консультация по игре
консультация (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация
Тема: Нравственное воспитание ребенка дошкольника
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе.
Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких. Подготовить семейный праздник несложно, нужно только желание и немного фантазии. Традиционно самым любимым праздником у детей является день рождения! Как его праздновать?
Что нужно знать об эмоциональном развитии шестилетнего ребенка?
• В этом возрасте меняется поведение ребенка, уходит в непосредственность.
• Он способен подчинять эмоции своим близким целям.
• Может удерживать принятую на себя роль до окончания игры или до достижения поставленной цели.
• Начинает осознавать свои переживания.
• Начинает активно интересоваться отношением окружающих к себе, формировать собственную самооценку.
В этом возрасте ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Способность к сочувствию является одним их свойств человека. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.
При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребенка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребенка появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе. Свойственная детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.
В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по-разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Отчего ты грустишь?» и т. д. дети чутко реагируют на доброжелательное отношение к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Ребенок может заплакать если видит, что плачет его сверстник. Необходимо обращать внимание именно на первые, порой незначительные попытки ребенка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.
Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. Жизнь ставит перед родителями целый комплекс непростых вопросов: как преподносить ребенку плохое? О чем он должен и не должен знать? В каких случаях нужно вызывать у него сочувствие к тем детям, которые, предположим, наказаны, в каких - нет? Его же не учат сопереживать отрицательным героям художественных произведений и сказок! Известно, какую силу воздействия на ребенка имеет коллектив. Нужно ли у всех детей в группе поддерживать отрицательное отношение к провинившемуся ребенку? На все эти вопросы нет однозначного ответа. В каждом конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие приемы воздействия на ребенка. Конечно, ни в коем случае нельзя способствовать появлению озлобленности у наказанного ребенка или чувства превосходства, злорадства у других детей. Нужно объяснить провинившемуся справедливость наказания. К сожалению, в силу непонимания мотивов поведения ребенка взрослые зачастую способствуют зарождению и проявлению агрессивности, которая распространяется, как правило, на его сверстников. Грубые методы воздействия, равнодушие, нетактичность по отношению к провинившемуся как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей ничем не могут быть оправданы.
Однако из основных нравственных качеств - гуманное отношение к окружающим -воспитывает у детей с раннего детства. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознаны и эмоционально насыщенны, если в их основе лежат заботливое, внимательное отношение к другим людям, помощь и взаимопонимание, отзывчивость, доброжелательность. Важным моментом в нравственном воспитании ребенка является и положительнее эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.
Наказывать или прощать?
Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку. Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что « родители обязаны: заниматься воспитанием своих детей; заботиться об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии; обеспечивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их развитию и здоровью; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение».
Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа « теперь не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.
Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты - без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие простого ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.
Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказ
Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь - ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.
Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.
Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая, ответить тем же.
Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.
Что эффективнее - похвала или наказание?
Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений. Страх - достаточный мотив для достижения какого - то результата, но чувство обиды обычно дает обратный эффект.
Памятка «Искусство наказывать и прощать»
1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.
8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
10. Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
11. Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
12. Упрямство - свидетельство желания быть независимым;
13. Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;
Основным компонентом по созданию условии социальной адаптации является полноценная, благоустроенная развивающая среда, позволяющая сближать педагога с ребенком, обеспечивать высокий уровень воспитательно - образовательной работы, способствовать укреплению здоровья детей. Для создания психологического комфорта развивающей среды мною группа была разбита, на зоны дающие детям целостно изучать и закреплять различные социальные условия. Одной главных таких мест является зона «Добра и понимания», в ней имеется весь необходимый материал для разрешения конфликтных ситуаций с детьми.
Организация условий для ознакомления с природой сыграло пе мало важную роль в привыкании детей в дошкольном учреждении. В зеленом уголке находятся цветущие и декоративные растения, за которыми ребята, любят очень ухаживать живать .Аквариум для рыбок (гуппики) позволяет прививать любовь ко всему живому. На участке имеется огород, где охотно ребята, выращивают овощи и проявляют желание к наблюдению за ними и их ростом.
Зона отражающая транспортную среду влияет на успешную работу с детьми по правилам дорожного движения. Она включает в себя мини городок,, настольно- печатные игры, дидактические игры, дорожные знаки.
Собран материал познавательного характера: пазлы, мазанка, лото, оформлены дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления и речи.
Спортивный уголок позволяет ребятам безболезненно адаптироваться к условиям социальной жизни учреждения и требованиям предъявляемым к проведению оздоровительной работы в детском саду. В уголок приобретен спортивный инвентарь: мячи., обручи флажки, прыгалки. Нестандартное оборудование изготовлено руками педагогического коллектива группы: лыжи, клюшки, веревочки, мешочки с песком, «Солнышко» для перешагивания и прыжков, тоннель.
В оформлении групповой комнаты используются произведения народного творчества,, творческая работа коллектива: стеновое место для выставок детского творчества. мультипликация в пластинках с героями любимых
В арсенале аудио- средств, приобретён магнитофон с аудиозаписями детских
сказок ,инструментальной и классической музыкой. Весь свой опыт полученный детьми в процессе ознакомления с различными видами развивающей среды закрепляется и в театрализованной деятельности, в показе и знакомством различных видов театра: настольный, кукольный, теневой.
Художественная литература собрана согласно возрастным требованиям: литература русских писателей и литература писателей разных стран, находится в уголке книги, предназначенный для. Знакомства с художественной литературой и творчеством писателей.
Оформлен этнический уголок для ознакомления детей с народами разных стран, культурой мира, свободы и всеобщего уважения. Он включает в себя литературу, направленную на ознакомление детей с символикой страны, правилами поведения в общественных местах, знакомство с культурой кавказского народа. Эта зона объединена с сюжетно-ролевой игрой «Почта» которая показывает, что дружить нужно и можно не только в группе , но и в письмах, рисунках посланных детьми другим детям.
Очень важно меняя социальные условия семьи на социальные условия дошкольного учреждения, поэтапно организовывать знакомство и с культурно-гигиеническими навыками в этом помотает игровое панно «Все сделай сам», шнуровать , застегивать пуговицы, застегивать молнию, завязывать бантик, что существенно соответствует возрасту детей, данной труппы.
Таким образом . предметно- пространственная среда группы обеспечивает высокий уровень интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка.
В настоящее время индивидуальные образовательные маршруты разрабатываю для детей имеющих проблемы в освоении программного материала и в общении со сверстниками, карты развития имеют все воспитанники. При разработке индивидуального маршрута я выделяю следующие принципы: - принцип опоры на обучении ребенка,
-принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
-принцип соблюдения интересов ребенка
-принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма. "Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.
-принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Таким образом, складываются следующие этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута, которые могут быть представлены следующим образом:
• определение потребностей и мотивов;
• постановка цели;
• разработка содержания; определение технологического инструментария;
• определение направлений диагностического сопровождения воспитанника;
• определение условий, обеспечивающих достижение цели;
• обсуждение результатов и корректировка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.
Таким образом, использование индивидуальных карт развития ребенка и индивидуальных образовательных маршрутов, способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, являются педагогической поддержкой личностного самоопределения воспитанника. Совокупность всех условий воспитании и обучения детей дошкольного возраста позволяет обеспечить такой уровень развития ребенка, который помогает ему успешно и без больших потерь войти в школьную жизнь.
Оглавление
- Заявление
- Аттестационный лист
- Представление
- Общие сведения
- Пояснительная записка
- Оценка результатов повышения квалификации (за 5 лет)…………….3
- Выполнение педагогом государственного стандарта по дошкольному образованию…………………………………………………………...…5
- Процент успешного усвоения воспитанниками образовательных программ…………………………………………………………………32
- Эффективность работы по охране жизни и здоровья воспитанников…………………………………………………………...38
- Взаимодействие педагога с родителями воспитанников……………...42
- Результаты анализа текущей документации (в соответствии с функциональными обязанностями)……………………………………56
- Результаты участия в организационно – методической работе ДОУ……………………………………………………………………….60
- Использование методов , средств и форм воспитания и обучения детей (по анализам трёх занятий)……………………………………………...65
- Дополнительные показатели……………………………………………73
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "познавательные игры,в которые можно играть дома"
Консультация для родителей...
Консультация «Учимся играя, значение игры на развитие психики ребенка»
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут н...
Консультация "В игры играем - речь развиваем"
Консультация "В игры играем - речь развиваем"...
Консультация "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"
Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"...
Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком".
Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком"....
Консультация "Как играть с детьми младшего дошкольного возраста в игры по мелкой моторике"
Данная консультация будет полезна родителям детей младшего дошкольного возраста...
Консультация «В игры играем – память развиваем»
Дошкольный возраст – это период наиболее стремительного развития человека, первоначальное формирование физических и психических его качеств, необходимых в течении всей последующей жизни. Особенн...