильмы были первоначально разработаны для детей, значит они должны носить прежде всего позитивный характер. Есть некоторые мультфильмы, которые, несмотря на давний срок производства, очень нравятся и современному поколению, например:

  • «Ну, погоди»;
  • «Карлсон»;
  • «Кот Леопольд»;
  • «Чебурашка и крокодил Гена»;
  • «Простоквашино»;
  • «Бременские музыканты»;
  • «Винни Пух»;
  •  «Приключения Незнайки»;

Кроме того, некоторые диснеевские мультфильмы тоже благоприятны, если родители во время просмотра общаются с ребенком, объясняя, что хорошо, а что — плохо. Во время просмотра у родителей и ребенка должен быть постоянный диалог.

Проблема в том, что современные родители и сами не против потратить на просмотр мультфильма весь день. Сейчас мало кто из родителей может признаться, что не посмотрел все сезоны мультфильма «Маша и медведь». Ребенок смотрит на реакцию родителей и воспринимает все, как должное. Влияние мультфильмов на детей сильнее в два раза, если это влияние проявилось прежде на взрослых. Он уверен: если мама и папа больше времени проводят за компьютером, телевизором, а не за книгой, значит так и надо.

Негативное влияние мультфильмов на детей можно ослабить или искоренить вообще, если проводить с ребенком больше времени на прогулках, читать с ним книги, делать аппликации, считать различные предметы, ухаживать за домашними животными, рисовать, учить стишки, ходить в зоопарки, музеи, Помните, что в период формирования ребенок впитывает все, как губка. Постарайтесь окружить вашего ребенка интересными занятиями, добрыми веселыми мультфильмами, которых должно быть в меру, и можете быть уверены — ребенок будет счастлив.  Ребенок максимально счастлив, если мама и папа уделяют ему внимание, а мультфильм — это всего лишь защитная реакция от детского одиночества.

Телевидение может быть нашим союзником и активным помощником, а может стать и неотвратимым злом, которое мы сами пустили к себе в дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Полезны ли мультфильмы детям?"

Буклет для родителей...

Полезные ссылки на обучающие мультфильмы

Вашему вниманию представлены ссылки на развивающие мультфильмы для детей разных возрастов....

7 полезных мультфильмов про гигиену

Материал предназначен для воспитания у детей ЗОЖ...

Памятка для родителей "Полезные мультфильмы"

Просмотр мультфильмов не должен заменять живого общения с родителями. Выбирайте мультфильмы по возрасту, развитию, натуре и состоянию ребенка....

Советы родителям: Полезные мультфильмы, которые стоит посмотреть вместе с ребенком (по проблеме хвастовства).

Список рекомендованных к просмотру мультфильмов для родителей с детьми по проблеме хвастовства....

Памятка для родителей " Полезные мультфильмы "

Памятка для родителей " Полезные мультфильы"...