« Как определить эмоциональное состояние ребенка?»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
« Как определить эмоциональное состояние ребенка?»
Существует большое количество методов психологической диагностики вообще и эмоциональной сферы ребенка в частности. Однако в случае педагогической оценки далеко
не все могут быть использованы непосредственно воспитателем.
Это объясняется, во-первых, тем, что воспитатели не имеют
достаточной психологической подготовки, чтобы правильно
интерпретировать результаты тестирования.
Психологами была апробирована методика определения импульсивности ребенка.
Оказалось, что многим воспитателям не понятны некоторые
утверждения теста, поскольку им не ясен его психологический
смысл. Так, в тесте есть утверждение :« Обидчив, но не злопамятен». В комментарии воспитатель пишет, что формулировки можно расширить, так как некоторые дети и обидчивы, и злопамятные. То есть для воспитателя остается
в стороне психологическая составляющая импульсивности, а именно склонность действовать по первому побуждению,
под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Такой ребенок быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро остывает, т.е. длительное сохранение в памяти не является признаком импульсивности.
Во-вторых, очень часто результаты теста дают возможность отнести ребенка, например, к группе тревожных или импульсивных детей и таким образом оправдать свою бездеятельность в отношении конкретного ребенка.
Ярлык агрессивности в данном случае дает возможность воспитателю не анализировать причины повышенной раздражительности и злости в конкретных ситуациях.
Однако повышенная агрессивность не означает, что ребенок
злой и жестокий, потому что он такой от природы.
Такое его поведение провоцируется, как правильно, отношением
к нему взрослых или сверстников. Он боится получить отрицательную оценку своих действий со стороны родителей
или других детей. Может быть, такой ребенок боится
не справиться с заданием, а гнев и раздражительность
являются его поведенческими редакциями на конкретную
жизненную ситуацию.
В связи с этим для педагогической оценки мы предлагаем в качестве основного метода наблюдение. Предлагают следующие ситуации, в которых можно пронаблюдать
и оценить степень эмоционального реагирования на них ребенка.
Страх
- Приход в детский сад, появление где- нибудь;
- незнакомая удивительная игрушка;
- поломка игрушки;
- плач, крик сверстника, друга;
- нападение сверстника, друга;
- незнакомый звук;
- воспитатель запрещает, ругается, кричит;
- появление незнакомых взрослых или детей ;
- приближение незнакомых людей;
Гнев
- уход матери;
- желание иметь что-то, чем обладает сверстник;
- желание иметь что-то, чем обладает воспитатель;
- желание иметь что-то, что нельзя взять;
- трудная игрушка, поломка игрушки;
- внимание близкого обращено на другого ребенка;
- другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится,
прячет игрушку;
- воспитатель забирает игрушку;
- физическое наказание;
- воспитатель обижает, ругается;
- наличие препятствия;
- возвращение матери;
Радость
- Приход, прибытие куда- либо;
- выполнение задания;
- смотрит в зеркало на себя;
- смотрит в зеркало на другого ребенка, друга;
- сверстник дурачится;
- внимание, похвала другого человека при взаимодействии,
общении;
- смешной ( незнакомый) звук;
- воспитатель дурачится, напевает;
Наблюдая за ребенком в описанных выше ситуациях можно оценить силу эмоционального состояние ребенка.
Старайтесь наблюдать за ребенком регулярно в течение довольно длительного времени. Это поможет вам установить, каким именно образом каждый ребенок реагирует на ту или иную ситуацию.