Конспект родительского собрания. «Я боюсь, мама!»
материал по теме
Рекомендации родителям.
1. Важно относиться к детским страхам спокойно.
2. Выслушайте своего ребенка. Даже это принесет ему некоторое успокоение.
3. Пусть ребенок сам выберет себе игрушку – друга, с которой он мог бы ложиться спать, брать в детский сад, когда ему грустно и т.п.
4. Хорошо помогает побороть детский страх арттерапия. Предложите своему ребенку нарисовать свой страх (волка, бабайку, лешего и т.д.), художественные способности ребенка здесь не имеют никакого значения, т.к. малыш знает, что непонятные круги – это он Бабу – Ягу нарисовал, а кружочки и палочки – это злая собака. Можно предложить раскрасить контуры приведения, бабайки и т.п. Можно предложить слепить чудище. После того как ребенок изобразит каким – либо способом свой страх, нужно предложить малышу самостоятельно смять, изорвать свой рисунок страха и как можно дальше выбросить его, лучше если вы прогуляетесь с ребенком на улицу до мусорных баков. Вернувшись домой, похвалите малыша: какой он молодец здорово расправился с бабайкой измял ее изорвал и прогнал на улицу. Поясните, что она его теперь очень боится и не придет к нему.
5. Для детей до 3 лет уберите карандаши и фломастеры черного цвета, т.к. черный цвет одновременно притягивает и очень пугает малыша.
6. Будьте внимательны к страхам своего ребенка, потому что они не появляются на пустом месте им всегда что – то предшествует.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Красноборский детский сад «Колосок»
Конспект родительского собрания.
«Я боюсь, мама!»
Подготовила воспитатель
Ерыкалина Е.Г.
с. Красный Бор
Страхи у дошкольников.
Все знают, что многие дети чего-то боятся. Одним страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от собаки, цепенеют от страха при виде пчелы. Некоторые боятся персонажей сказок: Бабу-Ягу, волка, злого колдуна, других образов, созданных воображением («дядьку с мешком», трубочиста и т. п.).
Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения и таких качеств его личности, как эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе и т. д. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-либо патологией, обычно носит возрастной, преходящий характер, но в то же время сигнализирует об определенном неблагополучии в эмоционально – личностной сфере ребенка. Такие страхи возникают у эмоциональных детей в различные периоды детства, имеют свои особенности. Мы рассмотрим наиболее распространенные случаи страхов у детей.
В – первые годы жизни ребенок находится в теснейшей физической и эмоциональной связи с матерью, в зависимости от нее. Чувство любви и защищенности во многом определяет благополучие малыша, является условием эмоционального комфорта. Уже в 6—7 месяцев младенец начинает беспокоиться, если его мама внезапно уходит, с недоверием реагирует на появление незнакомых взрослых. По мере роста ребенка недостаток тепла со стороны матери ощущается все острее, и в раннем возрасте — в 1,5—2 года — нередко может явиться причиной появления страхов. Если при этом мать ведет себя по отношению к ребенку слишком сдержанно, редко берет его на руки, мало ласкает, строго с ним разговаривает или вообще недостаточно обращает на него внимания, то поведение малыша меняется. Его беспокойство усиливается, он становится плаксивым, с трудом засыпает и плохо спит, часто просыпается в слезах. Днем он старается быть ближе к матери, беспокоится даже тогда, когда она на минутку выходит из комнаты, а уж если она закрывает за собой дверь — начинает горько плакать. «Он боится оставаться один»,— говорят родители. Это верно только отчасти. В раннем возрасте механизм возникновения этого страха определяется непереносимостью даже короткой разлуки с матерью для чувствительного, эмоционального малыша. Если в комнату вместо матери вернется другой человек — соседка, врач, дальний родственник, ребенок будет плакать, его не утешит то, что теперь он не один.
Другим фактором, определяющим появление страхов у детей раннего возраста, является неоправданно строгая позиция родителей и неадекватные средства воспитания, которые они применяют. К арсеналу этих средств, противопоказанных для детей раннего возраста, особенно беспокойных, чувствительных, эмоционально неуравновешенных, относятся строгие наказания, угрозы, телесные наказания, шлепки и удары по рукам, особенно по голове или лицу. Крайне неблагоприятное воздействие оказывают на психику ребенка такие наказания, когда его запирают одного в темной тесной комнате, кладовке, чулане или искусственно ограничивают его движения, заставляют неподвижно лежать или даже привязывают его к кровати. Большое количество, запретов, недостаток тепла, ласки, эмоциональной близости со стороны матери, пренебрежение или неоправданно суровые наказания со стороны отца приводят к длительному перенапряжению нервной системы ребенка, которое ослабляет ее, создавая благоприятную почву для появления страхов.
По мере развития воображения дети начинают бояться сказочных чудовищ — в первую очередь волка, затем Бабу-Ягу, Бармалея и т. д., символизирующих все зло и опасности. Наблюдения показали, что частые наказания, угрозы, связанные с физической болью, типа: «Вот не слушаешься — папа придет и нашлепает», «Позову доктора — пусть тебе сто уколов сделает», и т. п.— чаще всего ведут к появлению у малыша страха перед волком, а строгое или равнодушное отношение матери провоцирует появление страха перед Бабой- Ягой.) Дети, у которых зарождаются эти страхи, не осознают причин их появления, они вообще не в состоянии рассуждать и бывают подавлены чувством ужаса и бессилия. Острый эмоциональный дискомфорт и развивающееся воображение к трем годам приводят к появлению целой группы стойких и достаточно типичных страхов. Страх перед волком и Бабой-Ягой дополняется страхом перед множеством других сказочных чудовищ. Дети начинают бояться темноты, в которой могут скрываться эти чудовища, пустой комнаты, больших ящиков или открытых шкафов, из которых «может кто-то вылезти». Наиболее ярко выражен страх темноты в 3 года, когда эта темнота наполняется образами, порожденными воображением ребенка. В то же время недостающий жизненный опыт малыша и избыточная его эмоциональность не дают ему возможности здраво рассудить и понять, что бояться нечего.
С 3 до 5—6 лет детские страхи бывают наиболее разнообразны и свойственны в той или иной степени большинству детей. Далеко не у всех они выражены так, что заставляют встревожиться родителей. Во многих случаях они носят возрастной, преходящий характер. Однако у некоторых детей они со временем не исчезают, не корректируются, а переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям. К сожалению, только на этой стадии родители обращают на них внимание и принимаются активно с ними бороться. Безусловно, обычные «возрастные» страхи, свойственные дошкольникам, также нуждаются в осторожной коррекции со стороны взрослых.
Обычные страхи, так часто встречающиеся у детей 3—6 лет, базируются на уже описанной трехкомпонентной основе (высокая эмоциональность, малый жизненный опыт и богатое воображение), легко появляются и нередко сами собой исчезают в течение 3—4 недель. Нередко непосредственной причиной таких страхов выступают необдуманные поступки взрослых.
Рекомендации родителям.
- Важно относиться к детским страхам спокойно.
- Выслушайте своего ребенка. Даже это принесет ему некоторое успокоение.
- Пусть ребенок сам выберет себе игрушку – друга, с которой он мог бы ложиться спать, брать в детский сад, когда ему грустно и т.п.
- Хорошо помогает побороть детский страх арттерапия. Предложите своему ребенку нарисовать свой страх (волка, бабайку, лешего и т.д.), художественные способности ребенка здесь не имеют никакого значения, т.к. малыш знает, что непонятные круги – это он Бабу – Ягу нарисовал, а кружочки и палочки – это злая собака. Можно предложить раскрасить контуры приведения, бабайки и т.п. Можно предложить слепить чудище. После того как ребенок изобразит каким – либо способом свой страх, нужно предложить малышу самостоятельно смять, изорвать свой рисунок страха и как можно дальше выбросить его, лучше если вы прогуляетесь с ребенком на улицу до мусорных баков. Вернувшись домой, похвалите малыша: какой он молодец здорово расправился с бабайкой измял ее изорвал и прогнал на улицу. Поясните, что она его теперь очень боится и не придет к нему.
- Для детей до 3 лет уберите карандаши и фломастеры черного цвета, т.к. черный цвет одновременно притягивает и очень пугает малыша.
- Будьте внимательны к страхам своего ребенка, потому что они не появляются на пустом месте им всегда что – то предшествует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-539081-1422149112.jpg)
Конспект родительского собрания на тему: "Зачем мама ребёнку нужна?"
Задачи: познакомить родителей с цитатами из книги Никитина "Мама или детский сад", привлечь родителей к обсуждению вопросов, касающихся воситния детей в дошкольном возрасте, используя дляэтогориготовл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-693910-1445518717.jpg)
Конспект родительского собрания «Педагоги, мама, я – дружная семья» по итогам проекта «Мама – главное слово на свете»
Материал можно использовать педагогам в работе с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Содержит викторину, видеопрезентацию, результаты анкет, памятку для родител...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/23/picture-694794-1445628784.jpg)
Конспект родительского собрания по ПДД "Мама, папа, не забудь меня в кресле пристегнуть!"
Тема, обсуждаемая на родительском собрании, направлена на пропаганду использования ремней безопасности и детских удерживающих устройств в автомобиле....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-835189-1478169478.jpg)
Конспект родительского собрания "Мамы разные нужны"
Материал представленный в конспекте может быть использован педагогами для проведения интересного мероприятия с детьми и их родителями...
КОНСПЕКТ родительского собрания по теме «Зачем детям нужна мама?» для второй младшей группы
КОНСПЕКТ родительского собранияпо теме «Зачем детям нужна мама?»для второй младшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/16/picture-837686-1676531829.jpg)
Конспект родительского собрания ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА!
А знаете ли вы своего ребенка? «Конечно!» - ответит почти каждый родитель. Действительно, это мы, родители, знаем своего ребенка с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-1104004-1547731184.jpg)
Конспект родительского собрания Тема: «Папа, мама, я - дружная семья»
Конспект родительского собрания Тема: «Папа, мама, я - дружная семья»...