ТАЙНАЯ СИЛА РУК.
консультация на тему

Дробинина Наталья Петровна

Простые, доступные каждому упражнения для ладоней и пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taynaya_sila_ruk.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                   

                                                     Тайная сила рук.                                                                                                                                                              В наше время загрязнённой окружающей среды, скоростного течения времени, повсеместного развития техники проблема здоровьесбережения детей является самой актуальной.                                                                                 В основных нормативных документах, определяющих приоритеты развития дошкольного образования, говорится не только о здоровьесберегающих, но и здоровьесозидающих технологиях. Здоровьесберегающая  технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития; это система мер, направленных на активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.                                                                                Из опыта работы, я сделала вывод о целесообразности использования в работе с детьми дошкольного возраста следующие здоровьесберегающие педагогические технологии, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний:                               - физкультминутки (динамические паузы) для профилактики переутомления в ходе непосредственно образовательной деятельности;                                                                  - бодрящая гимнастика после дневного сна, включающая упражнения для развития свода стопы, приведения организма в бодрое состояние, закаливание;                                           - дыхательная гимнастика в процессе игровой деятельности, в качестве динамической паузы или компонента бодрящей гимнастики ;                                              - гимнастика для глаз после использования в непосредственно образовательной или игровой деятельности компьютерной техники,  также в качестве составной части физкультурного занятия или динамической паузы для профилактики переутомления органов зрения;                                                                                                    - игротерапия как самостоятельное мероприятие или как заключительная часть какой-либо деятельности в качестве расслабляющего и успокаивающего момента;                                                                                                                                   - самомассаж пальцев рук как отдельное лздоровительное мероприятие или как динамическая пауза;                                                                                 - пальчиковые игры перед непосредственно образовательной деятельностью, в ходе продуктивной деятельности и как самостоятельная игра индивидуально или подгруппой.                                                                        Остановлюсь более подробно на пальчиковых играх, упражнениях и самомассаже рук. Дело в том, что движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае и Древней  Греции. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему. Ещё древнегреческий философ Анаксагор писал: «Рука каждого человека таит в себе чудодейственную силу исцеления от болезней».        Здоровье детей тесно связано с состоянием мелкой моторики руки. Современные исследования физиологов подтвердили: нервные окончания пальцев рук, да и вся ладонь, имеют связь с корой больших полушариев. Не случайно проекция кисти на коре головного мозга занимает самую большую площадь. На руке находится много точек зон, обладающих общим успокаивающим действием на организм.                                                                От кончиков пальцев рук до их основания располагается зона, имеющая наибольшую связь с головным мозгом. По этой причине при утомлении необходимо давить со средней силой попеременно по 3-4 секунды на переднюю, заднюю и боковые поверхности каждого пальца. Регулярный массаж одного большого пальца способен повышать функциональную деятельность головного мозга. Указательный палец активизирует деятельность желудка, средний - кишечника, безымянный нормализует функцию печени, мизинец стимулирует деятельность сердца.        Особое значение имеет ладонная поверхность возвышения большого пальца. Здесь находится зона щитовидной железы. Её стимулирующий массаж рекомендуется при слабости, обусловленной пониженной функцией щитовидной железы.                                Комбинации и фигуры, изображаемые пальцами, доступны детям с 3-х лет, не имеют противопоказаний. Занимаясь ежедневно, очень скоро можно ощутить оздоровительный эффект. Все упражнения выполняются спокойно, без малейшего напряжения, без усилий. Их можно проделывать во время прогулки, при просмотре телепередачи, при чтении. Упражнения выполняются ежедневно обеими руками, несколько раз в течение дня. В случае наличия хронических заболеваний эффект обычно наступает через месяц непрерывных занятий. При острых заболеваниях уже через несколько дней ощущается улучшение здоровья и самочувствия. Систематическая работа по тренировке легких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга - у детей улучшается память, внимание, слух, зрение.                                        Игры с участием рук и пальцев, самомассаж позволяют приводить в гармоничные отношения тело и разум, поддерживать мозговые системы в превосходном состоянии. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности  такими точками кисть не уступает уху и стопе. Зная эти особенности строения рук, я ежедневно с детьми провожу подобные мероприятия. Применение в работе с дошкольниками подобных здоровьесберегающих педагогических технологий позволяет повышать результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья  детей, помогает в побуждении воспитанников к ведению здорового образа жизни и выработке у них ответственности за собственное здоровье.                                                                                                                     В Китае и Японии распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность объясняется их оздоравливающим и тонизирующим эффектом на организм. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.                                                                                   В своей работе использую упражнение с перекатыванием в ладонях маленького мячика (дети его называют «попрыгунчиком»). Для дошкольников это просто весёлая игра. Они даже не подозревают, сколько пользы себе доставляют данными движениями!                                                                          Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая» и другие. Многие родители видят в них развлечение, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. В этом отлично помогут пальчиковые игры, которые можно проводить и, не имея специального образования, без какого-либо специального оборудования, в любом месте и в любое подходящее время. Велосипеда мы, по сути не изобретали, просто стали регулярно в своей работе использовать пальчиковые игры и упражнения. Некоторые находим в литературе, какие-то разрабатываем сами, так или иначе, но в нашем арсенале на сегодняшний день имеется около пятидесяти пальчиковых игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклеты "Каша - сила наша" выпуск 1 "Каша - сила наша" выпуск 2

8 января - народный праздник "Праздник каш". В народе говорили: "Бабий праздник, праздник каш" В этот день готовят традиционные старинные блюда - каши...

"ТАЙНАЯ СИЛА РУК"

Консультация для родителей...

Методическая разработка в ДОУ в старшей группе «Уроки служения Отечеству: «Сила не в силе, а сила в любви!»

Цель методической разработки познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайлович...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе к конкурсу педагогических работ «Уроки служения Отечеству». «Сила не в силе, а сила в любви!»

Познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайловичем Чичаговым....

Тайная сила рук

Тайная сила рук...

"Тайная сила Павла Бажова"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру книжной культуры....

Тайная сила подковы

Программное содержаниеЦель:Приобщать детей к истокам русской культуры.Задачи:Развивающие:• Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать наглядное-обр...