журнал для родителей
методическая разработка по теме

Колесникова Светлана Валерьевна

Адаптация к доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnal_dlya_roditeley.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

По материалам книги

 «Социальная адаптация малышей в ДОУ»

Авторы: Иванова Н.В., Кривовицина О.Б., Якупова Е.Ю.

                                                              Составитель:

                                                                      Колесникова С.В.

                                                                     педагог-психолог

МКДОУ д/с «Подснежник»

                                                                   пгт Подосиновец

МДОУ д/с «Подснежник»

2012

ПОСТУПЛЕНИЕ РЕБЁНКА В ДЕТСКИЙ САД

Уважаемые мамы и папы!

Ваш малыш подрос и уже скоро станет посещать детский сад.

Для него очень сложно понять, почему мама отдаёт его в неизвестное место, почему она уходит, а не остаётся вместе с ним. И вы тревожитесь о том, будет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании.

Вы должны знать и не пугаться того, что привыкание к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже на 3-4-й день и привыкают к новым условиям жизни без изменений психического состояния и поведения. У других период адаптации длится месяц, а иногда и более.

В адаптационный период возрастает возможность заболевания ребёнка, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

И конечно, привыкая к новым условиям, малыши – плачут. Плачь – эмоциональная разрядка, по-другому они пока не научились снимать нервное напряжение. Но, как подметили практики, самые «плаксивые» поначалу потом становятся наиболее привязанными к детскому саду.

Пусть наши советы и рекомендации помогут вам и вашему ребёнку значительно легче привыкнуть к дошкольному учреждению.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ

Срок периода адаптации зависит от возраста детей при поступлении, чем раньше они приходят в дошкольное учреждение, тем быстрее привыкают к новым условиям жизни.

Длительность и тяжесть привыкания зависит и от предшествующего воспитания в семье.

Дети одного и того же возраста по-разному адаптируются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей их высшей нервной деятельности. Некоторые в первые дни кричат при расставании с родителями, отказываются есть, спать, протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2-3 дня уже втягиваются в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, без возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к детскому саду.

Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям. Дети, которые до поступления в детское учреждение общались со многими взрослыми и детьми, получали разнообразные впечатления, жили в разных условиях (на даче, в деревне у бабушки и др.), легче адаптируются.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД?

За 1-2 месяца до поступления ребёнка необходимо приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду:

- подъём – 6.30- 7.30;

- кормление – 8.10, 11.40, 15.10, 16.20;

- дневной сон – 12.30 – 15.00;

- ночной сон – с 21.00.

Уделите внимание рациону питания, приучите ребёнка есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбные суфле и т.д.

Обратите серьёзное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребёнок, умеющий есть, раздеваться и одеваться (в рамках возрастных возможностей), пользоваться горшком, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии.

Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний.

Самостоятельность ребёнка создаёт предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми.

До поступления ребёнка в детский сад попробуйте посещать прогулки в д/с, во время которых, по возможности, приобщите его к совместным игровым действиям с другими детьми.

На прогулках обратите внимание на «ритуалы» встречи и прощания родителей с детьми.

Если у вашего малыша сохранились к моменту поступления в садик вредные привычки (сосание пустышки, пальца, кормление с книжкой и др.), отучайте от них постепенно: сначала дома, а потом уже в группе, по договорённости с персоналом.

Внушайте малышу, что ему будет хорошо в д/с, что его ждут воспитатели и друзья.

ПЕРВЫЕ ДНИ В ДЕТСКОМ САДУ

Первый раз желательно привести малыша в детский сад утром, ближе к концу завтрака, накормленного.

Первые 2-3 дня приводите малыша в группу на 1-3 часа, постепенно увеличивая время его пребывания в коллективе.

Не беспокойтесь больше, чем ребёнок. Если вы прощаетесь с ним несколько раз подряд с беспокойным выражением лица, у него возникает мысль: «Она ведет себя так, как будто беспокоится, что со мной случится что-нибудь ужасное, если я здесь останусь. Лучше я её не отпущу от себя». Ведите себя весело, уверенно, показывая малышу, что оснований для страха нет.

Если ребёнок с трудом расстаётся с матерью, возможно, водить его в детский сад следует попробовать отцу.

Разработайте с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.

Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или предметы, с которыми не расставался дома.

В выходные дни максимально приблизьте домашний режим к режиму детского сада и не нарушайте его и в другие дни недели, когда малыш бывает дома.

В конце дня обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, с какими трудностями столкнулся ребёнок сегодня, а что уже хорошо получается.

В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте его детским садом.

Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.

КАК СНЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ РЕБЁНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ?

Дома к малышу следует относиться особенно бережно, старайтесь предупреждать отрицательные эмоции, не наказывать его.

Поиграйте с ним, ведь игра – один из лучших антистрессовых приёмов. Она позволяет раскрепоститься, расслабиться. Только помните: вечерняя игра не должна быть шумной, с беготнёй и криками.

Хорошо помогает снять напряжение игра «Рвакля». Приготовьте ненужные газеты, журналы и широкое ведро или корзину. Ребёнок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней всё что заблагорассудится, а потом бросать её в корзину.

Если ребёнок возбуждён и никак не останавливается, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одна из таких игр – «Грибник». Расставьте небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшое расстояние друг от друга. Затем попросите ребёнка собрать все предметы – «грибы» - в корзину.

Приглушив таким образом «лишнюю» энергию, можно почитать, порисовать, поиграть с пальчиками. Прелесть пальчиковых игр в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребёнка выдуть большой шар и малюсенький пузырик), играть с кубиками (устроить ребёнку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), просто дать 2-3 баночки, - пусть малыш переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует успокаивающее, через 15 – 20 минут ребёнок будет готов идти в кровать.

Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку.

Что собой представляет ваш малыш?

(возрастные психологические особенности)

Все основные психические процессы ребёнка – внимание, память, мышление – имеют непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить.

Ребёнок очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое. Восстановлению равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослыми, которые включают ритмическое поглаживание, покачивание, подбрасывание и т.д.

Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то от того человека, которому доверяет. При этом он подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому.

Для детей этого возраста характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них ещё недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Дискомфорт может быть вызван чем угодно: не выспался, холодно или жарко, хочет пить или есть, что-то болит, беспокоит давление обуви и т.п.

Сверстник ещё не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребёнок исследует предмет, который интересует и меня, он наступил мне на ногу, пролил компот на скатерть и т.д.

Малыш ещё может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же. как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока такое поведение не считается проявлением жестокости.

Ребёнок ещё очень зависим от родителей, как будто понимая, кто даёт ему чувство безопасности. Он может бояться оставаться один без матери, расстраиваться, когда родители или кто-либо из членов семьи уезжает на несколько дней. Постарайтесь учитывать его чувствительность, планируя различные перемены в жизни семьи.

СОВЕТЫ ОТ ФРЕКЕН БОК

Здравствуйте, мои дорогие мамы и папы и глубокоуважаемые бабушки и дедушки!

Это я – Фрекен Бок. Сегодня я расскажу, как быть самыми внимательными родителями и правильно подготовить ребёнка к поступлению в детский сад.

Итак, садик вы уже выбрали. Теперь обсудим, что умеет делать ребёнок и чему следует его научить до начала учебного года.

1. Культурно-гигиенические навыки (проще говоря, как он ест, ходит в туалет, переодевается, т.е. как он умеет себя обслуживать).

Следует за 1-2 месяца до начала учебного года приучить ребёнка к горшку, отказаться от подгузников.

Малыш должен есть самостоятельно, хотя бы ложкой, и уметь пить из чашки. Безусловно, его будут докармливать, голодным не оставят, не беспокойтесь, но прививать самостоятельность необходимо.

2. Режим бодрствования и сна в детском саду и дома должен быть одинаковым. Узнайте заранее, в какое время детей укладывают спать, и аккуратно перестройтесь, если будут несовпадения.

3. Ребёнок должен говорить! Ребёнок должен уметь произносить своё имя. Если он говорит гораздо больше – замечательно, или активно бормочет, но смысл понятен только ему – тоже хорошо. А если совсем не разговаривает – обязательно проконсультируйтесь с дефектологом.

4. Ведите дома рекламную компанию садика! «Ах, как там хорошо! Какие там машинки (куклы, мишки и т.п.). Если будешь хорошей девочкой (мальчиком), отведу тебя в этот замечательный детский садик».

5. И ещё! Следует узнать, какие требования к одежде ребёнка выдвигают в группе детского сада, и подготовить всё необходимое.

Медицинская карта – это серьёзно! Обязательно узнайте, какая форма требуется для зачисления ребёнка, и получите заключение специалистов.

Хорошего Вам лета. Много гулять (не путать с «смотреть телевизор»), плавать, греться на солнышке, кушать «витаминчики» и готовиться к новому, очень важному делу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный журнал для родителей

Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение – без этого трудно организовать семейное музыкальное воспитание. Ежемесячно я готовлю для родителей буклет "Музыка...

Журнал для родителей "Знайка" (Выпуск № 2, январь 2012г. "Зима")

Журнал "Знайка" - это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами МБДОУ, на популяризацию работы МБДОУ....

Журнал для родителей "Родителям о речи ребенка"

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и ...

Информационно-просветительский журнал для родителей "Родителям будущих первоклассников"

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи, как первого института социализации человека. Одно из условий о...

Информационно-просветительский журнал для родителей "Правовые консультации для родителей будущих первоклассников"

   Главная цель информационно-просветительского журнала для родителей "Правовые консультации для родителей будущих первоклассников"    повысить правовую ...

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...