Ребенок стал школьником. Опросник для родителей
консультация на тему
Когда родители и психолог встречаются впервые, в большинстве случаев они прежде всего хотят друг друга лучше узнать. И тогда психолог предлагает различные методики и опросники, а родители на них отвечают. Обычно это объемная работа, и сначала мы предлагаем краткую процедуру. В результате психолог и родители смогут решить, будут ли они сотрудничать, или не слишком подходят друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ребенок стал школьником.Опросник | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок стал школьником. Опросник для родителей школьников
К психологу родителей приводит тревога перед поступлением в школу, затруднения в учебе, трудности в поведении, другие проблемы в школе. Родители приходят к специалистам в поисках компетентного взгляда на проблему, которая кажется сложной и почти тупиковой.
В это время жизни родители уже значительно менее склонны к погружению в мир чувств и непосредственных впечатлений. Их больше беспокоит то, какие способности у ребенка, какое впечатление может произвести ребенок на посторонних взрослых, как ребенок сможет установить отношения с ранее незнакомыми людьми, найти приятелей.
Подходящий способ в начале общения с родителями – отвечать на поставленный вопрос и не пытаться собрать больше информации, чем это необходимо для ответа на вопрос. Родителям бывает не по себе, неприятно, когда им приходится слишком много рассказывать о ребенке, о себе, об истории семьи, когда еще не ясно, зачем эта информация нужна.
Итак, когда родители и психолог встречаются впервые, в большинстве случаев они прежде всего хотят друг друга лучше узнать. И тогда психолог предлагает различные методики и опросники, а родители на них отвечают. Обычно это объемная работа, и сначала мы предлагаем краткую процедуру. В результате психолог и родители смогут решить, будут ли они сотрудничать, или не слишком подходят друг другу.
Опросник составлен Васильевой Н.Л. и Афанасьевой Е.И. и представляет собой опросный лист из двадцати восьми пар утверждений, разделенных на четыре блока.
Теоретическим основанием для опросника является концепция детского развития и "зоны ближайшего развития" выдающегося отечественного психолога Л.С.Выготского. Содержание его навеяно идеями позитивной психотерапии Х.Пезешкиана, особенностью которой является система психологической помощи и самопомощи, профилактическая направленность, четкость и образность предъявления психологических и медицинских знаний, принципиальная доступность для людей любой социальной, возрастной группы благодаря использованию языка образов, изначальная установка на "привязку" к конкретным социальным и культуральным условиям. Наличие четкой структуры сочетается в позитивной терапии с творческим подходом, вариабельностью. Существенное внимание уделяется ресурсам, тому, что уже имеется в арсенале общества, семьи, самого человека. Идеи позитивной терапии сочетают традиции как Запада, так и Востока, чем также актуальны для России.
В соответствии с концепцией позитивной психотерапии рассмотрению подлежат четыре сферы жизни. Для душевного равновесия, лежащего в основе психического и физического здоровья, необходимо равновесие четырех сфер. Равновесие заключается в равномерном распределении энергии, или внимания, или времени и сил между различными сферами жизни. Установление полного равновесия - это абстрактная идеальная цель. Для нормальной жизнедеятельности достаточно более или менее равномерного распределения сил и душевной энергии по четырем сферам жизни, каковыми являются: 1) физические потребности, 2) деятельность, труд (в нашем случае - младших школьников - учебная деятельность), 3) межличностные контакты, и 4) четвертая, в нашей культуре непривычная и потому требующая более подробного описания - интуиция, фантазии, прошлое и будущее, вопросы смысла жизни, а также религиозно-духовные вопросы.
Последняя сфера для Пезешкиана связана с современными религиозными воззрениями. Нам здесь кажется важным иметь в виду, что в структуре личности имеется соответствующее "пространство", то есть у ребенка есть способность к усвоению высших смыслов, будь то какое-либо религиозное, либо другое мировоззрение, и это пространство непременно будет чем-то занято. Это обстоятельство необходимо иметь в виду всем воспитателям детей, не отмахиваться от их вопросов и не оставлять без помощи, то есть жизненного опыта старших, когда дети неизбежно сталкиваются с "недетскими вопросами".
Можно сказать, что описание сфер жизни представляет собой описание потребностей в той форме, которая принята в настоящее время в обществе, то есть в социализированной форме. Потребности и социализация рассматриваются как нераздельные, отражающие взаимодействие двух рядов развития, названных Л.С. Выготским "натуральным" и "социальным" рядами развития.
По нашему опыту использование схемы позитивной терапии позволяет наглядно представить разнообразные потребности ребенка. Это помогает обратить внимание взрослых на то, что фиксация внимания только на учебной деятельности не приносит желаемого успеха в этой сфере, а скорее мешает успеху, и может обеднять личность в целом. Из исследований отечественных психологов известно, что для благополучия ребенка в начальной школе полезно идти от того вида деятельности, в котором ребенок успешен, и большее внимание уделять успешной деятельности. Показано, что успехи в русском при продуманной организации занятий способны "потянуть" за собой математику, и наоборот. Не стоит лишь "зацикливаться" на том, что пока не получается.
Четыре тематических блока в опроснике обозначены цифрами слева. Внутри каждого блока – семь пар утверждений, пара утверждений относится к одному и тому же проявлению ребенка. В первом блоке представлены физические потребности. При знакомстве с ребенком, изучении проблемы важно отметить, как ребенок спит, ест, как обстоят дела с его потребностью в движении; в этом же блоке - вопросы об освоении социальных норм в телесной сфере (чистая одежда).
Во втором блоке рассматривается учебная деятельность: ее организация, освоение роли школьника, исполнительность и следование образцу, а также активный интерес к любым занятиям, или собственная мотивация к деятельности.
Третий блок посвящен коммуникациям - общению семьи, общению ребенка со сверстниками, с родителями как основными воспитателями ребенка, усвоению стандартов общества.
Четвертый блок описывает сферу фантазий, идеалов - так, как она может быть представлена в современной семье. Это информация об истории семьи, традициях, экзистенциальные вопросы, временная перспектива, пространство для творчества, помощь родителей в организации творческой деятельности детей, опыт разделенных переживаний между членами семьи.
Описания даны не в виде "идеальных" характеристик, а в виде конкретных жизненных проявлений, чтобы свести к минимуму оценочный компонент. Выбор ответов в разных семьях достаточно разнообразен и дает некоторую картину организации жизни ребенка в семье.
ПОЗИТИВНЫЙ ОПРОСНИК ПО СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ
№ темы | Выберите из каждой пары высказываний и отметьте более соответствующее Вам | |
1 | 1. Ребенок регулярно занимается физкультурой (спорт. Секция, упражнения, гимнастика). 2. В выходные дни Вы с ребенком бываете за городом, на природе. 3. Ребенок ест в умеренных количествах, с удовольствием и все, что предлагают. 4. Ребенок засыпает вовремя, просыпается легко. 5. Ребенок получает удовольствие от комфорта и уюта в доме. 6. Ребенку нравится носить красивую одежду 7. Сам просит сменить испачканную одежду. | 1. Мой ребенок занимается физкультурой редко и без удовольствия. 2. Для совместных прогулок не хватает времени 3. У ребенка проблемы с аппетитом (ест слишком много, мало, выборочно). 4. Ребенок не хочет ложиться спать и просыпается с трудом. 5. Безразличен к чувственным компонентам повседневной жизни. 6. Ребенку все равно - как, во что он одет. 7. Может надеть грязную одежду, не проявляет инициативу в том, чтобы сменить одежду. |
2 | 1. Помнит, что нужно собрать портфель, сам заботится о школьных принадлежностях; если надо, привлекает взрослых. 2. Гордится своей ролью школьника. 3. Запоминает просьбы педагога. 4. Любит слушать, читать книги. 5. Имеет фиксированные обязанности по дому. 6. Может сам себя занять в течение 1-2 часов. 7. У ребенка есть любимая игра или занятие. | 1. Нуждается в постоянном напоминании или за него о школьных вещах заботятся взрослые. 2. Не вполне понимает значение этой роли. 3. Забывает просьбы педагога. 4. Предпочитает телевизор чтению книг. 5. Выполняет поручения по просьбе родителей. 6. Постоянно требует внимания взрослых. 7. Занимается всем понемногу, не имеет предпочтений. |
3 | 1. Вы бываете в гостях всей семьей (или принимаете общих с ребенком гостей) чаще, чем раз в месяц. 2. Можете назвать 2-3 приятелей ребенка. 3. У вас есть ритуал отхода ко сну (разговариваете с ребенком, гладите по голове, просто сидите рядом). 4. Часто обсуждаете события дня, книги, телепередачи. 5. Каждый день бывает что-то, за что Вы хвалите Вашего ребенка. 6. В Вашей семье погладить или поцеловать ребенка - обычное дело 7. В доме есть животные и птицы. | 1. Реже, чем раз в месяц. 2. Затрудняюсь припомнить приятелей. 3. Укладывание спать не доставляет ни Вам, ни ребенку никакого удовольствия. 4. Для таких разговоров не хватает времени. 5. Не находите за что похвалить ребенка. 6. В Вашей семье это не принято. 7. Мы считаем это большой дополнительной нагрузкой. |
4 | 1. Ребенок знаком с историей Вашей семьи. 2. Такие темы, как рождение, смерть, создание семьи – обсуждаются с ребенком. 3. У ребенка имеется свободное, ничем не занятое время (для раздумий, фантазий). 4. Бывает, что Вы придумываете с ребенком что-то новое (сказку, программу праздника, техническую модель). 5. Своими представлениями о счастье Вы делитесь со своим ребенком. 6. Религиозные темы обсуждаются в семье. 7. Вы считаете, что рядом с Вами живет уникальный и неповторимый человек. | 1. Никогда об этом ему не рассказывали. 2. Не знаете, в какой форме рассказать об этом ребенку или не считаете нужным. 3. Все время ребенка распланировано буквально по минутам. 4. Ребенок должен просто учиться делать все так, как это делают взрослые. 5. Такой ситуации не было. 6. Не обсуждаются. 7. Считаю, что детство - подготовка к взрослой жизни. |
Таким образом, каждый пункт опросника состоит из двух предложений в утвердительной форме. Пары предложений характеризуют одно из проявлений жизнедеятельности ребенка или семьи в целом. Родители выбирают и отмечают одно из двух высказываний, слева или справа, более подходящее для их семьи, ребенка.
После заполнения опросного листа следует обсуждение результатов и заложенных в опросник идей. Что и как обсуждается, зависит от конкретных обстоятельств общения родителей и психолога.
Этот опросник не имеет "ключа", потому что в нем нет "секретного замка": все, что слева, более соответствует потребностям ребенка в развитии, то, что справа, помогает ему меньше. Если в какой-то сфере справа отмечено 2-3 высказывания – это указание, что Вы можете попробовать что-то изменить, если Вам это покажется подходящим (не обязательно то, что указано в тексте, но что-то из этой области – это дело Вашего творческого выбора), и, скорее всего, это у Вас получится. Если выбраны 4 и больше высказываний в одной теме, это указывает на "западение" в этой сфере, то есть этому проявлению жизни уделяется мало внимания или в этой сфере есть проблемы, и нужно обсудить это с психологом. Если большинство выборов сосредоточено слева – жизнь ребенка организована так, что соответствует его основным потребностям, но если Вы при этом чувствуете, что что-то не так – нужно выяснить, нет ли у Вашего ребенка каких-то особых потребностей.
Одновременно с выбором подходящего высказывания родители имеют возможность ознакомятся с концепцией разностороннего сбалансированного развития ребенка в максимально простом виде. Эта работа может послужить одним из тех "мостиков", которые необходимы для установления отношений сотрудничества между родителями и психологом. Родители также могут использовать опросный лист как своего рода "памятку" в своей повседневной жизни.
При всей простоте и очевидности рассмотренных проявлений семейного функционирования оказывается, что принятый семьей образ жизни является устойчивым образованием и не изменяется существенно со временем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР). Вариант для родителей дошкольников и младших школьников
Опросник вывляет особенности взамодействия родителя и ребенка по ряду характеристик. Тест хорошо проводить вначале работы с родителем...
опросник для родителей "Основа отношения отца и матери к ребенку"
Выявить отношения отца и матери к ребенку...
Опросник для родителей "Знаю ли я своего ребенка"
Опросник для родителей "Знаю ли я своего ребенка" Данные вопросы помогут родителям понять, на сколько хорошо они знают своего ребенка...
Анкета-опросник для родителей "Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка"
Анкета-опросник для родителей "Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка"...
Опросник для родителей "Основа отношения отца и матери к ребенку"
Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым....
Опросник для родителей "Сказка в жизни ребенка"
для родителей...
Ребенок стал капризным? Инструкция для родителей
На излишнюю капризность детей жалуются многие родители. Конечно, основной вопрос мам – что делать, когда капризность становится постоянным состоянием малыша. Как реагировать правильно – иг...